Слайд 2Финикийский алфавит
Семитское зеркало Эллады
ФИНИКИЙСКОЕ ПИСЬМО – консонантное левостороннее письмо семитского типа, первый и
самый продуктивный из известных нам алфавитов на Земле. От него произошли
практически все буквенные системы (и греческая, и арабская, и, возможно, индийская). Обслуживало с середины 2 тыс. до н.э. финикийский язык (ханаанейско-аморейская группа семитской семьи), бытовавший на территории современного Ливана. Специфическая черта финикийского языка – «оканье» (ā>ō/ū). Наиболее известные памятники финикийского письма – эпитафия Ахирама, 13 в. до н.э.; надпись Йехимилка, 12 в. до н.э. и Моавитский камень из черного базальта, 9 в. до н.э. (он повествует о победе царя Меши над израильтянами).
Слайд 31 – транскрипция;
2 – финикийское письмо (сер. 2 тыс. до
н.э. – 332 до н.э.);
3 – пунийское письмо (825 до
н.э. – 146 до н.э.);
4 – новопунийский (до 5 в.).
* матрес лекционес.
Слайд 4 Финикийское письмо прошло три основных этапов исторического развития: собственно финикийский (вторая половина
2 тыс. до н.э. – 4 в. до н.э., когда
Финикию разрушил Александр Македонский), пунийский (с момента основания Карфагена в 9 в. до н. э. и до времен разрушения его Римом во 2 в. до н.э.) и новопунийский(вплоть до 5 в.). В процессе развития финикийское письмо постепенно переходит от эпиграфического к курсивному. Интересно, что по мере того, как финикийские буквы удлинялись и сужались (сравните с набатейским письмом), еврейские графемы становились все жирнее и короче.
Слайд 51. Финикия
(от греч. Φοίνικες - «страна пурпура», либо от египетского слова fenehu - «строитель кораблей») – конгломерат
торговых городов-государств: Тир (Цор, ныне Сур – наиболее древен и
могуществен), Сидон (Цидон, ныне Сайда), Берита (Бейрут) и др. Заметная традиция самоуправления горожан, система выбора правителей, торговая экспансия и практика не обращать в рабов соплеменников приближала финикийцев более к античной культуре Эллады, чем к цивилизациям афразийских деспотий. Государственную структуру Финикии можно назвать олигархической, а саму страну «семитским зеркалом Эллады». Финикийские божества Ваал, Молох, Адонис – стали именами нарицательными.
В 332 до н.э. Александр Македонский, разрушив Тир, погубил восточную ветвь финикийцев, которые до этого успели на западе основать ряд мощных колоний. В 64 до н.э. Помпей присоединил Финикию к Риму, а с 7 в. здесь хозяйничали арабы.
Интересно, что слово «Финикия» этимологически связывают с именем птицы, возрождающейся из пепла (Феникс - Φοϊνιξ). Есть предположение, что такого же происхождения и название древнего письма туарегов тифинаг.
Слайд 72. Карфаген
(от финикийского Qartḥadašt «новый город»). Римляне называли его Cartago, греки
– Кархедон, этруски – Karthazie, а испанские иберы – Картахена.
Основан Карфанен был в 825 до н.э. отважной Дидоной (Элиссой), сестрой Пигмалиона и дочерью тирского царя Мутона. Легенды говорят, что берберский царь Ярб продал ей землю в Африке, которую бы накрыла шкура быка. Но Дидона тонким кожаным ремнем опоясала место под первую цитадель – Бирсу (по-гречески βυρςα – «шкура»). При ее закладке была найдена голова коня и быка, что предвещало грядущую мощь нового города. Правда, при основании Рима был выкопан человеческий череп – символ господства над всем миром. Преследуемая сватовством Ярба, Дидона взошла на костер. По другой версии, покинутая Энеем, она предрекла извечную вражду между Римом и Карфагеном.
