Разделы презентаций


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО презентация, доклад

Содержание

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАШкольный возраст продолжается до 17-19 лет. Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школь­ный возраст (до 17-19 лет) резко различаются

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Школьный возраст продолжается

до 17-19 лет.
Средний школьный возраст (от 10 до 13-14

лет) и старший школь­ный возраст (до 17-19 лет) резко различаются по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам.
Эти этапы охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый возраст (девочки от 12 до 15 лет и мальчики от 13 до 16 лет) и частично юношеский возраст (девушки от 16до 17-19 лет и юноши от 17 до 19 лет).
В связи с существенными перестройка­ми организма на этом этапе, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАШкольный возраст продолжается до 17-19 лет. Средний школьный возраст

Слайд 3ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В пубертате различают

следующие этапы:
• препубертатный период (10-12 лет);
• собственно пубертатный период, протекающий

в 2 фазы: 1 -я фаза — девочки 11-13 лет и мальчики 13-15 лет, 2-я фаза — девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет;
• постпубертатный период (юношеский возраст).
Длительность переходного периода контролируется генетически и имеет значительный индивидуальный разброс (от 1 года до 3-5-и лет).


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ пубертате различают следующие этапы:• препубертатный период (10-12 лет);•

Слайд 4РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
В

среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех

высших структурах ЦНС.
к периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увели­чивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек;
до 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга;
к 15-летнем возрасту взрослых размеров до­стигает мозжечок;
в коре больших полушарий общая длина борозд (к 10 годам - в 2 раза, площадь коры — в 3 раза);
заканчива­ется процесс миелинизации нервных путей.
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМВ среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие

Слайд 5РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Период

с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимо­связей между

различным корковыми центрами (создается морфофункциональная основа развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей).

Усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

Устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активно­сти по поверхности коры.


РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМПериод с 9 до 12 лет характеризуется резким

Слайд 6РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
У

13-летних подростков суще­ственно улучшается способность к переработке информации, быст­рому принятию

решений, повышение эффективности тактического мышления (время решения тактических задач со­кращается по сравнению с 10-летними).
Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня (имеет большие индивидуальные различия, контроли­руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки).

Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет.
Этот период характеризуется ослаблени­ем тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буй­ством» подкорки, вызывающим:
.



РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМУ 13-летних подростков суще­ственно улучшается способность к переработке

Слайд 7РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у

подростков;
увеличение актив­ности симпатического отдела нервной системы и концентрация адре­налина в крови; ухудшается кровоснабжение мозга;
нарушение тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры (нарушение координации движений, ухудшение памяти и чувства времени);
нестабильное поведение подростков (часто немотивированное и агрессивное).

В межполушарных отношениях временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. Ухудшается деятельность второй сигнальной системы: речевые функции, повышается значимость зрительно-про­странственной информации; отмечаются нарушения высшей не­рвной деятельности: нарушаются все виды внутреннего торможе­ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе­ределка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.
Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда под­ростков (легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам).


РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ сильное возбуждение по всей коре и усиление

Слайд 8РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
После

13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков :

усиливается ведущая роль ле­вого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорко­вые отношения с ведущей ролью коры;
снижается повышенный уро­вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.
Переход к юношескому возрасту сопровождается возросшей ролью переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Значительно совершенствуются абстрактно-логи­ческое мышление, развитие второй сигнальной системы и процес­сов экстраполяции.
Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню, но отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и фи­зических нагрузок.



РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМПосле 13 лет у девочек и 15 лет

Слайд 9РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
В

среднем школьном возрасте закан­чивается созревание всех сенсорных систем.
Зрительная сенсорная система

дос­тигает функциональной зрелости: совершенству­ются функции зрительного восприятия, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения.
У подростка повышается: острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется раз­личение цветовых оттенков.
Глубинное зрение продолжает разви­ваться до 16-17 лет, достигая конечных величин, а свето­чувствительность увеличивается до 20-летнего возраста.
Пропускная способность зрительной сенсорной системы соответствует взрос­лому уровню (у девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже).



РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМВ среднем школьном возрасте закан­чивается созревание всех сенсорных

Слайд 10РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Совершенствование

зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение

зна­чимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою оче­редь, повышает точность и координацию движений, расширяет сфе­ру деятельности растущего организма.

Созревание слуховой сенсорной системы (главным образом ее кор­кового отдела) завершается к 13-ти годам: повышается острота слуха (позволяет хорошо диф­ференцировать звуковые раздражители); улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух.


РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМСовершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию

Слайд 11РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Вестибулярная

сенсорная система созревает к 14-летнему возрас­ту, но около 40% подростков

характеризуется неустойчивостью к действию ускорений.
В 15-16 лет еще часто проявляется недоста­точная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре (равновесие значительно улучшается и стабилизируется после 16-ти лет).
С началом овариально-менструального цикла у девочек 12-13 лет вестибулярная устойчивость приобретает циклический характер, снижаясь в предменструальную и менструальную фазы и улучшаясь в постменструальную и постовуляторную фазы.

РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМВестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрас­ту, но

Слайд 12РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Развитие

двигательной сенсорной системы происходит непрерыв­но, значительно усиливаясь к 13-15 годам

(дос­тигается оптимальный уровень ее развития).
Хорошо развита к 15 годам ком­плексная кинестетическая чувствительность.
В 16 лет точность различения мышечных напряжений практичес­ки не отличается от уровня взрослых людей.
Благодаря четкому вос­приятию проприоцептивной информации увеличивается способ­ность к управлению отдельными мышцами.
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМРазвитие двигательной сенсорной системы происходит непрерыв­но, значительно усиливаясь

Слайд 13 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Происходят значительные перемены в длине, массе,

со­ставе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем.
Завершается

формирование зубного аппарата. Вырастают клыки (10-12 лет) и малые коренные зубы (10-12 лет), затем вторые (12-14 лет) и третьи коренные зубы — «зубы мудрости» (17-25 лет).
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте.
К 13 годам завершает­ся окостенение пястных и запястных отделов рук, фаланг паль­цев ног (у девушек к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), фаланг пальцев рук (к 19-21 году).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАПроисходят значительные перемены в длине, массе, со­ставе и пропорциях тела, в

Слайд 14ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Незавершенный процесс окосте­нения позвоночника может привести

у подростков и юношей к раз­личным его повреждениям при больших

нагрузках.
Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту.
Заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей.
У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год.
При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАНезавершенный процесс окосте­нения позвоночника может привести у подростков и юношей к раз­личным его

Слайд 15ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
У подростка нарушаются привычные пропорции тела

и коор­динация движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела.
В

юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигает­ся гармоничные пропорции (80-90% школьников).
Масса тела до 14 лет изменяется медленно, с 15 лет начинает­ся бурное увеличение, которое сопровождается быстрым прирос­том массы сердца.
Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% массы тела, а к 17-18 годам — 44% (взрослый уровень).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАУ подростка нарушаются привычные пропорции тела и коор­динация движений. Проявляются избыточность или дефицит

Слайд 16ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
В среднем школьном возрасте завершается формирование

у под­ростка присущего ему морфотипа: эктоморф (по другим классифи­кациям —

астеник, долихоморф) с узкими пропорциями тела, эндоморф (гиперстеник, брахиморф) с широкими пропорциями тела и промежуточный тип (мезоморф).
Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений.
Созревание ОДА и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качествен­ных характеристик двигательной деятельности: на средний и стар­ший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАВ среднем школьном возрасте завершается формирование у под­ростка присущего ему морфотипа: эктоморф (по

Слайд 17ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Уровень физического развития организма и качеств

двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания (более высокая стадия

полового созревания у подростка определяет высокие его физи­ческие возможности и спортивные достижения).
В юношеском возрасте в результате созревания ОДА и завершения развития физических качеств дос­тигается высокое совершенство движений. Создается основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью различных прояв­лений силы, ловкости и быстроты.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАУровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания

Слайд 18ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
На протяжении среднего и старшего школьного возраста

увеличи­вается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количе­ство лейкоцитов, в лейкоцитарной

формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастание количества сегментированных нейтрофилов.
К возрасту 14-16 лет состав крови практически уже соот­ветствует взрослому организму.
В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения: растут масса и объем сердца (за исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек).
Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Особенно велик годовой прирост массы сердечной мышцы после 14 лет.

ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯНа протяжении среднего и старшего школьного возраста увеличи­вается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количе­ство

Слайд 19ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых

—280 мл), а ми­нутный объем крови — 3-4 л/мин (у

взрослых — 5-6 л/мин).
Минут­ный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема.
За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной си­стемы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокра­щений (ЧСС):
- в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин,
- в старшем школьном возрасте (16-18 лет) соответствует взрослому уровню — 70 уд./мин.
У подростков значи­тельно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает.
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯОбъем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых —280 мл), а ми­нутный объем крови —

Слайд 20ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
С развитием у подростков проводящей систе­мы сердца

различные показатели ЭКГ в старшем школьном возрасте приближаются к показателям

взрослого организма.
Сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления:
- у мальчиков в 11 лет АД = 104/61, в 12лет - 108/65, в 13лет - 112/65 ,в 14 лет - 115/66, в 15 лет - 120/68, в 16 лет - 125/73, в 17лет - 125/73 мм рт. ст.
- у девочек после 13 лет эти показатели на 2-5 мм рт. ст. ниже.
Минимальное (диастолическое) артериальное давление увеличи­вается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давле­ние, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление (улучшается кровоснабжение различных органов тела).
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯС развитием у подростков проводящей систе­мы сердца различные показатели ЭКГ в старшем школьном возрасте

Слайд 21ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Рост просвета сосудов в переходный период (13

-14 лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает

в ряде случаев явления юношеской гипертонии — повышение АД до 140 мм рт. ст. и выше.
В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление круго­оборота крови. Время кругооборота крови у дошкольников— 14 с, у младших школьников— 16 с, в среднем школьном возрасте — 18 с, а у старших школьников достигает взрослых значений — 20-22 с.
Происходящие в сердечно-сосудистой системе измене­ния (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повыше­ние АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об экономизации функций сердца.
 

ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯРост просвета сосудов в переходный период (13 -14 лет) отстает от увеличения сократительной силы

Слайд 22ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха,

продолжитель­нее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чув­ствительность дыхательного

центра к недостатку кислорода и избыт­ку углекислого газа.
Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функ­ции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки.
Возрастает дыхательный объем, снижается частота дыхания в 1 минуту.
Легочная вентиляция нарастает за счет повы­шения глубины дыхания, у половины подростков при этом про­исходит учащение дыхания.
В 12-летнем возрасте частота дыха­ния составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближает­ся к взрослому уровню —16-18 вд./мин.
Минутный объем дыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14 лет — около 5 л/мин (у взрос­лых 5-8 л/мин).
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯУвеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжитель­нее становится выдох (особенно пауза на выдохе),

Слайд 23ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Происходящие изменения позволяют улучшить газообмен в легких

(при час­том и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно в воздухоносных

путях, мало изменяя состав альвеолярного воздуха).
Дыхательные функции испытывают некоторые трудно­сти развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка.

Временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кисло­родного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут воз­никать головокружения и обмороки.
Наблюдается неритмичность дыхания (не завершен процесс расширения воздухоносных путей; носовые ходы у детей узкие, их формирование заканчивается к 14-15 годам).
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯПроисходящие изменения позволяют улучшить газообмен в легких (при час­том и неглубоком дыхании воздух обменивается

Слайд 24ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Объемы легких зависят от стадий полового созревания,

которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков.
У мальчиков

ЖЕЛ больше, чем у девочек на всех стадиях полового раз­вития.
С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в среднем школьном возрасте — поряд­ка 2 л, в старшем школьном возрасте — примерно 3 л.
Таблица
Возрастная динамика величин ЖЕЛ

ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯОбъемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у

Слайд 25ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
К 16-17 годам развитие дыхательных функций в

основном завер­шается.
Возможности дыхательной системы даже в юношес­ком возрасте оказываются все

еще ниже, чем у взрослого организма.
В 17-18-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц.
Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18 лет, в мужском — в возрасте 19-20 лет.
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯК 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завер­шается.Возможности дыхательной системы даже в юношес­ком

Слайд 26ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Для среднего и старшего школьного

возраста оптимальное ко­личество приема пищи — 3-4 раза в сутки.


Соблюдение четкой пери­одичности режима питания способствует выработке условных пище­вых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом.
При четырехразовом питании усваивается около 80% поступающей в орга­низм пищи, а при трехразовом — около 75%.
Прорезывание постоянных зубов (кроме зубов мудрости) заканчи­вается к 14-летнему возрасту, что обес­печивает хорошую механическую обработку пищи у подростка.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫДля среднего и старшего школьного возраста оптимальное ко­личество приема пищи — 3-4

Слайд 27ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
К возрасту 13-15 лет устанавливается

взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков, достигается максимальная

активность пищеварительных ферментов, повыша­ется кислотность желудочного сока, развивается полостное пище­варение.
Продолжается морфологическое развитие же­лудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
С возрастом увеличивается длина пищевода (в 5 лет — 16 см,в 15 лет — 19 см, у взрослых —25 см).
В 12-15 лет заметно нарастает длина кишечника.
В 14-15 лет особенно увеличи­вается печень.
До 19 лет растет поджелудочная железа.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫК возрасту 13-15 лет устанавливается взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных

Слайд 28ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Мышечный слой желудка и кишечника

становится толще, увели­чивается сила сокращения гладких мышц.
Активизация моторики желудка

и кишечника облегчает перемешивание пищи, улучшая ее переваривание и продвижение пищевого комка по желудочно-ки­шечному тракту.
В 10-летнем возрасте процессы всасывания в же­лудке прекращаются и осуществляются у подростка главным обра­зом в тонком кишечнике.
К старшему школьному возрасту все основные функции пищевари­тельной системы завершают свое развитие, адаптируя организм к приему различной смешанной пищи и хорошее ее усвоение.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫМышечный слой желудка и кишечника становится толще, увели­чивается сила сокращения гладких мышц.

Слайд 29ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
В поддержании постоянства внутренней среды

(гомеостаза) важ­ная роль принадлежит мочевыделительной системе (почки, мочеточ­ники и мочевой

пузырь).
Почки достаточно полно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отме­чается в период полового созревания.
В среднем школьном возрасте к 12-14 годам жизни заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования — фильтрации и реабсорбции (обратного всасывания).
Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к ко­нечным показателям (увеличивается во вторичной моче количество мочевины, натрия, и уменьшается количество молочной кислоты).
Суточное количество выделяемой мочив 10-летнем возрасте состав­ляет 1.5 л, а в период полового созревания достигает взрослого уров­ня — до 2.0л.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫВ поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза) важ­ная роль принадлежит мочевыделительной системе (почки,

Слайд 30ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанав­ливается

в первые годы жизни ребенка, но еще и в среднем

школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи (эну­рез).
Около 5-10% подростков до 13-14 лет страдают энурезом (в основном, это дети, находящиеся в невротическом состоянии, изле­чение от которого снимает явления недержания).
В последние годы заметно возросло количество заболеваний по­чек, в том числе у детей и подростков. Поданным ВОЗ, заболевания почек вышли на третье место в мире.
В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение дея­тельности желез внутренней секреции, вызванное включением гене­тических влияний на ЦНС и эндокринную систему.
Организм под­ростка вступает в переходный период.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫУсловно-рефлекторный механизм выделения мочи устанав­ливается в первые годы жизни ребенка, но еще

Слайд 31ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
В этом возрасте происходит возрастная

инволюция эпифиза.
Снижение тормозящего действия эпифиза на нижележа­щие структуры гипоталамуса

приводят к их активации (усиливается взаимодействие гипоталамуса и гипофиза — так называемой гипоталамо-гипофизарной системы).
Гипоталамус начинает стимулировать секреторную функцию гипофиза. (гипофиз резко уси­ливает выброс в кровь соматотропного гормона (гормона роста) и гонадотропного гормона, который вызывает усиленную секрецию по­ловых гормонов надпочечниками (андрогенов и эстрогенов) и поло­выми железами (тестостерона и эстрадиола).

Усиливаются процессы роста и развертываются процессы полового созревания — формирования организма по муж­скому и по женскому типу.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫВ этом возрасте происходит возрастная инволюция эпифиза. Снижение тормозящего действия эпифиза на

Слайд 32ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза

усиливается секреция гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина), стимулирующих обменные

и энергетические процессы в организме и способствующие его росту и развитию.
Избыточная активность щитовидной железы часто приводит к развитию гипертиреоза у подростков, вызывая повышенную возбудимость и рас­стройство сна.
Вилочковая железа, тормозящая развитие половых желез, испы­тывает в переходный период обратное развитие, уступая активную роль половым железам.
Большое значение имеет гормон поджелудочной желе­зы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способ­ствует анаболическим процессам — синтезу белков, жиров и углево­дов в организме (что способствует росту организма).
Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом чаще всего встречаются в возрасте 12 лет.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫПод влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается секреция гормонов щитовидной железы (тироксина и

Слайд 33ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Процесс полового созревания затрагивает все

органы и системы организма.
В этот период происходит формирование индивиду­ального

морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани.
Завершаются процессы становления типологических особеннос­тей поведенческих реакций, характеристик личности подростка.
К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (ха­рактерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫПроцесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период

Слайд 34ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
В процессе полового созревания девочки

опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие

межиндивидуаль­ные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды.
Выделяют 5 стадий полового созревания, определяемых по комп­лексу первичных и вторичных половых признаков:
I стадия - начинается в младшем школьном воз­расте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые разли­чия в деятельности ряда функциональных систем.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫВ процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого

Слайд 35ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
II стадия характеризуется

активацией гипофиза. От­носится к 1-й фазе пубертата (у девочек это

возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). У мальчиков происходлит не­большое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматот­ропного гормонов, а также повышенной секрецией половых гор­монов. У девочек в большей степени растет концентрация сома­тотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13 лет).
III стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13 лет, у мальчиков до 15лет). Характеризуется активаци­ей половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие мо­лочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмышечных впадин.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫII  стадия  характеризуется активацией гипофиза. От­носится к 1-й фазе пубертата

Слайд 36ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
У мальчиков особенно повышается содержание

в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14

лет). Усиленное выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется в дневное время.
IV стадия отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет). Характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает макси­мальных значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. На лице могут появляться юношеские угри. Происходит связанная с удлинением голосовых связок ломка голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации (так называемые менархе), которые свидетельствуют о начале созревания в яичниках яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организ­ма — овариально-менструального цикла (ОМЦ).
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫУ мальчиков особенно повышается содержание в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок

Слайд 37ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
У мальчиков в 15 лет

появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков

вместе с выделениями предстатель­ной железы (происходят 1-3 раза в месяц или реже, с перерыва­ми в 10-60 дней).
Соматотропин сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, у девочек его содержание снижается и их рост замедляется.
В мышцах подростка усиленно формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы (обуслов­ливает высокий прирост силы).
Повышенные физические нагрузки в этот период угнетают выделение соматотропного гормо­на и замедляют процессы полового созревания. Они должны тща­тельно дозироваться, особенно у девочек.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫУ мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов

Слайд 38ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
V стадия завершает 2-ю фазу

пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к

17-летнему возрасту). Эта стадия опреде­ляется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созрева­ние в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.
Выраженность стадий созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выражен­ность вторичных половых признаков, определяется сумма их пока­зателей и сравнивается с табличными нормативами.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫV стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у

Слайд 39Величина балла полового развития у мальчиков и девочек

Величина балла полового развития у мальчиков и девочек

Слайд 40Пояснение к таблице
Развитие волос в подмышечной впадине: Ах1 - единичные,

короткие; Ах2 - занимают центральный участок впадины, более густые; Аx3

- расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.
Развитие волос на лобке: Р1 - единичные, короткие; Р2 - занимают ограниченное пространство, более густые, длинные; Р3 - на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые; Р4 - расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.
Развитие молочной железы: Ma1 - сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается; Ма2 - сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята; Ма3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве; Ма4 - сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована.
Оволосение лица: F1 - появление густого пушка над верхней губой; F2 - появление отдельных жестких волос на лице; F3 - наличие сформированных усов и бороды.
Развитие кадыка: L1 - не контурируется, но ясно выражен при пальпации; L2 – выступает; L3 – выступает значительно.
Мутация голоса: V1 – ломающийся; V3 - устанавливающийся мужской; V3 - установившийся мужской.

Пояснение к таблицеРазвитие волос в подмышечной впадине: Ах1 - единичные, короткие; Ах2 - занимают центральный участок впадины,

Слайд 41ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Зна­чительная перестройка деятельности всей эндокринной

системы в переходный период отражается на изменениях во всех органах

и си­стемах организма, особенно выраженных в 1 -ю фазу пубертата (на II и III стадиях полового созревания):
1. Повышенная активность подкорковых структур и снижение регулирующих (тормозящих) влияний коры на подкорку, дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоцио­нальной и психической сфере подростков.
2. Отмечается несогласо­ванность морфологического и функционального развития отдель­ных органов и систем.
3. Происходит отставание скорости роста серд­ца от темпов удлинения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1-2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей (происходит временное нарушение координации движений, снижается умственная и физическая работоспособность).
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫЗна­чительная перестройка деятельности всей эндокринной системы в переходный период отражается на изменениях

Слайд 42ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
С завершением переходного периода оптимизируются

взаимоот­ношения в деятельности желез внутренней секреции, достигает со­вершенства функционирование различных

систем возмужалого орга­низма.
Подростки переходят в юношеский возраст, когда все показа­тели организма вплотную приближаются ко взрослому уровню.
Од­нако, функциональные резервы юношеского организма все же недостаточны, имеются ограничения в совершенстве регуляторных и метаболических процессов.
Реакции на нагрузки в юношеском возрасте вызывают более выраженные изменения в организме по сравнению со взрослыми и сопровождаются более длительным пери­одом восстановления.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫС завершением переходного периода оптимизируются взаимоот­ношения в деятельности желез внутренней секреции, достигает

Слайд 43ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Процессы теплообмена у подростков и

юношей отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста.

С увеличением габа­ритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от тулови­ща к дистальным отделам конечностей.
Становятся более выраженными суточные колебания температу­ры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела у годо­валого ребенка составляют 0.25°, у дошкольников — 0.34°, в юношес­ком возрасте — около 1.0° С.
После 9-летнего возраста происходят качественные изменения процессов терморегуляции. Снижается значение химической тер­морегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температу­ры тела за счет изменений интенсивности метаболических процес­сов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей от­дачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций.
ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИПроцессы теплообмена у подростков и юношей отличаются от этих процессов у детей

Слайд 44ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Тер­морегуляционное усиление теплопродукции в целом

снижается по мере взросления, у подростков 10-14 лет этот механизм

снова вре­менно возрастает в 1-ю фазу пубертатного периода.
В среднем школьном возрасте завершается созревание физиоло­гических механизмов, регулирующих потоотделение. По количе­ству и характеру реакций термическое и психогенное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых лиц.
Совершенствование механизмов теплоотдачи улучшает адапта­цию юношеского организма к большому диапазону изменений тем­ператур окружающей среды. Терморегуляционные реакции в юношес­ком возрасте становятся более эффективными и экономичными. В температурном ядре тела к 18-летнему возрасту устанавливается средняя величина температуры тела, соответствующая взрослым.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫТер­морегуляционное усиление теплопродукции в целом снижается по мере взросления, у подростков 10-14

Слайд 45ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
На протяжении среднего и старшего

школьного возраста происхо­дят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается

преоблада­ние процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.
Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. У де­вочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма. Лишь в пубертатном возрасте основной обмен у девочек временно оказывается выше, чем у мальчиков. Суточная ве­личина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1.5 раза, достигая при­мерно 1300-1400 кал, а в юношеском возрасте приближается куров-ню зрелого организма (1700 кал).
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫНа протяжении среднего и старшего школьного возраста происхо­дят перемены в обмене веществ

Слайд 46ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Увеличение массы тела и повышение

двигательной активности вызывают нарастание и общего объема суточных энерготрат: в

сред­нем школьном возрасте они составляют около 2500-2700 кал, а в старшем школьном возрасте —2800-2900 кал.
С возрастом происходит и перестройка в процессах обмена ве­ществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потреб­ность организма в белках. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту постепенно сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная потребность в белке (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается: в 1 -3 года — 4-4.5 г, в 6-10 лет — 2.5-Зг, у подростков — 2-2.5 г, у взрослых — 1.5-1.8 г. Общая же суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: у дошкольников — около 70г, в младшем школьном возрасте — 75-80 г, в среднем школьном возрасте—примерно 85-90 г, в старшем школьном возрасте — 90-100 г (как у взрослых).

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫУвеличение массы тела и повышение двигательной активности вызывают нарастание и общего объема

Слайд 47ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Аналогичны величины суточной потребности в

жирах. У подрос­тков еще достаточно высока потребность в поступлении с

пищей жира. В период полового созревания жиры используются для плас­тических процессов формирования состава тела, а холестерин необходим для синтезирования половых стероидных гормонов.
Вместе с тем, избыточное поступление жира при низкой двигательной актив­ности приводит к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина основного обме­на на единицу массы тела может быть ниже на 20-30% из-за низкой интенсивности процессов обмена в жировых клетках. Сравнитель­но большим содержанием жира в составе тела объясняется также более низкий уровень основного обмена у женщин по сравнению с мужчинами.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫАналогичны величины суточной потребности в жирах. У подрос­тков еще достаточно высока потребность

Слайд 48ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Относительная интенсивность углеводного обмена у

подростков снижается, а суточная потребность в углеводах растет: у младших

школьников она составляет около 300 г, в среднем школьном возра­сте — 340-370 г, в старшем школьном возрасте — около 400 г, у взрос­лых — 500-600 г. Углеводы обеспечивают в организме подростка как пластические процессы, так и энергетические. Повышение объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах.
В растущем организме велика потребность в поступлении необхо­димого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и фосфор нужны для формирования скелета, железо — для образова­ния гемоглобина. Однако по мере увеличения возраста относитель­ная потребность в воде, витаминах и минеральных веществах сни­жается.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫОтносительная интенсивность углеводного обмена у подростков снижается, а суточная потребность в углеводах

Слайд 49СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика