Разделы презентаций


ФИО учителя — Класс Х

Содержание

ВОПРОСЫ:Психологические особенности школьников старших классов.Этапы литературного образования в старшей школе. Объекты изучения на уроках литературы в старших классах.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
ФИО учителя — Класс

«Х»
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХФИО учителя — Класс «Х»ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Слайд 2ВОПРОСЫ:
Психологические особенности школьников старших классов.
Этапы литературного образования в старшей школе.

Объекты изучения на уроках литературы в старших классах.

ВОПРОСЫ:Психологические особенности школьников старших классов.Этапы литературного образования в старшей школе. Объекты изучения на уроках литературы в старших

Слайд 33. Изучение монографических тем. Жанры изучения личности писателя на уроке

литературы. Творческий портрет персоналии как персонифицированный жанр речи учителя-словесника. Принципы

организации занятий по монографической теме.

ВОПРОСЫ:

3. Изучение монографических тем. Жанры изучения личности писателя на уроке литературы. Творческий портрет персоналии как персонифицированный жанр

Слайд 44. Изучение обзорных тем. Место обзорных тем в историко-литературном курсе.

Примерный план изучения обзорной темы. Особенности уроков-обзоров: принципы организации, недостатки,

формы.

ВОПРОСЫ:

4. Изучение обзорных тем. Место обзорных тем в историко-литературном курсе. Примерный план изучения обзорной темы. Особенности уроков-обзоров:

Слайд 5ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ведущая деятельность – познавательная. В старшем школьном

возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится

к хорошо успевающим школьникам.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Ведущая деятельность – познавательная. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы.

Слайд 6Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов

естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание

их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В

Слайд 7ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопреде-
ление.
Старшие

школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он

дает для их будущего. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВВ центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопреде-ление.Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения

Слайд 8В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными

и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии,

у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы

Слайд 9к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность

к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в

другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

ИЗМЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ…

к отметке - она, как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу : старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить

Слайд 10Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего

и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя

равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.
Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста

Слайд 119-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории

родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы

(спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.

Слайд 1210–11-й классы – разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс

в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ», профильный

курс) и функциональном аспектах (элективные курсы). Основные учебные цели: 1) постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений; 2) включение художественного текста в историко-литературный процесс.

ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10–11-й классы – разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основных

Слайд 13 художественные произведения;
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

 художественные произведения; ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

Слайд 14контекстная литература -
биографические исследования, публицистические и критические статьи, мемуары,

эпистолярное наследие, дневниковые записи и др.;

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

контекстная литература - биографические исследования, публицистические и критические статьи, мемуары, эпистолярное наследие, дневниковые записи и др.;ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В

Слайд 15  научно-популярная литература - словари, энциклопедии, справочники, научно-популярные произведения. Научно-популярная

литература – это специфическая область искусства слова, отразившая те или

иные факты науки и культуры в форме, сочетающей образность повествования с научной достоверностью. ;

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

 научно-популярная литература - словари, энциклопедии, справочники, научно-популярные произведения. Научно-популярная литература – это специфическая область искусства слова,

Слайд 16 учебно-познавательная литература –
тексты учебников и учебных пособий, предназначенные для различного

контингента учащихся;

Объекты изучения в школьном курсе литературы:

 учебно-познавательная литература – тексты учебников и учебных пособий, предназначенные для различного контингента учащихся;Объекты изучения в школьном курсе литературы:

Слайд 17 иллюстративно-сопоставительный материал –
произведения живописи, музыки, театра, кино, скульптуры, архитектуры

и др.

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

 иллюстративно-сопоставительный материал – произведения живописи, музыки, театра, кино, скульптуры, архитектуры и др. ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

Слайд 18Основой изучения литературы в старших классах остаётся чтение и изучение

«хорошей», или «классической» литературы, которая
«остается незыблемой частью культурной

матрицы , выполняя ряд специфических функций, которые не могут быть делегированы другим культурным институтам».  
М.В.ЗАГИДУЛЛИНА

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основой изучения литературы в старших классах остаётся чтение и изучение «хорошей», или «классической» литературы, которая «остается незыблемой

Слайд 19«Каждый век имеет своё определение литературы».

Особенности восприятия художественного произведения на

историко-культурной основе

«Каждый век имеет своё определение литературы».Особенности восприятия художественного произведения на историко-культурной основе

Слайд 20На первый план выходит проблема восприятия произведения в исторической перспективе.