За 300 лет до этого события в Африке финикийцы основали Утику (ʔūṭiqā – «почтенная»), Гиппон и Хадрумет. Под властью Карфагена оказалось все побережье Западного Средиземноморья.Финикийские названия до сих пор носят страны Тунис (tanet – луна), Испания («берег кроликов»), города Испании (Картахена, Гадес-Кадис, Абдара-Альмерия, Малага), ливийский Триполи – это древний Лептис-Магна, а марокканский Танжер – Тингис. Европа – тоже финикийское название и означает «запад».
Слайд 8Символика Финикии и Карфагена:
1 – Знак богини Тиннит
2 – Триада
«бетилов» (камней Бога)
4 – Курильница
5 – Тиннит и дельфин
6 – Венера
с полумесяцем, Тиннит, бетилы.
Слайд 103.«Пуна»
Карфаген стал торговой аристократической республикой и крупнейшей морской державой. Карфагеняне
называли себя «пуна», поэтому письмо этого времени называется пунийским.
Карфаген сжег в
146 до н.э. римским полководцем Публием Корнелием Сципионом Эмилианом Африканским (Квинт Энний написал об этом поэму «Снципион»). На месте великого города в знак вечного проклятия земля была засеяна солью. Перед этим непримиримый враг Карфагена Катон Старший каждую свою речь в Сенате заканчивал фразой Cartaginem esse delendam (Карфаген должен быть разрушен!). Известен также эпос Невия «Пуническая война» и роман Г. Флобера «Саламбо» о разрушении Карфагена.
Слайд 11После разрушения Карфагена центром новой римской провинции Африка стала Утика.
Помимо средиземноморского побережья Испании и Магриба финикийский язык и письмо
некоторое время сохранялся на юге Кипра и западе Сицилии и Сардинии. Финикийское письмо было официальным в малоазийском царстве Самааль и в ливийской Нумидии.
Интересные изменения происходят в кон. 1 тыс. до н.э. со структурой финикийского письма. Была предпринята попытка создать полногласный алфавит по типу греческого. Гласные все чаще обозначают при помощи «матрес лекционес»: y=ī/ē; a=ā/ō; w=ō/ū. К этому же времени курсивный новопунийский почерк окончательно вытеснил монументальный. Известны случаи, когда финикийская речь записывалась греческим или латинским письмом.
Кстати, современные генетики доказали, что потомки финикийцев до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов
Слайд 121 – египетские иероглифы;
2 – египетская иератика;
3 – финикийский алфавит;
4
– финикийские графонимы;
5 – значение графонимов;
6 – латинский абецедарий.
Слайд 13 Многие мифы финикийцев были заимствованы греками. Например, цикл о подвигах
Мелькарта, которого эллины называли Гераклом. В Финикии был похоронен герой
Троянской войны Мемнон. Живших в Берите жрецов Санхонйатона и Иеромбаала, пытавшихся систематизировать финикийские мифы, упоминает грек Филон Библский. От его 9-томного сочинения «Финикийская история» до нас дошли только отрывки в трудах раннехристианского писателя Евсевия. Систему жреца Моха пересказал грек Дамаский в работе «О первых принципах». Менандр и Дий написали историю Тира.
Слайд 14В Карфагене было много библиотек с богатыми рукописными разделами отчетов
о морских путешествиях. Сохранились, например, сведения, что мореход Гамилькон побывал
в Бретани и достиг Саргасова моря, а Ганнон обогнул берег западной Африки. Хранились здесь и сочинения историков и философов Гасдурбала, Клитомаха, учебники по астрономии в 28 томах Магона и Гамилькара. Все это было уничтожено римлянами.
От обширной когда-то финикийско-пунической литературы сохранились лишь отдельные пересказы у античных авторов. Есть отрывок на пуническом языке, записанный латинскими буквами в римской комедии Плавта «Доэнулус».
В 1841 немецкий ученый Ф.К. Моверс начал публиковать грандиозный многотомный труд «Финикийцы». Финикийские же надписи были расшифрованы еще в 18 в. французом Ж. Бартелеми.
Слайд 15Числа:
1, 2 – финикийские надписи;
3 – пунийская надпись с интерпункцией;
4
– пунийская надпись:
tmqdšzbʔl'abʔl'atbgglms
5 – новопунийская надпись