Слайд 1Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
План
Значение ФВ
детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи ФВ детей раннего и
дошкольного возраста.
Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста.
Особенности методики ФВ детей в раннем дошкольном возрасте.
Особенности методики ФВ детей в дошкольном возрасте.
Слайд 2Значение физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет
исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается
фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера.
Под влиянием движений улучшается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.
Слайд 3Задачи ФВ детей
раннего и дошкольного возраста
Оздоровительные задачи:
Повышение сопротивляемости организма влияниям
внешней среды путем его закаливания
Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки
Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов
Воспитание физических способностей
Слайд 4Задачи ФВ детей
раннего и дошкольного возраста
Образовательные задачи:
Формирование основных жизненно важных
двигательных умений и навыков.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Воспитательные
задачи:
Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Слайд 5Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
По педагогическим признакам дошкольный
возраст подразделяется на следующие периоды:
Слайд 6Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
К двум месяцам ребенок
спокойно удерживает голову в положении лежа, с пяти – шести
месяцев начинает ползать, в семь – восемь месяцев вставать и сидеть, а с десяти – одиннадцати – самостоятельно ходить.
К концу второго года дети способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1 – 1,3 метра. С большим удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные предметы, любят игры с мячами.
Слайд 7Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
К трем годам формируются
умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места,
лазать по гимнастической лестнице.
В 4-х летнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.
Слайд 8Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
На пятом году жизни
движения детей становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное
положение, сохранять направление, амплитуду и темп движения, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием.
Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В период 4-6 лет отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок.
Слайд 9Особенности методики ФВ детей в раннем дошкольном возрасте
Ранний дошкольный возраст
(первый год) – начальный период эволюции двигательной функции человека и
закладки основ его здоровья, физического развития и подготовленности.
Слайд 10Основные средства физической тренировки детей грудного возраста
Массаж,
рефлекторные,
пассивные,
пассивно-активные,
активные упражнения
Слайд 11Массаж
Оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему, способствует «проторению» путей
нервных импульсов от мышц к мозгу, стимулирует процесс формирования «мышечного
чувства»
Слайд 12Массаж и рефлекторные упражнения проводят до 3 – 4 мес.
Они являются основной формой физической тренировки детей этого возраста.
Длительность массажного
приема рекомендуется не более 2 мин, а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия – 8 – 12 мин.
Слайд 13Пассивные упражнения:
сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, скрещивание рук
на груди и разведение их в стороны, поднятие прямых ног
лежа на спине и др.
Слайд 14Активные упражнения:
активное присаживание при потягивании за руки и сокращении сгибателей,
напряженное сгибание туловища, присаживание за одну отведенную в сторону руку
и без помощи рук, фиксируя колени, и др.
Слайд 15
Занятия с ребенком проводятся ежедневно, один раз в день,
через 1,5 ч после еды, при температуре 20 – 22°
С, в хорошо проветренном помещении.
Слайд 16
В этом возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям
физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам
повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.
Младший дошкольный возраст
(2 – 3 года)
Слайд 17
В этом возрасте необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению
новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей,
стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками.
Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе.
Средний и старший дошкольный возраст (4 – 6 лет)
Слайд 18
Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни –
освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера
Слайд 19
Основная направленность физической подготовки детей 5-го
года жизни – расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка
к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений.
Слайд 20
Главная задача в 6-ти летний период
– подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания
в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитии физических качеств – преимущественно быстроты и выносливости.
Слайд 21Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка дошкольного возраста
Знание
основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, закаливающих процедур и соблюдение
распорядка дня.
Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).
Выполнение контрольных показателей физической подготовленности.
Слайд 22Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка дошкольного возраста
Умение
играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам).
Интерес к
оценке уровня своей физической подготовленности.
Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба родителей, достижениям выдающихся спортсменов
Слайд 23Формы проведения занятий в ДОУ
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Физкультминутка
Подвижные игры
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
Самостоятельная двигательная деятельность детей