Слайд 1
Тема: Особенности психосоциального развития одаренных детей
Слайд 2
Самоактуализация – стремление человека реализовать свои
личностные возможности.
1. Самоактуализация.
Существенный вклад в разработку проблемы внес А.Маслоу. Он
считал, что люди генетически нацелены на поиск личных целей. Это делает их жизнь осмысленной, значительной. Развитие человека – это восхождение по «лестнице потребностей».
Слайд 4Стремление к самореализации – это желание человека постоянно воплощать, реализовывать
свои способности, свою сущность.
Основной мотив одаренных – радость от использования
своих способностей.
Слайд 5
У ребенка рано формируется способность к оценке, стремление к совершенству,
желание довести результат до эталона. Одаренный ребенок не удовлетворяется ,
не достигнув максимально высокого уровня результатов.
У детей высокие личные стандарты, поэтому у них может быть чувство неудовлетворенности, что может сказаться на формировании Я-концепции.
2. Перфекционизм – стремление доводить до совершенства любой продукт своей деятельности.
Слайд 6
Следствием этого стремления к совершенству нередко становится чувство недовольства собой,
которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и
депрессий.
Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении.
Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.
Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нарисовать дом с садом и забором. Мальчик принялся за рисунок, но вдруг обнаружил, что не знает, сколько в заборе жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и пересчитал их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем-то не отвечал действительности.
Слайд 73. Самостоятельность
Самостоятельность : во-первых, независимость суждений и действий, способность самому,
без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность
за свои поступки и их последствия;
в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Слайд 8Самостоятельность базируется на:
способности к оценке,
умении регулировать собственное поведение и
эмоции,
социальной автономности,
смелости и склонности брать на себя ответственность.
Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность - это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих детях и учениках.
Слайд 9Факторы, подавляющие в ребенке самостоятельность:
- тотальный внешний контроль, выражающийся
в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций.
-
не менее вредны вседозволенность и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений.
Известный английский философ и педагог Джон Локк утверждал, что рабская дисциплина порождает рабский характер.
Слайд 104. Социальная автономность
Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит
к трудностям во взаимоотношениях.
С ней связана неприязнь творчески одаренных детей
к традиционному обучению.
Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками.
Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными.
К их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.
Слайд 11 5. Эгоцентризм
Выражается в неспособности встать на позицию другого человека,
что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с
возрастом это проходит.
Слайд 12
Моральный эгоцентризм. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает
превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать
причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее - все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем "нормальным" детям, и преодолевается он легче.
Познавательный эгоцентризм. Этот вид наиболее характерен для одаренных детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
Слайд 13Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психолог Ж. Пиаже
много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в
большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.
Слайд 146. Лидерство
В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок
часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр
и дел. Многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей - склонность командовать другими детьми. Но это сложная картина. В основе - интеллектуальное превосходство над сверстниками, гибкость и беглость мышления одаренного. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.
Слайд 15Это проявляется отчетливо в старшем дошкольном возрасте. У младших школьников
часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные
игры и занятия.
Слайд 167. Соревновательность
Источник склонности к соревновательности у одаренных детей лежит
в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной
оценке.
Стремится соревноваться не столько с "нормальными", сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений.
Слайд 178. Особенности эмоционального развития
Одаренные дети не только больше видят,
тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко
подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его "нормальные" сверстники относятся к ним равнодушно.
Эти дети способны наслаждаться творчеством.
Слайд 18
9. Творческое восприятие случайностей
Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но
умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств – способность одаренного.
Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной).
Как сказал мудрец, "чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь".
Слайд 1910. Юмор
Способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных
ситуациях – это черты творческого человека.
Они проявляются и формируются
с детства, являются свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.