Слайд 1ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА:
быстрота, выносливость, сила
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Методика развития быстроты.
Методика развития выносливости.
Методические рекомендации по профилактики
травм при развитии быстроты и выносливости.
Слайд 3Для обозначения скоростных возможностей человека используется термин «быстрота»
Слайд 4БЫСТРОТА
Способность человека к срочному реагированию на раздражители и к
высокой скорости движений, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего сопротивления
Слайд 5Компоненты развития Быстрых двигательных реакций
Восприятие раздражителя рецепторами связочно-мышечного аппарата
Передача
возбуждения от рецепторов в ЦНС
Слайд 6Компоненты развития быстрых двигательных реакций
«Осознание» полученного сигнала в ЦНС
и формирование сигнала-ответа
Передача сигнала-ответа к мышцам
Возбуждение мышц и ответ определенным
движением.
Слайд 7Факторы, обуславливающие проявление быстроты
Структура мышц,
Внутримышечная и межмышечная координация;
Подвижность нервных
процессов;
Мощность креатинфосфатного источника энергии и буферной системы;
Уровень развития скоростной
и взрывной силы;
Концентрация волевых усилий.
Слайд 8Возрастная динамика развития быстроты
Наиболее благоприятный период для развития быстроты
двигательных реакций и частоты движений – с 7-8 лет до
11-12 лет;
Прогрессивное развитие быстроты:
Девушки до 14-15 лет;
Юноши до 15-16 лет.
Слайд 9Методика развития быстроты
Развитие простых двигательных реакций;
Развитие сложных двигательных реакций.
Слайд 10Простая двигательная реакция – способность максимально быстро отвечать двигательным действием
на стандартный сигнал
Слайд 11Алгоритм развития простых двигательных реакций
4 этапа:
Овладение структурой моторного компонента
двигательной реакции- ответа, рациональным темпом и ритмом;
Выполнение разнообразных упражнений соревновательного
характера, направленных на улучшение латентного времени реагирования;
Слайд 12Алгоритм развития простых двигательных реакций
3. Комплексное совершенствование быстроты латентного
времени и моторного компонента реакции;
4. Комплексное совершенствование быстроты реагирования
в вариативных условиях пространства, времени, вида раздражителя и его силы.
Слайд 13Методические правила развития простых двигательных реакций
Реагирование выполнять с максимально
возможной частотой;
Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа;
После подготовительной команды напрячь
мышцы, которые несут основную нагрузку;
Выполнять реагирования из разных исходных положений;
Слайд 14Методические правила развития простых двигательных реакций
Изменять характер сигнального раздражителя
(зрительный, слуховой) и силу;
Выполнять упражнения по развитию быстроты реагирования в
состоянии оптимальной оперативной работоспособности, то есть непосредственно после разминки.
Слайд 15Сложные двигательные реакции
- комплексная сенсорная деятельность на основе информации отдельных
анализаторов, которая позволяет формировать целостное представление относительно положения тела в
пространстве и эффективно реагировать.
Слайд 16Алгоритм развития сложных двигательных реакций
Овладение технико-тактическими действиями;
Совершенствование быстроты и
адекватности восприятия сигнальных раздражителей;
Овладение умением прекращать начатое действие;
Взаимосочетание моторного компонента
и сигнального раздражителя
Изменение скорости движения объекта от умеренной до максимальной;
Овладение умением реагировать на объект, появляющийся неожиданно.
Слайд 17Средства развития быстроты
Подвижные игры;
Спортивные игры по упрощенным правилам;
Эстафеты;
Бег
с утяжелителями;
Имитация движений руками и ногами при беге или плавании
с максимальной или вариативной частотой и из разных исходных положений;
Скоростно-силовые упражнения;
Упражнения на растягивание мышц и связок.
Слайд 18Средства развития быстроты
Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой
движений;
Бег, плавание с ускорением;
Бег, плавание «с хода» – преодоление короткого
отрезка с максимальной скоростью.
Слайд 19Средства развития быстроты
Тренировка «стартового разгона»;
Упражнения с резким изменением темпа,
длины шага и направления движения;
Выполнение циклических упражнений с применением звуколидеров
(метроном) темпа движений.
