Слайд 1ФИНАНСОВЫЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Доцент кафедры «Финансы и кредит»,
Финансового
университета, к.э.н.
Гуськов Анатолий Александрович
Слайд 2Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: учебник / под ред.
А.М. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, А.В. Маркиной. – Москва : Юрайт,
2015.
Банковское дело: Учебник/ Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2014.
Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2014.
Рекомендуемая литература:
Слайд 3Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и
дополнениями).
3. Федеральный закон от 02.12.1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон от 27.06.2011г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями).
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. ЦБ РФ
7. Положение Банка России от 19.06.2012г. №383-П «О правилах перевода денежных средств» (с изменениями и дополнениями).
8. Положение БР от 01.12.2015г. №507-П «Об обязательных резервах
кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями).
9. Инструкция БР от 28.06.2017г. №180-И «Об обязательных нормативах банков»
10.Инструкция БР от 21.06.2018г. №188-И «О порядке применения к кредитным организациям мер, предусмотренных статьей 74 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации»
Слайд 4Интернет-ресурсы
1. Материалы официального сайта ЦБ РФ: http://www.cbr.ru
2. Сайт Правительства РФ.
www.government.ru
3. Сайт Министерства финансов Российской Федерации
http://www.minfin.ru
3.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
4. Интернет-ресурсы Ассоциации российских банков www.arb.ru
5. Справочная правовая система «Гарант» http://www.garant.ru, «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
Слайд 5Цели и задачи государственного регулирования экономики
Слайд 6Государственное регулирование экономики представляет собой систему или совокупность взаимосвязанных методов
и экономических рычагов, осуществляющих воздействие на все сферы социально-экономической жизни,
включая производство, обмен, распределение и потребление произведенной продукции.
Слайд 7Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве
это целенаправленное воздействие
государства на макро- и микроэкономические процессы, происходящие в экономике с
целью обеспечения ее стабильности или изменения в необходимом для общества направлении.
Слайд 8Цели государственного регулирования:
экономический рост экономики;
совершенствование структуры народного хозяйства;
выравнивание экономического цикла;
обеспечение
полной занятости;
стабилизация системы денежного оборота;
стимулирование развития конкурентных отношений;
стабилизация цен и
тарифов;
устойчивость национальной валюты;
обеспечение внешнеэкономического равновесия;
защита окружающей среды;
социальный мир.
Слайд 10Денежно-кредитное регулирование как составная часть финансовой политики государства
Слайд 11Финансовая политика государства — это деятельность, направленная на мобилизацию финансовых
ресурсов, их рациональное распределение и использование, исходя из действующего финансового
законодательства.
Слайд 12Бюджетная политика представляет собой распределение централизованного фонда денежных средств и
дальнейшее его использование по целевому, отраслевому, территориальному назначению и направлена
на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.
Слайд 13Налоговая политика представляет собой прямое изъятие части доходов у субъектов
экономики в бюджет.
Осуществление налоговой политики основано на фискальной и
стимулирующей функции налогов.
Слайд 14Денежно-кредитная политика, регламентируя функционирование денежно-кредитной системы страны, направлена на регулирование
хозяйственной конъюнктуры и достижение стратегических целей экономического развития государства.
Слайд 15Основными целями денежно-кредитного регулирования являются:
обеспечение устойчивых темпов экономического роста;
поддержание стабильного
уровня цен;
достижение высокого уровня занятости населения;
обеспечение устойчивого состояния внутреннего валютного
рынка, различных сегментов финансового и кредитного рынков;
поддержание устойчивости уровня ссудного процента на внутреннем денежном рынке.
Слайд 16Главная задача Центрального банка — поддержание стабильности и устойчивости национальной
денежной единицы, денежного обращения в стране и денежно-кредитной системы.
Слайд 17Особенность Центрального банка России
заключается в том, что он является одновременно
и органом государственного управления, и юридическим лицом, имеющим особый статус
— имущество Банка отделено от имущества государства.
При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка.
Слайд 18Методы денежно-кредитного регулирования
прямые методы;
косвенные методы.
Слайд 19Прямые методы (административные):
ограничение уровня ставок процентов по кредитам или
депозитам;
установление лимитов кредитования для кредитных организаций;
избирательная денежно-кредитная политика в отношении
приоритетных отраслей экономики и создание специализированных кредитных организаций;
портфельные ограничения, связанные с обязанностью кредитных организаций приобретать государственные ценные бумаги;
лимиты кредитования либо привлечения депозитов; ужесточение валютных ограничений.
Слайд 20Косвенные (экономические) методы
нормативные — применяются посредством использования обязательных инструментов, (отчисления
в фонд обязательного резервирования, установление для кредитных институтов коэффициентов и
нормативов);
корректирующие — применяются через использование процентных ставок, валютных интервенций, операций на открытом рынке и других инструментов.
Слайд 21Методы косвенного воздействия включают:
официальную (ключевую) ставку ЦБ,
рефинансирование банков,
установление минимальных резервных требований,
операции с государственными ценными бумагами,
депозитные
операции,
валютные интервенции,
эмиссию облигаций.