 Ценность произведения литературы возрастает от того, что оно выступает в

сознании читателя как явление своей эпохи, но при этом  всякое произведение искусства постоянно самообновляется, и это самообновление осуществляется с помощью исторического подхода читателей.

Особенности восприятия художественного произведения на историко-культурной основе

На первый план выходит проблема восприятия произведения в исторической перспективе.  Ценность произведения литературы возрастает от того, что

Слайд 21В процессе “самовозобновления” произведения искусства (и литературы в первую очередь)

оно не только восстанавливает свои ценности, но в известной мере

и “изменяет” их, так как новое историческое окружение способствует его новому пониманию.

Особенности восприятия художественного произведения на историко-культурной основе

В процессе “самовозобновления” произведения искусства (и литературы в первую очередь) оно не только восстанавливает свои ценности, но

Слайд 22историко-генетическом


историко-культурном


историко-функциональном
Историзм как основа для анализа художественного произведения проявляется в следующих

подходах:
произведение рассматривается в контексте:
обстоятельств, обусловивших его возникновение;

произведение рассматривается в контексте:
-

места, которое оно заняло в культурно-историческом пространстве;
-влияния, которое оно оказало на литературный процесс;

произведение рассматривается в контексте:
его функционирования в большом промежутке времени.

историко-генетическомисторико-культурномисторико-функциональномИсторизм как основа для анализа художественного произведения проявляется в следующих подходах:произведение рассматривается в контексте:обстоятельств, обусловивших его возникновение;произведение

Слайд 23Учащиеся получают целостное представление о литературе как историко-культурном явлении
Реализуется дидактический

принцип постепенной усложнённости сведений
Творчество писателей изучается в исторической последовательности как

противоречивый, но поступательный процесс
Изучаются лучшие произведения
Создаются благоприятные условия для развития устной и письменной речи учащихся

Особенности изучения курса литературы на историко-литературной основе:

Учащиеся получают целостное представление о литературе как историко-культурном явленииРеализуется дидактический принцип постепенной усложнённости сведенийТворчество писателей изучается в

Слайд 24Цель изучения монографических тем – представить достаточно полную картину жизни

и творчества писателя. В центре монографической темы – писатель и

его произведения, его жизнь и творчество.

Изучение монографических тем

Цель изучения монографических тем – представить достаточно полную картину жизни и творчества писателя. В центре монографической темы

Слайд 25Биография автора
Обзор творчества , характеристика творческого метода, основных этапов творчества,

программных произведений
Текстуальный анализ 1-2-х произведений с учётом родовой и жанровой

специфики
Определение места и значения данного писателя и его творчества в литературном процессе

Содержание монографической темы:

Биография автораОбзор творчества , характеристика творческого метода, основных этапов творчества, программных произведенийТекстуальный анализ 1-2-х произведений с учётом

Слайд 26Одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том,

чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства переплавляются

художником в его произведении.
Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу.

Изучение биографических сведений о писателе

Одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни

Слайд 27Знакомо только имя.
Знакомо имя и названия нескольких произведений.
Есть представление о человеке,

который создал знакомые произведения.
Знакомо несколько фактов жизненного и творческого пути

писателя, связанных с изучаемым произведением.
В общих чертах знакома творческая биография, знакомы важнейшие факты жизни и творчества.
Освоена относительно полная и связная картина жизни и творчества писателя.
В сознании юного читателя сформировалась картина жизни и творчества хорошо знакомого и духовно близкого человека.

Набор вариантов биографических сведений о писателе (Т.Ф.Курдюмова)

Знакомо только имя.Знакомо имя и названия нескольких произведений.Есть представление о человеке, который создал знакомые произведения.Знакомо несколько фактов жизненного

Слайд 28Программа различным образом определяет жанры изучения личности писателя в старших

классах.
Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком, программа предлагает проследить

жизненный и творческий путь художника, т.е. развернуто дать ученикам смену этапов их жизни и литературной деятельности.
Когда в программе говорится о необходимости дать биографию, учитель может предложить классу обобщенный портрет писателя, не прослеживая последовательно хронологическую канву его жизни.
Наконец, есть в программе и такая формулировка: «Жизнь и литературная деятельность». Здесь необходимо показать связь биографии и литературной работы, в большей степени обратить внимание на творческую деятельность писателя.

Особенности изучения личности писателя в старших классах

Программа различным образом определяет жанры изучения личности писателя в старших классах.Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком,

Слайд 29Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как

предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в IV-VII классах. Там

такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.