Слайд 20Методические ошибки при развитии быстроты
Выполнение скоростных упражнений в холодную погоду
и на скользкой или неровной поверхности;
Недостаточная разносторонность тренировочных воздействий;
Резкое увеличение
объема скоростных упражнений;
Недостаточное усвоение техники скоростных упражнений;
Слайд 21Методические ошибки при развитии быстроты
Перегрузка отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата;
Некачественная разминка;
Выполнение
скоростных упражнений на фоне физической или координационной усталости.
Слайд 22Контроль за развитие быстроты
с помощью хронореакциометра (фиксирует время от
момента возникновения сигнала до момента начала реакции);
Быстрота одиночного движения определяется
по времени выполнения соответствующего движения с помощью хронометрических устройств;
Частоту движений определяют по количеству повторных движений определенной амплитуды соответствующим звеном тела за 10-15с.
Слайд 23ВЫНОСЛИВОСТЬ
СПОСОБНОСТЬ К ЭФФЕКТИВНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЯ, ПРЕОДОЛЕВАЯ РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ УТОМЛЕНИЕ
Слайд 24Выносливость
Общая
Специальная
Выносливость
Слайд 25Общая выносливость
- это способность человека максимально долго совершать динамическую
работу определенной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
Слайд 26Общая выносливость
Проявление выносливости обусловлено аэробными возможностями организма – «аэробная
выносливость»
В основе выносливости - совокупность функциональных свойств организма человека (работы
кардиореспи-раторной системы и обменных процессов).
Слайд 27Специфическая выносливость
Скоростная выносливость – способность человека как можно дольше
выполнять мышечную работу с околопредельной и предельной для себя интенсивности.
Силовая выносливость – способность максимально эффективно преодолевать внешнее сопротивление.
Слайд 28Факторы, обуславливающие выносливость
Структура мышц;
Внутримышечная и межмышечная координация;
Производительность сердечно-сосудистой, дыхательной
и нервной систем;
Запас энергоресурсов;
Уровень развития других физических качеств;
Техническая и тактическая
экономичность двигательной деятельности;
Психические качества.
Слайд 29Главный фактор, определяющий высокий уровень выносливости
Эффективность функционирования системы снабжения
организма кислородом;
Показатель мощности аэробного источника – максимальное потребление кислорода (МПК)
Слайд 30Результативность работы на выносливость зависит
Экономичности двигательных действий – (функциональная
и техническая экономичность);
Функциональная экономичность – степень согласованности работы вегетативных систем
при высоком уровне потребления кислорода;
Техническая экономичность – рациональная биомеханическая и автоматическая структура движений.
Слайд 31Возрастная динамика развития выносливости
Высокие темпы развития общей выносливости:
Мальчики – 8-9,
11-12, 14-15 лет
Девочки – 10-13 лет
Высокие темпы развития скоростной выносливости:
Мальчики
– 13-14, 15-16 лет
Девочки – 15-7 лет.
Слайд 32Циклические упражнения как средство развития выносливости
Ходьба,
Плавание
Бег,
Лыжи,
Спортивные и подвижные
игры.
Слайд 33Вспомогательные средства развития выносливости
Дыхательные упражнения:
Регулирование частоты, глубины, ритма дыхания,
Легочная гипервентиляция
и задержка дыхания;
Синхронизация дыхания с фазами движения;
Выборочное применение дыхания разного
типа
Слайд 34Методика развития выносливости
Развитие мощности функциональных систем аэробного энергообеспечения;
Развитие емкости аэробного
источника энергообеспечения;
Улучшение функциональной и технической экономичности;
Повышение мощности и емкости буферных
систем организма.
Слайд 35Методы развития выносливости
Непрерывного стандартизированного упражнения (пример: ходьба 20-30 мин, сначала
достигают должной продолжительности, а затем должной интенсивности);
Непрерывного вариативного упражнения (многоразовое
изменение интенсивности нагрузки);
Непрерывного прогрессирующего упражнения (неуклонное возрастание величины нагрузки в ходе выполнения тренировочного задания);
Интервального стандартизированного упражнения – выполнение строго дозированных тренировочных заданий по продолжительности, интенсивности рабочих фаз, продолжительности и характере пауз отдыха.
