Слайд 1Физиологические основы
психической деятельности
Слайд 2План лекции:
Ощущение 4. Сознани
2. Восприятие
5. Мышление
3. Внимание
6. Сон
Слайд 3Происхождение психики
Идеалистическая теория.
Психика и материя –
два начала, связанных, но несводимых друг к другу
Материалистическая теория.
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции
МАТЕРИЯ
ЖИЗНЬ
ПСИХИКА
Слайд 4Психика- специфическое свойство высокоорганизованной материи- головного мозга, заключающееся в отражении
предметов и явлений
существующего вне нас и независимо от нас
материального мира.
Будучи особым свойством высокоорганизованной материи, психика прошла длительный путь от самых элементарных форм ощущений до сознания человека
Слайд 5Формы психической деятельности
Психика человека приобретает высшую форму отражения в виде
сознания.
Сознание многокомпонентно и включает механизмы –
Ощущения, внимания, восприятия, мышления, эмоций
и мотиваций
Слайд 6Теория
функциональных
систем психики
П.К.Анохин
Теория системной
динамической
локализации
А.Р. Лурия
Учение И.П.Павлова
о высшей нервной
деятельности
Естественно-научная
Теория психической
Регуляции поведения
И.М.Сеченова
Естественно-научные
основы психики в теориях ученых
Слайд 7Физиологическая основа психики – нервная система
ПЕРЕДАЧА
НЕРВНОГО
ИМПУЛЬСА
Слайд 8Физиологическая основа психики – нервная система
Поведение живых существ усложняется с
развитием нервной системы
Развитие нервной системы связано с усложнением ее строения
Слайд 9Смена уровней поведения в эволюции
Врожден-ные
Приобре-тенные
Слайд 11Стадии развития психического мира человека
1. Стадия элементарной сенсорной психики
2. Стадия
формирования интелекта и сознания
Слайд 12Высшие психические функции человека
характеризуют человека как личность
Личность – это
отдельно взятый конкретный человек с присущими ему индивидуальными биологическими и
социально обусловленными свойствами и качествами
ИНТЕЛЛЕКТ- сложное психическое явление включающее в свою структуру:
Внимание Память
Мышление Сознание
ИНТЕЛЛЕКТ проявляется в позновательной деятельности человека и определяется его умственными способностями
Внимание- состояние
активного бодрствования,
характеризующееся готовностью ответить на стимул и
выражающееся в сосредоточенности и направленности
психической деятельности на определенный объект
Слайд 16Соверменные представления о внимании
Внимание - это направленность психической деятельности человека,
ее сосредоточенность на объектах, имеющих определенную значимость
Направленность и сосредоточенность
психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы. Экспериментальное изучение физиологических коррелятов и механизмов внимания осуществляется на разных уровнях, начиная от нервной клетки и кончая биоэлектрической активностью мозга в целом. Каждый из этих уровней исследования формирует свои представления о физиологических основах внимания.
Нейроны новизны. Наиболее интересные факты, иллюстрирующие функции нейронов в механизмах внимания, связаны с обеспечением ориентировочные реакции. Еще в 60-е гг. Г. Джаспер во время нейрохирургических операций выделил в таламусе человека особые нейроны — "детекторы" новизны, или внимания, которые реагировали на первые предъявления стимулов.
Слайд 17Особенности восприятия
Предметность
Целостность
Структурность
Константность
Слайд 26Дальнейшее развитие психики идет за счет совершенствования высших психических функций
Память
Речь
Мышление
Психика человека отражает его способность создавать субьективную картину объективного мира
на основе упорядочивания информации о прошлом, настоящем и будущем.
Слайд 27Мышление- это процесс познания и накопления информации и опыта
и оперирование
знанием.
Мысль- форма сложнейшего обстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами,
специфический
процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития
Лев Семёнович Выготский (1896 —1934)
— советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.
Слайд 28Лев Семёнович Выготский
Это можно объяснить рядом причин, в том
числе:
1. высшие формы психической деятельности человека опираются на внешние средства
2.
локализация психических функций в головном мозге меняется как в процессе развития детского организма во взрослый, так и на последовательных этапах упражнения
3. высшие формы психической деятельности лишь в небольшой степени заложены генетически, и наследственные задатки преобразуются в ходе развития каждого индивида в зависимости от окружающей его культурной и лингвистической среды.
Слайд 29Виды мышления
Наглядно - действенное (конкретное )
Наглядно - образное
Словесно
- логическое (абстрактное)
Теоретическое (отвлеченное)
Практическое
Эмпирическое и логическое
(аналитико-синтетическое)
Реалистическое и
интуитивное
Творческое и непродуктивное
Произвольное и непроизвольное
Осознанное и неосознанное
Слайд 30Процессы мышления
превращение мысли в речь
II. извлечение мысли из
определенной ее словесной формы сообщения
Слайд 31Этапы обобщающей функции слова
- слово замещает чувственное восприятие определенного предмета
-
слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы
- слово замещает
несколько чувственных образов, разнородных предметов
- появление обобщения второго - третьего порядка
Слайд 32Периоды развития познавательных способностей человека
Развитие сенсомоторной координации с использованием слов и внешней речи (1,5-
2 года)
Используется язык(шепотная речь переходит во внутреннюю мысль (2-7 лет)
Преобладает внутренняя речь, словесное мышление (7-11 лет)
Развитие элементов абстрактного мышления, логики рассуждений и умозаключений (11-16 лет)
Слайд 34СОЗНАНИЕ
Сознание - свойство мозга - высшее проявление функции отражения действительности,
оперирование знанием, которое с помощью II сигнальной системы (слов, математических
формул,образов) может быть передано другим людям, в том числе и поколениям
Сознание - способность субъективного отражения объективной реальности
Слайд 35Обезьяны и др. высшие позвоночные
Развитие исследовательских форм поведения с использованием
ранее приобретенных знания и умений
Мышление (выделение причинно-следственных связей)
Слайд 36Возникновение и развитие сознания
Сознание можно определить как единство высших психических
функций.
Его возникновению и развитию способствовала совместная орудийная деятельность людей
опосредованная речью
Слайд 37Возникновение и развитие сознания
Орудия труда
Трудовая деятельность и общение
Речь
Слайд 38Роль языка в развитии сознания
Язык формирует два пласта сознания –
пласт значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное
сознание
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
Слайд 39Качественный скачок к человеческому сознанию:
Человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее
у животных
Человек пользуется языком, 2сигнальной системой
Человек способен не только отражать
мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать
Слайд 41Бессознательное
Бессознательное наряду с сознанием представлено во всех психических процессах и
состояниях
Ощущения
Мышление
Эмоции
Слайд 42Психодинамические теории
Психоанализ – наиболее известный психодинамический подход, разработанный З.Фрейдом.
Фрейд представлял
личность как динамическую систему, управляемую тремя психическими структурами:
ид, эго
и суперэго.
Слайд 47На уровне подсознания
Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной
Восприятие подпороговых внешних
раздражителей
Переработка импульсов от внутренних органов
Автоматизированная деятельность, ходьба, бег, глубоко усвоенные
нормы поведения, мотивационные конфликты
Подражательная деятельность
Деятельность мозга во сне
Интуиция (сверхсознание), связанная с процессами творчества
Слайд 48Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько
периодов своего становления (Ушаков Г.К., 1973).
1. Бодрствующее сознание (8-10 месяцев).
Предметное
сознание (от 10-12 месяцев до 3 лет).
Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет)
Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет)
Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет)
Слайд 51Психологические характеристики сознания
Самосознание – ощущение себя познающим субъектом
Мысленное представление существующей
и воображаемой действительности
Способность контролировать свои поведенческие и психические состояния
Слайд 52Поведенческие критерии сознания
Внимание способность сосредоточиваться на различных явлениях.
Способность порождать абстрактные
мысли и оперировать ими и выражать их словами или каким-либо
другим способом.
Возможность оценивать предстоящий поступок, т.е. способность к ожиданию и прогнозированию.
Осознание своего «Я» и признание других индивидуумов.
Наличие эстетических и этических ценностей.
Слайд 53Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с
речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.