Особенности изучения личности писателя в старших классах

Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в

Слайд 30История жизненного и творческого пути (ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЛИИ) -обстоятельное знакомство

с жизнью и творчеством писателя
Цель - посредством сообщения яркой, запоминающейся

информации заинтересовать личностью творца ученическую аудиторию, неподготовленную, не обладающую достаточным объемом знаний (или же имеющую их минимальный объем), вызвать у нее желание познакомиться с его произведениями.

Жанровые разновидности повествования о жизни и творчестве писателя на уроке литературы

История жизненного и творческого пути (ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЛИИ) -обстоятельное знакомство с жизнью и творчеством писателяЦель - посредством

Слайд 31Творческий портрет персоналии –
особый педагогический жанр профессиональной речи учителя,

в котором сочетаются портретная характеристика и характеристика творчества, представленные различными

жанровыми моделями, с целью заинтересовать личностью мастера слова, способствовать знакомству с его произведениями.

Определение творческого портрета персоналии

Творческий портрет персоналии – особый педагогический жанр профессиональной речи учителя, в котором сочетаются портретная характеристика и характеристика

Слайд 32Вступительный ТПП начинает изучение творчества, предваряет чтение произведения.
Способствует созданию особого

эмоционального настроя; представляет необходимую информацию, которая облегчит восприятие произведения; определяет

круг вопросов, которые будут рассматриваться в процессе работы над произведением.

Виды (жанровые формы) творческого портрета персоналии в зависимости от использования на разных этапах урока

Вступительный ТПП начинает изучение творчества, предваряет чтение произведения.Способствует созданию особого эмоционального настроя; представляет необходимую информацию, которая облегчит

Слайд 33НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:
«Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением… Кто

же автор?»
«Сегодня нам предстоит удивительное знакомство с гением …литературы…»
«Сегодня вам

предстоит путешествие в удивительный мир, созданный…»
КОНЕЧНЫЕ ФРАЗЫ:
«Изучению произведения… этого замечательного писателя мы посвятим урок»
«Так давайте же и мы окунемся в этот загадочный мир, созданный…»

Вступительный ТПП

НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ: «Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением… Кто же автор?»«Сегодня нам предстоит удивительное знакомство с

Слайд 34Используется на уроках в старшем звене, где творчество писателя изучается

на нескольких уроках.
Представляет собой текст большого объема, разбитый на

тематически завершенные фрагменты, которые открывают изучение каждой новой темы или нового произведения писателя.

Сквозной (рассредоточенный, сопутствующий) ТПП

Используется на уроках в старшем звене, где творчество писателя изучается на нескольких уроках. Представляет собой текст большого

Слайд 35НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:
«Продолжим наш рассказ о жизни и творчестве… На прошлом

уроке мы остановились на…».
«Произведение, изучению которого мы посвятили прошлый урок,

– как временная остановка в пути. Продолжим путешествие по художественному миру… Что ждало писателя за новым жизненным поворотом?…»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:
«Прервемся. Попробуем открыть тайну этого произведения. А на следующем уроке (А совсем скоро) на с ждут новые загадки творчества…»
«И вновь сделаем остановку. Ее название – (название произведения). А путешествие продолжим на следующем уроке».

Сквозной (рассредоточенный, сопутствующий) ТПП

НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:«Продолжим наш рассказ о жизни и творчестве… На прошлом уроке мы остановились на…».«Произведение, изучению которого мы

Слайд 36Так же, как и сквозной, используется на уроках, посвященных творчеству

одного художника слова.
Несколько самостоятельных высказываний, каждое из которых имеет свою

тему, проблему и является своеобразной «новой страницей жизни и творчества». Объединяет их общий предмет речи – конкретная творческая личность.

Сериальный ТПП

Так же, как и сквозной, используется на уроках, посвященных творчеству одного художника слова.Несколько самостоятельных высказываний, каждое из

Слайд 37НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:
«На прошлом уроке мы знакомились с… периода… Сегодня

мы открываем для себя нового…».
«Предыдущая наша встреча была с… (Пушкиным

– лириком), сегодня мы увидим новую грань его таланта…».
«Нам предстоит открыть новую страницу в творческой биографии…»
ЗАВЕРШАЮЩИЕ ФРАЗЫ:
«Таким был … периода создания произведения…»
«Может быть, эта новая страница творческой биографии… поможет нам в изучении…»

Сериальный ТПП

НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ: «На прошлом уроке мы знакомились с… периода… Сегодня мы открываем для себя нового…».«Предыдущая наша встреча

Слайд 38Завершает изучение творчества писателя. Подводит итог сказанному о художнике слова,

обобщает полученные учениками сведения, ставит новые вопросы, побуждает к активной

самостоятельной работе.

Обобщающий (итоговый) ТПП

Завершает изучение творчества писателя. Подводит итог сказанному о художнике слова, обобщает полученные учениками сведения, ставит новые вопросы,

Слайд 39НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:
«Мы завершили изучение произведений…,но возникают вопросы…Может быть, ответ

на них мы найдем сегодня…».
«Сколько загадок таит жизнь и творчество…!

Мы разгадывали их на нескольких уроках. Сегодня наша встреча с … последняя. Почему же …(сжигает Н.В. Гоголь второй том «Мертвых душ»)? Поразмышляем…».

Обобщающий (итоговый) ТПП

НАЧАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ: «Мы завершили изучение произведений…,но возникают вопросы…Может быть, ответ на них мы найдем сегодня…».«Сколько загадок таит

Слайд 40ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ:
«Ответы на эти вопросы найдены, но сколько еще

интересного и захватывающего таит мир… (Пушкина)! Я предлагаю вам продолжить

путешествие самостоятельно»
«Состоялась еще одна, последняя в этом году встреча с … Но этот добрый и умный писатель еще не раз будет нашим гостем на уроках, а, может быть, вы посетите мир его произведений».

Обобщающий (итоговый) ТПП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ: «Ответы на эти вопросы найдены, но сколько еще интересного и захватывающего таит мир… (Пушкина)! Я

Слайд 41портретная характеристика:
описание внешнего вида;
речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность

и др.);
свойства характера (привычки, особенности натуры).

Содержание творческого портрета персоналии

портретная характеристика:описание внешнего вида;речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);свойства характера (привычки, особенности натуры).Содержание творческого

Слайд 42характеристика творчества:
биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;
особенности

мировоззрения художника как необходимое условие для проникновения в его творчество,

литературные ориентиры творца;
тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;

Содержание творческого портрета персоналии

характеристика творчества:биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;особенности мировоззрения художника как необходимое условие для проникновения

Слайд 43характеристика процесса создания художественного произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная

правка и т.д.);
место художника в эпохе (среди современников и в

литературном процессе вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;
цитаты из произведений творца.

Содержание творческого портрета персоналии

характеристика процесса создания художественного произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);место художника в эпохе (среди

Слайд 44Творческий портрет персоналии как комплексный жанр

Творческий портрет персоналии как комплексный жанр

Слайд 45Жанровый ТПП характеризует личность писателя через произведения одного жанра (например,

«А.С. Пушкин - драматург»).
Тематический ТПП раскрывает определенную тему в

его творческой биографии («В.В. Маяковский и революция»).
Монографический ТПП посвящен одному произведению («А. Блок в период создания поэмы «Двенадцать»).
Обзорный ТПП – дает общее представление о художественном мире писателя («С. Есенин и его поэтическая Родина»).

Разновидности творческого портрета персоналии по содержанию

Жанровый ТПП характеризует личность писателя через произведения одного жанра (например, «А.С. Пушкин - драматург»). Тематический ТПП раскрывает

Слайд 46«Ребята, вы, наверное, согласитесь, если я скажу, что у каждого

писателя есть своя любимая тема. Например, Пришвин писал о природе,

Твардовский – о войне, а Бажов писал о труде, о человеке труда. Почему же его так заинтересовала эта тема?»
«Эти поэтические строки принадлежат перу Владимира Владимировича Маяковского. В этих строках – огромная, неповторимая личность, жизнеутверждающий принцип его творчества. Маяковский был великаном и в жизни, и в поэзии. Он был поэтом вселенского масштаба, который запросто говорил с солнцем на ты».


Определите разновидность ТПП по содержанию

«Ребята, вы, наверное, согласитесь, если я скажу, что у каждого писателя есть своя любимая тема. Например, Пришвин

Слайд 47«Это – Жуковский времени его наибольшей популярности, Жуковский – автор

баллад, а ведь баллады – это выражение внутреннего мира поэта.

Баллады же Жуковского очень необычны, мелодичны и таинственны, в них чувствуется стрем­ление поэта к прекрасному, к идеалу. Что же так привлекало Жуковского в балладе?»
«Философская повесть-сказка «Маленький принц» – одно из поздних произведений французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. В нем автор высказал свои заветные мечты и чаяния, это своеобразное литературное завещание писателя, мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте»

Определите разновидность ТПП по содержанию

«Это – Жуковский времени его наибольшей популярности, Жуковский – автор баллад, а ведь баллады – это выражение

Слайд 48СТРУКТУРА ТПП

СТРУКТУРА ТПП

Слайд 49 Краткая история жизни и творчества писателя — этот вариант биографического

рассказа о классиках XIX и XX веков достаточно часто встречается

в курсе старших классов.

