Слайд 1ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает
детей с 16 до 18 лет (IX – XI классы).
К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений
Слайд 2Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста
Замедляются рост
тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а
также прирост в массе.
Почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки.
Увеличивается мышечная масса и растет сила.
В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц.
Слайд 3Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста
Завершается половое
созревание. Четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении,
так и в функциях организма.
Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 – 12 см и тяжелее на 5 – 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
Слайд 4Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста
У девушек
в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы,
заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна.
Грудная клетка, сердце, легкие, ЖЕЛ, сила дыхательных мышц, МЛВ и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Слайд 5Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста
Сердце юношей
на 10 – 15% больше по объему и массе, чем
у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление.
Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
Слайд 6Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста
Старшеклассники могут
проявлять достаточно высокую волевую активность, способность к терпению на фоне
усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей
Слайд 7Задачи физического воспитания
детей старшего школьного возраста
Содействие гармоничному физическому развитию,
выработка умений использовать средства ФВ для укрепления здоровья, формирование личностных
представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
Приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми ДД и формирование умений применять их в различных условиях;
Слайд 8Задачи физического воспитания
детей старшего школьного возраста
Дальнейшее развитие двигательных способностей;
Формирование
знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий
ФУ для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;
Слайд 9Задачи физического воспитания
детей старшего школьного возраста
Закрепление навыков в систематичных
и регулярных занятиях ФУ и избранными видами спорта;
Формирование адекватной самооценки
личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
Дальнейшее содействие в развитии психических качеств личности и обучение основам психической регуляции.
Слайд 10Особенности методики
физического воспитания
Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и
девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и
методов обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей, к дозировке физической нагрузки
Слайд 11Особенности методики
физического воспитания
При организации занятий с юношами надо
помнить, что они должны быть готовы к службе в армии.
Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.
Слайд 12Особенности методики
физического воспитания
В старшем школьном возрасте в первую
очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным
видам выносливости.
Среди координационных способностей необходимо обратить внимание на развитие быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.
Слайд 13Особенности методики
физического воспитания
Повышение тренировочной направленности уроков. Доля игрового
метода сокращается, а соревновательного – увеличивается.
В работе со старшеклассниками рекомендуется
шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Слайд 14Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника
Знание теоретических основ
физической тренировки и умение применять их в практике.
Знание медико-биологических основ
физической тренировки и умение применять их при реализации физической активности и при диагностике своего состояния.
Знание основных положений биомеханики движений человека и умение анализировать технику физических упражнений.
Слайд 15Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника
Убежденность в личной
и общесоциальной необходимости систематической физической активности.
Владение двигательными умениями и навыками
в пределах возрастных нормативов.
Достижение уровня физической подготовленности, предусмотренного возрастными нормативами.
Слайд 16Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника
Знание не менее
300 ФУ по ОФП, не менее 200 упражнений на развитие
силовых способностей, не менее 200 – на развитие гибкости и профилактику нарушений осанки и заболеваний позвоночного столба, не менее 50 средств тренировки выносливости, владение технико-тактическими приемами не менее чем в пяти видах спортивных игр и 10 других видах спорта.
Умение пользоваться тренажерами и самостоятельно организовать с их помощью физическую тренировку.