Слайд 1ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
ФР – способность человека выполнять в конкретных условиях
и заданных параметрах определенную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного
отдыха, функциональными изменениями в организме.
Слайд 4МЕТОДИКА
Испытуемый выполняет две нагрузки (степ-тест):
- Первая нагрузка: продолжительность 5
мин, частота восхождений 20 циклов в минуту (метроном - 80
уд/мин). В конце нагрузки в течение 10 с подсчитывается ЧСС1.
- 3-минутный интервал отдыха в положении сидя.
- Вторая нагрузка: продолжительность 5 мин, частота восхождений 25 циклов в минуту (метроном - 100 уд/мин). В конце нагрузки в течение 10 с подсчитывается ЧСС2.
Слайд 5
Рассчитать мощность произведенной работы при первой и второй нагрузках:
W =
1,5 X P x h x n
где: P – вес
тела, кг; h – высота ступеньки, м; n – количество восхождений на ступеньку в 1 мин.
Абсолютная величина PWC 170 определяется по формуле:
170 – ЧСС1
PWC 170 = W1 + (W1 + W2) x ------------------------, кГм/мин
ЧСС2 – ЧСС1
Расчет относительной величины PWC170 производится по формуле:
.
PWC170, кГм/мин
----------------------------, кГм/мин/кг
вес, кг
Слайд 6Величина МПК определяется по номограмме Астрада–Риминга. Номограмма состоит из трех
шкал. Левая шкала изображает величины ЧСС2 для мужчин и женщин.
Правая шкала изображает мощность выполняемой работы (кГм/мин). Средняя шкала изображает значения МПК в л/мин. Чтобы определить МПК по полученным ЧСС2 и W2, необходимо соединить линейкой соответствующие значения на крайних шкалах и на месте пересечения со шкалой МПК найти точку, которая и будет соответствовать искомому значению МПК.
Слайд 7Значения средних величин PWC170 и МПК
у мужчин-спортсменов разной специализации
Слайд 8Величина PWC170 у здоровых нетренированных мужчин – в пределах от
850 до 1100 кГм/мин (средняя – 1027); относительная величина PWC170
– 15,5 кГм/мин/кг.
Величина PWC170 для женщин-спортсменок в зависимости от специализации в пределах от 835 до 1144 кГм/мин.
Величина PWC170 у здоровых нетренированных женщин в пределах от 422 до 900 кГм/мин (средняя – 640); относительная величина PWC170 – 10,5 кГм/мин/кг.
Слайд 9ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
ПО ИНДЕКСУ ГАРВАРДСКОГО СТЕП-ТЕСТА (ИГСТ)
МЕТОДИКА
испытуемый совершает восхождение
на ступеньку. Высота ступеньки и время восхождения выбираются в зависимости
от возраста:
8-11 лет – высота ступеньки 35 см, время – 3 мин;
12-18 лет – 40-50 см соответственно и 4 мин;
старше 18 лет – 41-50 см и 5 мин.
Темп восхождения постоянный и равен 30 циклам в 1 мин. Каждый цикл состоит из 4 шагов. Темп задается метрономом, который устанавливают на 120 уд/мин. После завершения работы обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с 2, 3 и 4-й мин восстанавливается и у него подсчитывают число сердечных сокращений.
Слайд 10ИГСТ рассчитывают по формуле:
,
где t – время восхождения на ступеньку,
с; ƒ1, ƒ2, ƒ3 – число пульсовых ударов за 30
с на 2, 3 и 4-й мин восстановительного периода.
При массовых обследованиях можно воспользоваться сокращенной формулой вычисления ИГСТ, которая предусматривает только один подсчет пульса в первые 30 с 2-й мин восстановления. Тогда ИГСТ рассчитывают по формуле:
,
где t – время восхождения на ступеньку, с; ƒ1 – число пульсовых ударов за 30 с на 2-й мин восстановительного периода.
Если обследуемый в процессе восхождения из-за усталости начинает отставать от заданного темпа, то через 15-20 с после сделанного ему замечания тест прекращают и фиксируют фактическое время работы в секундах. Тест прекращают также при появлении внешних признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкания и т.д.
Слайд 11Оценка физической работоспособности (ФР) по ИГСТ
Слайд 13ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Слайд 14Тип и величина нагрузки;
Продолжительность (объём) и интенсивность нагрузки;
Периодичность
(количество занятий в неделю);
Продолжительность интервалов отдыха между занятиями
Оздоровительной, или
физической, тренировкой называется система физических упражнений, направленных на такое изменение функционального состояния, которое обеспечивает повышение уровня МПК до 100% и более.
Слайд 15ТИП НАГРУЗКИ
циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;
циклические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную)
выносливость;
ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость
Слайд 16Зоны интенсивности аэробных тренировок
Слайд 17ВЕЛИЧИНА НАГРУЗКИ
Пороговая нагрузка – минимальная нагрузка, которая создает необходимый оздоровительный
эффект.
Пороговой величиной интенсивности нагрузки, обеспечивающей минимальный оздоровительный эффект, принято
считать работу на уровне 50% МПК или 65% максимальной возрастной ЧСС.
Слайд 19ВЕЛИЧИНА НАГРУЗКИ
Оптимальная нагрузка – нагрузка такого объёма и интенсивности, при
которой оздоровительный эффект для данного индивида максимален.
Слайд 20Рациональная кратность занятий
Частота тренировочных занятий – 3-5 дней в неделю
Частота
занятий и время отдыха между ними относятся к определяющим факторам
увеличения физической работоспособности
Слайд 24Интенсивность и продолжительность оздоровительной тренировки
Зависимость максимальной ЧСС от возраста
можно определить по формуле:
ЧСС (максимальная) = 220 -
возраст (в годах).
209 – возраст · 0,7 – для женщин
214 – возраст · 0,8 – для мужчин
Слайд 25
Частота тренировочных занятий – 3-5 дней в неделю;
Интенсивность работы –
65-85% от максимальной ЧСС;
Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить
по формуле:
ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).
209 – возраст · 0,7 – для женщин
214 – возраст · 0,8 – для мужчин
Длительность занятий – 20-60 минут непрерывной аэробной работы;
Вид упражнений – любые упражнения с использованием больших мышечных групп.
Слайд 26Динамика тренирующих физических нагрузок с оптимальной ЧСС (65-85% ЧССmax)
Слайд 27Оптимальный объём физической нагрузки
Слайд 29
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ)
Слайд 30Виды контроля
Оперативный;
Текущий;
Этапный.
Слайд 31Оперативный контроль
одно упражнение;
серия упражнений;
занятие в целом;
функциональные изменения организма.
Слайд 32Текущий контроль
серия тренировок
Регистрируют показатели каждого занятия, сопоставляют с результатами и
показателями текущего функционального состояния организма. Анализ данных проводится на основе
оценки восстановления основных функций организма в зависимости от объема нагрузки.
Слайд 33Этапный контроль
несколько месяцев
Анализ спортивных результатов, функционального состояния и определение наиболее
эффективных нагрузок.
Слайд 34Физиолого-педагогические требования к уроку физической культуры (тренировочному занятию)
Получение тренировочного эффекта;
Повышение
функциональных возможностей органов, систем;
Развитие адаптации организма к физическим нагрузкам;
Срочный эффект;
Отставленный
эффект;
Кумулятивный эффект.
Слайд 35
Физиологическая кривая урока (занятия) – это изменение ЧСС в процессе
выполнения физических упражнений на протяжении урока (занятия). Позволяет оценить правильность
подбора ФУ в зависимости от уровня подготовленности обучающихся (тренирующихся) и распределение интенсивности ФУ по частям урока.
Одним из требований к подбору физических упражнений по интенсивности на уроке является ср. ЧСС в пределах не менее 130 уд/мин и не более 170 уд/мин;
В конце урока ЧСС не должна превышать исходный уровень на более чем 20 уд/мин
Слайд 36Дети дошкольного и младшего школьного возраста
непереносима монотонная деятельность;
мало адаптированы к
анаэробной работе;
тяжелыми являются статические нагрузки;
легче переносят нагрузки аэробного характера.
Слайд 37Дети младшего школьного возраста
При интенсивной работе:
ЧСС до 240 уд/мин и
более;
СО – до 70 мл;
МОК – 13-15 л/мин;
АД – до
150-160 мм рт. ст.;
МОД - до 50-60 л
Динамика абсолютной величины МПК (л/мин) у мальчиков
7-8 лет – 1,3;
8-9 лет – 1,5;
9-10 лет – 1,6;
10-11 лет – 1,7
Слайд 38Быстрое врабатывание;
Малая выраженность устойчивого состояния;
Быстрое развитие утомления;
Быстрое восстановление.
Кратковременные динамические нагрузки
с небольшими интервалами;
Более длительные циклические упражнения невысокой мощности аэробного характера;
Скоростно-силовые
упражнения.
Слайд 39Дети среднего и старшего школьного возраста
Значительное увеличение мышечной массы;
Преобладание в
мышцах медленных волокон окислительного типа;
Нарастание в мышцах количества митохондрий и
миоглобина;
Улучшение утилизации кислорода;
Совершенствование механизмов регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Слайд 40Ориентировочные нормы суточной двигательной активности детей
Слайд 41Уровни двигательной активности для подростков