Жанровые разновидности повествования о жизни и творчестве писателя на уроке литературы

Краткая история жизни и творчества писателя — этот вариант биографического рассказа о классиках XIX и XX веков

Слайд 50Краткий очерк жизни и творчества — этот тип повествования особенно часто

используется при обращении к литературе ХХ века.
Слово о писателе — эмоциональное,

но достаточно краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к облику автора произведений, включённых в программу по выбору.

Жанровые разновидности биографического повествования

Краткий очерк жизни и творчества — этот тип повествования особенно часто используется при обращении к литературе ХХ века.Слово

Слайд 51Краткая биографическая справка —
это первое и беглое знакомство с писателем

для самой поверхностной и общей ориентации читателя. Оно часто используется

в обзорных темах старших классов при характеристике состояния литературы. Когда учитель использует эту форму сообщения биографического материала, ему часто приходится ограничиваться лишь слабой надеждой — он часто думает только об одном:
“Запомни хотя бы имя и названия некоторых произведений!”

Жанровые разновидности повествования о жизни и творчестве писателя на уроке литературы

Краткая биографическая справка — это первое и беглое знакомство с писателем для самой поверхностной и общей ориентации читателя.

Слайд 52Эпизод или эпизоды биографии —
это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь

событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора и подготавливают восприятие

конкретного текста.

Жанровые разновидности повествования о жизни и творчестве писателя на уроке литературы

Эпизод или эпизоды биографии — это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора

Слайд 53Использование иконического компонента и знаков других семиотических систем в жанрах

изучения личности писателя

Портрет/портреты писателя
Изображение памятников писателю
Музыкальные произведения

Использование иконического компонента и знаков других семиотических систем в жанрах изучения личности писателяПортрет/портреты писателяИзображение памятников писателюМузыкальные произведения

Слайд 54Установление системных связей между частями и этапами монографической темы
Соблюдение принципа

преемственности через организацию повторения материала
Организация самостоятельной работы школьников во избежание

монотонности преподавания

Принципы организации занятий по монографической теме

Установление системных связей между частями и этапами монографической темыСоблюдение принципа преемственности через организацию повторения материалаОрганизация самостоятельной работы

Слайд 55Урок-лекция
Урок-практикум
Урок-коллоквиум
Урок-ролевая игра
Урок-экскурсия
Урок-конференция
Урок-дискуссия…
Формы проведения занятий по монографической теме

Урок-лекцияУрок-практикумУрок-коллоквиумУрок-ролевая играУрок-экскурсияУрок-конференцияУрок-дискуссия…Формы проведения занятий по монографической теме

Слайд 56Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии

культуры и/или литературы определенного периода, а также об отдельных авторах.

При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрываются лишь наиболее важные особенности.

Изучение обзорных тем

Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и/или литературы определенного периода, а также

Слайд 57Цель обзорной темы:
Охарактеризовать общественно-политическую и литературную среду в той степени,

которая необходима для материала, изучаемого текстуально;
Показать развитие литературного процесса и

раскрыть состояние литературы на конкретном этапе, не описывая его, а выявляя закономерности.

Изучение обзорных тем

Цель обзорной темы:Охарактеризовать общественно-политическую и литературную среду в той степени, которая необходима для материала, изучаемого текстуально;Показать развитие

Слайд 58В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия

«обзор» для:
1) указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения,

творчество писателя, художественное произведение);
2) характеристики уроков особой структуры.

Понятие «обзор»

В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» для:1) указания на степень «развернутости» рассмотрения

Слайд 59собственно обзорные темы -
«Наследие писателей-классиков в литературе ХХ века»,

«Гуманистические идеи русской литературы второй половины ХХ века»;
обзорное изучение

творчества писателя -
«В. Жуковский», «В. Г. Белинский. Литературно-критическая деятельность».

Виды обзорных тем по содержанию:

собственно обзорные темы - «Наследие писателей-классиков в литературе ХХ века», «Гуманистические идеи русской литературы второй половины ХХ

Слайд 60 обзорное изучение художественных произведений –
«Обломов» И.А. Гончарова, «Дворянское

гнездо»И.С. Тургенева, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Идиот» Ф.М. Достоевского,

«Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунин, «Мы» Е.И. Замятина, «Дни Турбиных»и «Бег» М.А. Булгакова, «Хождение по мукам»А.Н. Толстого.