Слайд 22Основными видами инструментов, применяемых центральным банком при проведении денежно-кредитной политики,
являются:
операции с государственными ценными бумагами;
нормы обязательных резервов;
ставки процентов по операциям
центрального банка;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
Слайд 24Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Слайд 25Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности:
экономические;
административные методы.
Слайд 26Государство может оказывать влияние на экономику и предпринимательство с помощью:
законодательных
ограничений;
системы налогообложения;
системы обязательных платежей и отчислений;
государственных инвестиций;
осуществления
государственных целевых экономических и социальных программ;
субсидий, льгот, кредитования.
Слайд 27Методы финансового регулирования предпринимательской деятельности
1. Государственные расходы, включая государственные закупки
и трансфертные платежи.
2. Система налогообложения.
3. Государственное предпринимательство.
4. Прямое государственное регулирование.
Слайд 28Регулирование государством предпринимательской деятельности заключается в разработке и реализации программ
поддержки малого предпринимательства.
Слайд 29Государство может оказывать влияние на экономику и предпринимательство с помощью:
законодательных
ограничений;
системы налогообложения;
системы обязательных платежей и отчислений;
государственных инвестиций;
осуществления государственных целевых экономических
и социальных программ;
субсидий, льгот, кредитования.
Слайд 30Методы налогового регулирования
выбор и установление налоговых ставок;
отсрочка налогового платежа;
налоговые
вычеты;
инвестиционный налоговый кредит;
налоговая амнистия;
международные договоры об устранении двойного налогообложения.
Слайд 33Бюджетное регулирование
это совокупность операций по распределению и перераспределению средств между
бюджетами разных уровней, осуществляемых для стабилизации доходов местных бюджетов, с
учетом установленных государственных минимальных социальных стандартов.
Слайд 34Бюджетное воздействие на темпы роста экономики:
централизованные ресурсы государства являются основным
источником финансирования научно-технического прогресса, тем самым оказывают значительное воздействие на
ускорение научно-технического прогресса;
через бюджет в процессе реализации межбюджетного регулирования перераспределяются финансовые ресурсы от одних административно-территориальных образований к другим, а также направляются на развитие определенных регионов и отраслей;
с помощью бюджетного регулирования осуществляется субсидирование затрат на воспроизводство рабочей силы.
Слайд 36Регулирование институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры
Слайд 37Инфраструктура финансовых рынков
1. Финансовые посредники различного типа.
банковские институты, страховые, трастовые
компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные союзы и
др.
2. Сервисная инфраструктура,
валютные и фондовые биржи, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые организации, консалтинговые и аудиторские фирмы, информационно-аналитические агентства и пр.
3. Регулятивная инфраструктура,
органы государственного регулирования, саморегулируемые организации, профессиональные ассоциации.
Слайд 38Функции инфраструктуры
1. Организационная функция, предназначенная для формирования между субъектами финансовых
рынков информационных финансовых связей; обеспечения стабильных и взаимовыгодных отношений между
участниками; обеспечения условий для свободного перемещения финансовых активов; формирования развитой конкурентной среды на финансовых рынках.
2. Коммуникационная функция, призванная обеспечить эффективную циркуляцию финансовых потоков.
3. Регулирующая функция, нацеленная на поддержание сбалансированного спроса и предложения на финансовых рынках, ликвидности финансовых инструментов, обеспечение ускорения оборачиваемости финансовых активов.
Слайд 39С 3 марта 2014 г. регулятором финансовых рынков исполняет мегарегулятор
в лице Банка России
Цель создания мегарегулятора заключается в преодолении недостаточной
координации деятельности существующих регуляторов, распыленности регулирующих функций между различными государственными органами.
Слайд 40Формы регулирования финрынка
лицензирование,
контроль банковских рисков,
использование инструментов денежно-кредитного
регулирования.
Слайд 41Инструменты денежно-кредитного регулирования позволяют осуществлять регулирование с использованием следующих методов:
применение
учетной (дисконтной) политики — основано на регулировании рынка ссудных капиталов
путем управления процентной ставкой (дисконтом), которую Центральный банк удерживает в процессе переучета или покупки векселей у коммерческих банков;
резервирование — механизм, позволяющий регулировать общую ликвидность банков, который используется для контроля за денежной массой и ее агрегатами с помощью денежного мультипликатора;
проведение операций на открытом рынке — позволяет регулировать ликвидность и кредитные вложения банков через размещение государственного долга, т. е. покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.
Слайд 65Косвенные методы (экономические)
по характеру действия различают:
общие;
селективные.
Слайд 66Селективные методы направлены на регулирование конкретных видов кредита и носят
преимущественно директивный характер. С их помощью решаются локальные, частные задачи
(ограничение на выдачу кредитов некоторыми банками, льготные условия рефинансирования отдельных кредитных институтов и др.).
Слайд 70Общие методы воздействия
это главным образом косвенные методы, которые оказывают влияние
на денежный рынок в целом.
К инструментам прямого воздействия относят: запрет
на выполнение банковских операций; ограничение выполнения операций; запрет на открытие филиалов; лимиты в области налично-денежного обращения; нормативы для коммерческих банков (ликвидности и т. д.).
Слайд 71Регулирование институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры