Слайд 1Физическая культура и олимпийское движение в России
Слайд 2Возникновение физических упражнений и игр у народов России относится к
первобытному строю. Они отражали бытовую и военную деятельность древнего человека.
Самобытная народная система физического воспитания сложилась на Руси в IX –XVII вв. Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой.
Слайд 3Реформы в России в XVII – XVIII вв. способствовала значительному
улучшению
физического воспитания. Оно было введено в качестве обязательного предмета
во многие учебные заведения.. Была создана система военно-физической подготовки русской армии, в развитие которой большой вклад внесли Пётр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, П.И.Багратион.
Слайд 4Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее
влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Вес
началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось применять рукопашную схватку. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.
Слайд 5Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт
и нужды русского войска. Будучи хилым от рождения, он систематически
закалял себя. Суздальский полк под его командованием значительно выделялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он придавал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физической выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в истории военного искусства Швейцарский поход. “Учить не рассказом, а показом” – было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подытоженная в книжке “Наука побеждать”, сводилась к следующему: “Экзерцирование мое было не на караул и не на плечо, но прежде торопливость, затем различное марширование, а потом уже приемы, скорый заряд и конец – удар в штыки”.
Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль солдат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в 1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла 0,012%.
Слайд 7После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И.
Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся
в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием "Священного союза" (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.
Слайд 8Во второй половине XIX – начале XX в. Крупнейший учёный
в области анатомии и педагогики П.Ф.Лесгафт создал систему физического образования
в России, самую передовую на тот период в мире, включающую системы физического воспитания дошкольников, школьников, учащихся военных гимназий. Начали образовывается первые спортивные организации и клубы.
Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма (функциональная анатомия). В основе педагогической системы Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного
развития личности. Учёный рассматривал физические
упражнения, как средство не только физического,
но и интеллектуального, нравственного и эстетического
развития человека. При этом Лесгафт постоянно
подчеркивал важность рационального сочетания,
взаимовлияния умственного и физического воспитания.
«Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание
шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход
развития в тех органах, которые останутся без
упражнения» - Лесгафт П.Ф.
Слайд 9В 1894 г. В Париже на первом Международном атлетическом конгрессе
генерал А.Д.Бутовский был избран первым членом МОК для России. В
1908 г. Первая группа русских спортсменов участвовала в Олимпийских играх, хотя на тот период в России ещё не было Олимпийского комитета.
Первым олимпийским чемпионом среди россиян стал Н.Панин - Коломенкин в фигурном катании на коньках.
В 1911 г. был создан Российский олимпийский
комитет. Первое официальное участие России
состоялось в Олимпийских играх 1912 г. в
Стокгольме. Абсолютно все спортсмены были
мужского пола, большое количество были уроженцами прибалтийских губерний: Эстляндской и Лифляндской, а также Санкт-Петербурга.
Выступление сборной нельзя назвать успешным, так как было выиграно только 5 наград и среди них ни одной золотой. Во многом такой результат был связан со слабой подготовкой российских спортсменов. Но вместе с тем за сборную выступал прославленный фигурист, чемпион Олимпиады 1908 по фигурному катанию Николай (в стрельбе), лучший российский теннисист начала XX века Сумароков-Эльсон, борец Мартин (проведший почти 12-часовую схватку с фином Альфредом Асикайненом, великий князь Дмитрий Павлович и другие выдающиеся спортсмены.
Слайд 10В 1913г. производится учет всех спортивных организаций России, ведь их
было около 360 и об их деятельности систематизированных и четких
сведений не было. Практическим шагом к более успешной подготовке к участию в международных соревнованиях было принятие решения о проведении до 1916г. двух крупных комплексных соревнований по типу Олимпийских игр — Российских олимпиад.
Итак, I Российская олимпиада состоялась в 1913 г. в Киеве, а II — в 1914 г. в Риге. Планировалось провести и III Олимпиаду — в Петербурге, и IV — в Москве. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить эти намерения.
Слайд 11В 1928 году в Москве состоялась Всесоюзная Спартакиада, в которой
приняли участие спортсмены всех союзных республик и иностранные участники.
В
1930-е гг. в стране были созданы программно-нормативные основы системы физического воспитания, прошла реорганизация всей физкультурно-спортивной работы, созданы новые органы управления, прошли преобразования в учебных заведениях.
Достаточно сказать, что с 1931 по 1940 г. испытания на значок БГТО выдержало около 1,5 млн. учащихся, ГТО I ступени - более 7 млн. человека и ГТО II ступени - более 134 тысяч человек. Физкультурный комплекс по праву стал программно-нормативной основой советской системы физического воспитания.
Огромной популярностью предвоенные годы в СССР пользовались также комплексы на значок "Ворошиловский стрелок", "Готов к противовоздушной и химической обороне" (ПВХО), "Альпинист СССР", "Парашютист СССР", "Турист СССР" и др. Советские физкультурные организации приближали свою работу к нуждам обороны Родины. Началось преодоление "тепличности" в процессе обучения и тренировки.
В 30-е годы активно создаются детские спортивные школы (ДСШ). Первыми из них были ДСШ "Юный динамовец" и "Юный спартаковец". К концу 1937 г. в СССР насчитывалось уже свыше 200 детских спортивных школ. Открылись всесоюзные секции (федерации) по видам спорта.
1935-1937 гг. создается в СССР Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), включающая 10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, коньки, борьба, бокс, тяжелая атлетика, фехтование, теннис, охотничий спорт. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивных достижений. Мастерство занимающихся оценивалось не только по разрядам. Было введено также почетное звание "Заслуженный мастер спорта" и "Мастер спорта" (1934-1935 гг.).
Слайд 13В 1951 г. Прошла первая Спартакиада народов СССР, которая стала
традиционной и проводилась как по летним видам спорта, так и
по зимним.
В 1952 году СССР впервые принял участие в летних Олимпийских играх в Хельсинки. Команда СССР в составе 295 спортсменов приняла участие во всех видах программы (кроме хоккея на траве) и сразу же заняла 2-е место в общем зачёте Игр по системе, принятой МОК и по системе НКЗ.
В 1956 году СССР впервые принял участие в зимних Олимпийских играх в Кортина-д'Ампеццо и занял 1-е место в общем зачёте Игр.
В 1988 году советская делегация впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Дебютанты Параолимпиад заняли двенадцатое место в общем зачёте.
Олимпийский комитет СССР прекратил существование 12 марта 1992 года вслед за распадом СССР в декабре 1991 года. В 1992 году спортсмены бывшего СССР участвовали в Летней Олимпиаде-1992 в Барселоне и Зимней Олимпиаде-1992 в Альбервиле объединённой командой стран СНГ под олимпийским флагом.
Спортсмены СССР завоевали второе после США самое большое количество медалей за всю историю Олимпийских игр — 1204 всего, в том числе 473 золотых. При этом СССР занимает второе место по количеству золотых, серебряных и бронзовых наград как в сумме по итогам всех летних и зимних Игр, так и отдельно по итогам летних Игр и зимних Игр.
Слайд 15Всероссийский олимпийский комитет был создан в 1989г., первым председателем его
был чемпион Олимпийских игр В.А.Васин. С 1992г. Всероссийский олимпийский комитет
стал называться Олимпийским комитетом России, он был признан МОК.
В 1999г. Введён в действие закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который впервые в стране установил правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы политики государства в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России.
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 25 сентября 2015 года
Одобрен Советом Федерации 30 сентября 2015 года
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее также - комплекс ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности.
Вопросы для самоконтроля.
1. В чём выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного строя до XVII в.?
2. Назовите особенности развития физической культуры в России в XVIII-XIX вв.?
3. Когда был создан Российский олимпийский комитет и какая организация представляет сегодня Россию в МОК?
4. Когда состоялось первое официальное участие российских спортсменов в Олимпийских играх?