Виды обзорных тем по содержанию:

обзорное изучение художественных произведений – «Обломов» И.А. Гончарова, «Дворянское гнездо»И.С. Тургенева, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина,

Слайд 611. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.
2.

Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности

данного периода.

Примерное содержание собственно обзорной темы:

1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации. 2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие

Слайд 623. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения,

основное содержание историко-литературного процесса:
а) ведущие литературные течения на данном

этапе истории литературы;
б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;
в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;
г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;
д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.

Примерное содержание собственно обзорной темы:

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса: а) ведущие литературные

Слайд 634. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях,

наиболее характерных для данного периода.
5. Значение периода для нашего

времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

Примерное содержание собственно обзорной темы:

4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода. 5. Значение

Слайд 641. Исторические условия происхождения классицизма и его развития в Европе

и России. Выражение в классицизме идеи единства государства, служения государственному

долгу, подавления личного чувства во имя общих интересов, высоких нравственных идеалов.
2. Исходные принципы классицизма: подражание классикам (античным образцам), следование природе, правде жизни, голосу разума, культ строгих правил.

Пример планирования занятия по обзорной теме «Первоначальное представление о классицизме» (9 класс):

1. Исторические условия происхождения классицизма и его развития в Европе и России. Выражение в классицизме идеи единства

Слайд 653. Драма - один из основных родов литературы. Комедия и

трагедия как виды драматургии.
Драматургия — ведущая форма литературного творчества

классицизма. Жан Расин и Пьер Корнель — корифеи французской классицистической трагедии.
4. Жан Батист Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма.
5. Непреходящие ценности классицизма.

Пример планирования занятия по обзорной теме «Первоначальное представление о классицизме» (9 класс):

3. Драма - один из основных родов литературы. Комедия и трагедия как виды драматургии. Драматургия — ведущая

Слайд 661. Организация предварительного чтения произведений, подготовка сообщений, выразительного чтения текстов

и т. д. на основе групповых и индивидуальных заданий (до

начала работы над темой).
2. Вводная (установочная) лекция учителя, определяющая план работы над темой, организующая самостоятельную работу учащихся с художественным произведением, учебником, критическими статьями, намечающая проблемные вопросы и задания. Определение композиции произведения, его проблемно-тематического содержания.

Примерный план обзорного изучения художественного произведения:

1. Организация предварительного чтения произведений, подготовка сообщений, выразительного чтения текстов и т. д. на основе групповых и

Слайд 673. Отбор отдельных сцен, глав, разделов для текстуального изучения.
4. Подготовка

докладов и сообщений учащихся, организация семинара, диспута (по примерным вопросам

и заданиям).
5. Проведение итогового семинара на основе наиболее важных проблемных вопросов. Обобщающая лекция, рекомендация литературы для внеклассного чтения.

Примерный план обзорного изучения художественного произведения:

3. Отбор отдельных сцен, глав, разделов для текстуального изучения.4. Подготовка докладов и сообщений учащихся, организация семинара, диспута

Слайд 68Обзорное рассмотрение определенного периода в истории литературы:
предшествующее монографическому изучению творчества

виднейших представителей данного этапа (вводная тема) – «Духовно-культурная ситуация рубежа

ХIХ – ХХ вв.»
завершающее ряд монографических тем (обощающая тема) – «Литература на рубеже ХIХ – ХХ вв. как особый этап истории художественного развития России».

Виды обзорных тем по месту в историко-литературном курсе:

Обзорное рассмотрение определенного периода в истории литературы:предшествующее монографическому изучению творчества виднейших представителей данного этапа (вводная тема) –

Слайд 69Н.И Кудряшев определяет обзоры как уроки особого вида, требующие сложного

сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в

извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

Обзор как урок

Н.И Кудряшев определяет обзоры как уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения

Слайд 701) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему

в "неразвернутом виде" («Идейные и жанровые поиски в литературе конца

ХХ века»);
2) концептуальные обзоры этапов развития литературы:
а) обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии («Модернизм как художественная система»);
б) обзор–веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы («Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий»);
в) проблемно-тематический обзор («Тема родины в современной поэзии» );

Типы уроков-обзоров:

1) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему в

Слайд 713) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко-культурного явления

как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися

(«Обретения и потери «Серебряного века»).

Типы уроков-обзоров:

3) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного

Слайд 72Механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения.
Информативная

перегруженность.
Приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на

художественный текст, на эмоциональные впечатления.
Уменьшение доли текстуального анализа.
Отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.

Недостатки в организации уроков-обзоров

Механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения. Информативная перегруженность. Приобретение знаний на уровне абстрактных понятий

Слайд 731. Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора.
2. Четкое определение

принципов организации обзорного изучения:
1) соотношение главных положений и материала,

его развивающего, аргументирующего и иллюстрирующего;
2) обязательная конкретизация основных положений литературным материалом;
3) привлечение элементов «впечатляющего метода» (Л.Выготский) – синхронистических таблиц, выставок, стенгазет; обращение к другим видам искусства;

Принципы организации обзорных уроков (условия повышения эффективности обзорных уроков)

1. Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора. 2. Четкое определение принципов организации обзорного изучения: 1) соотношение главных

Слайд 743. Установление связей между обзорами, обзорными и монографическими темами:
1)

создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных литературных явлениях

;
2) установление проспективных и ретроспективных взаимодействий между материалами обзоров;
3) обозначение «сквозных» содержательных линий в обзорах (традиции–новаторство, национальное – общечеловеческое, идейно-тематические и жанровые предпочтения).
4. Использование сочетания различных методов: репродуктивного, исследовательского, метода творческого чтения и др.
5. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Принципы организации обзорных уроков (условия повышения эффективности обзорных уроков)

3. Установление связей между обзорами, обзорными и монографическими темами: 1) создание в обзорах фонового представления об эпохе,

Слайд 75Основная форма организации урока обзорного типа –
лекция с элементами

беседы, диспута, выразительного чтения, выступлений подготовленных учеников, самостоятельной работы с

учебником или справочной литературой, «заочной экскурсии».
Специфика обзора оказывает влияние на выбор форм и методов общения учителя с классом, а также на межличностное взаимодействие учащихся. Учитель привлекает учеников-ассистентов для выразительного чтения, для художественного пересказа (интересной публикации, документа эпохи, мемуарных свидетельств); небольшого сообщения, демонстрации наглядности, самостоятельного анализа произведения, объяснения новых понятий урока.

Формы уроков-обзоров

Основная форма организации урока обзорного типа – лекция с элементами беседы, диспута, выразительного чтения, выступлений подготовленных учеников,

Слайд 76Лекция – научно обоснованное, логически стройное монологическое изложение; развёрнутое устно-публичное

выступление по теме.
Определение лекции

Лекция – научно обоснованное, логически стройное монологическое изложение; развёрнутое устно-публичное выступление по теме.Определение лекции

Слайд 77Школьная лекция отличается от вузовской, т. к. психологически даже старшие школьники

не готовы слушать её в течение целого урока. Поэтому после

25-30 минут получения словесной информации необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией аудио- и видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

Особенности школьной лекции

Школьная лекция отличается от вузовской, т. к. психологически даже старшие школьники не готовы слушать её в течение целого

Слайд 78Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство

учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с информацией учителя.


Заранее следует спланировать индивидуальные сообщения учащихся.
На таком уроке целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

Особенности школьной лекции

Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление

Слайд 79составление словаря лекции, и подготовка развернутого устного ответа по теме

лекции («Главные проблемы эпохи и их отражение в литературе и

искусстве»);
составление синхронистических таблиц (синхронистическая таблица, наглядно представляет события, происходившие одновременно в разных областях жизни, в разных странах (в один год, месяц, день);
поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный перед лекцией (Какие вопросы в этот период выходят на первый план и почему? Можно ли сказать, что эпоха «серебряного века» продолжалась и после 1917 года?);

Приемы, способствующие активизации внимания в ходе лекции учителя:

составление словаря лекции, и подготовка развернутого устного ответа по теме лекции («Главные проблемы эпохи и их отражение

Слайд 80проблемное задание (выдвинуть предположение о причинах кризиса «Серебряного века» русской

культуры);
воссоздание картин эпохи путем словесного рисования;
постановка опережающих вопросов по

всей теме (Что объединяет таких разных поэтов? Каковы критерии причисления того или иного поэта к блестящей плеяде?);
запись плана и основных положений лекции.

Приемы, способствующие активизации внимания в ходе лекции учителя:

проблемное задание (выдвинуть предположение о причинах кризиса «Серебряного века» русской культуры); воссоздание картин эпохи путем словесного рисования;постановка

Слайд 81Непроблемные (информативно-иллюстративные, репродуктивные) пересказывают информацию из других источников.
Например, в

обзорной лекции, посвященной литературе «Серебряного века», можно просто факт за

фактом рассказать об основных вехах эпохи, художественных принципах ведущих направлений, характере литературной борьбы.