Слайд 36Методические ошибки при развитии выносливости
Недостаточное внимание к укреплению опорно-двигательного аппарата;
Однообразие
средств и методов развития выносливости;
Форсирование тренировочных нагрузок;
Проведение тренировок при недомогании
или при утомлении.
Слайд 37СИЛА – способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за
счет деятельности мышц
Слайд 38Виды силы
Абсолютная и относительная;
Скоростная;
Взрывная;
Сила выносливости.
Слайд 39Абсолютная сила - способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему
произвольным мышечным напряжением
Наибольшая сила которую может развить человек при
мышечном напряжении
Слайд 40Относительная сила – это количество абсолютной силы человека, которое приходится
на один килограмм массы тела
Слайд 41Скоростная сила
Способность с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление
Слайд 42Взрывная сила
Способность проявить самое большое усилие за максимально короткое время.
Слайд 43Силовая выносливость
Способность как можно дольше преодолевать внешнее сопротивление
Слайд 44Факторы определяющие силовые возможности
Структура мышц;
Мышечная сила;
Мощность энергоисточников;
Внутримышечная координация
Межмышечная координация.
Слайд 45Средства развития силы
(силовые упражнения)
Упражнения с отягощением массой собственного тела;
Упражнения
с отягощением массой предметов;
Упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов;
Упражнения в
преодолении сопротивления партнера или дополнительного сопротивления;
Упражнения в самосопротивлении;
Упражнения с комбинированными отягощениями;
Упражнения на силовых тренажерах;
Изометрические упражнения.
Слайд 46Упражнения с отягощением массой собственного тела
Подтягивания, отжимания, прыжки, приседания.
Слайд 47Упражнения с отягощением массой предметов
Штанга, гири, гантели и т.д.
Слайд 48Упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов
Эластичные ленты, пружины и т.д.
Слайд 49Упражнения на силовых тренажерах
Узколокального действия – для одной мышечной
группы синергистов и с движением одного звена (для работы только
с плечевым суставом, голеностопным и т.д.);
Локального воздействия – несколько групп мышц и несколько суставов;
Слайд 50Упражнения на силовых тренажерах
Многофункциональные – позволяют тренировать различные группы
мышц в разнообразных рабочих положениях.
Слайд 51Изометрические упражнения
развитие напряжения мышцы без изменения ее длины
Слайд 52Методика развития силы путем увеличения мышечной массы
Виды наиболее эффективных
упражнений:
С отягощением массой предметов;
В преодолении сопротивления эластичных предметов, сопротивления собственного
тела с дополнительным отягощением;
Упражнения на силовых тренажерах.
Слайд 53Принцип построения тренировки
Виды тренировки - интервальный и комбинированный метод;
Обязательно
разминка до и заминка после, включая стретчинг;
Первый подход на мышцу
разминочный;
Сначала упражнения для более крупных групп мышц, потом для более мелких.
Слайд 54Принцип построения тренировки
Величина сопротивления должна быть такой, чтобы человек
мог ее преодолеть в течение 25-30с;
Оптимальное количество повторений 6-8 или
10-12раз;
Начальное количество подходов 2-3, при хорошей подготовленности 5-6 подходов на одну группу мышц;
После выполнения необходимого количества подходов для одной группы мышц переходят к другой;
Длительность тренировки – 1,5 часа, 15-20 упражнений, около 45-60 подходов;
Слайд 55Методические ошибки при силовых занятиях
Нарушения гармонии в развитии силы
разных групп мышц;
Выполнение силовых упражнений без тщательной разминки;
Выполнение упражнений с
около или придельными нагрузками на фоне усталости;
Злоупотребление глубокими приседаниями;
Злоупотребление большими силовыми нагрузками на позвоночник;
Применение больших отягощений в упражнениях недостаточно освоенных;
Злоупотребление продолжительным натуживанием.