По степени познавательной активности адресата учебные лекции делятся на…

Непроблемные (информативно-иллюстративные, репродуктивные) пересказывают информацию из других источников. Например, в обзорной лекции, посвященной литературе «Серебряного века», можно

Слайд 82Проблемная лекция –
одна из форм проблемного изложения, в ходе

которого педагог руководит познавательной деятельностью учеников: вызывает интеллектуальное затруднение, побуждает

к совместному размышлению, к активной интеллектуально-речевой деятельности поиску решения литературной проблемы, показывает возможность творческой интерпретации произведения, способствует развитию художественной и языковой интуиции.

Определение проблемной лекции

Проблемная лекция – одна из форм проблемного изложения, в ходе которого педагог руководит познавательной деятельностью учеников: вызывает

Слайд 83Можно решить в лекции один из проблемных вопросов, связанных с

общественно-культурной ситуацией рубежа столетий («Серебряный век») –
Это типичное явление

для всех национальных литератур или оно является особенностью только русской литературы? Чего больше в культуре рубежа веков - следования традициям или новаторства?

Определение проблемной лекции

Можно решить в лекции один из проблемных вопросов, связанных с общественно-культурной ситуацией рубежа столетий («Серебряный век») –

Слайд 84Проблемный вопрос :
Мог ли Штольц пробудить Обломова? Кого можно

считать истинным героем – Жилина или Костылина? Является ли «Повесть

о том, как один мужик двух генералов прокормил» повестью?
2. Гипотезы (намечаются перспективы интеллектуального поиска):
Предположим… Если представить, что…Пусть…

Композиционное построение проблемной лекции

Проблемный вопрос : Мог ли Штольц пробудить Обломова? Кого можно считать истинным героем – Жилина или Костылина?

Слайд 853. Опровержение, обоснование каждого предположения (подбираются аргументы/контраргументы):
Обратимся к мнению

читателей и зрителей…Вот как рассказывает об этом…
4. Вывод (решение проблемы,

ответ на вопрос):
Итак…Т.о., мы пришли к выводу….

Композиционное построение проблемной лекции

3. Опровержение, обоснование каждого предположения (подбираются аргументы/контраргументы): Обратимся к мнению читателей и зрителей…Вот как рассказывает об этом…4.

Слайд 86СЕМИНАР –
один из видов учебных практических занятий, состоящий в

обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных

исследований под руководством преподавателей. 
Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы.

Особенности уроков-семинаров

СЕМИНАР – один из видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими

Слайд 87В ходе подготовки к семинарскому занятию школьники:
изучают рекомендованную учителем

обязательную и дополнительную литературу,
составляют планы выступлений, конспекты научных статей,

тематические рефераты,
выполняют индивидуальные задания исследовательского характера.

Особенности уроков-семинаров

В ходе подготовки к семинарскому занятию школьники: изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений,

Слайд 88При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль

планируемого занятия в логике курса литературы.
Тема и проблематика семинара

должны быть сообщены учащимся заранее (за 2-3 недели).
При подготовке к семинару учитель организует консультации, включает отдельные вопросы в домашние задания.
Семинарских занятий не должно быть много (4-6 в год), т. к. серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и стороны школьников.

Требования к урокам-семинарам по литературе

При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Тема

Слайд 89ПРАКТИКУМ –
особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение

основных положений какого-н. предмета, практическое занятие по какому-н. учебному курсу.
Ведущая

деятельность на уроках-практикумах  по литературе - углубленная исследовательская работа с текстом.
На уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера, обсуждают мнения одноклассников, делают выводы и обобщения.

Особенности уроков-практикумов

ПРАКТИКУМ – особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-н. предмета, практическое занятие по

Слайд 90Объём произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен

быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы).
В центре

обсуждения должен находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент направлен на выявление поэтики текста, определение специфики его содержания и смыслов, художественной формы, жанра, стиля.
Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные, изобразительно-выразительные особенности текста.

Требования к организации исследовательской деятельности на уроке-практикуме

Объём произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление

Слайд 91При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов

в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить цветовые, звуковые, пространственные

отношения в тексте.
При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, т. к. если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы.

Требования к организации исследовательской деятельности на уроке-практикуме

При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить

Слайд 92СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика