Слайд 1ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Школьный возраст продолжается
до 17-19 лет.
Средний школьный возраст (от 10 до 13-14
лет) и старший школьный возраст (до 17-19 лет) резко различаются по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам.
Эти этапы охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый возраст (девочки от 12 до 15 лет и мальчики от 13 до 16 лет) и частично юношеский возраст (девушки от 16до 17-19 лет и юноши от 17 до 19 лет).
В связи с существенными перестройками организма на этом этапе, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат.
Слайд 3ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В пубертате различают
следующие этапы:
• препубертатный период (10-12 лет);
• собственно пубертатный период, протекающий
в 2 фазы: 1 -я фаза — девочки 11-13 лет и мальчики 13-15 лет, 2-я фаза — девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет;
• постпубертатный период (юношеский возраст).
Длительность переходного периода контролируется генетически и имеет значительный индивидуальный разброс (от 1 года до 3-5-и лет).
Слайд 4РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
В
среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех
высших структурах ЦНС.
к периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек;
до 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга;
к 15-летнем возрасту взрослых размеров достигает мозжечок;
в коре больших полушарий общая длина борозд (к 10 годам - в 2 раза, площадь коры — в 3 раза);
заканчивается процесс миелинизации нервных путей.
Слайд 5РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Период
с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между
различным корковыми центрами (создается морфофункциональная основа развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей).
Усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.
Устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активности по поверхности коры.
Слайд 6РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
У
13-летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию
решений, повышение эффективности тактического мышления (время решения тактических задач сокращается по сравнению с 10-летними).
Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня (имеет большие индивидуальные различия, контролируется генетически и мало изменяется в процессе тренировки).
Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет.
Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим:
.
Слайд 7РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у
подростков;
увеличение активности симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови; ухудшается кровоснабжение мозга;
нарушение тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры (нарушение координации движений, ухудшение памяти и чувства времени);
нестабильное поведение подростков (часто немотивированное и агрессивное).
В межполушарных отношениях временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. Ухудшается деятельность второй сигнальной системы: речевые функции, повышается значимость зрительно-пространственной информации; отмечаются нарушения высшей нервной деятельности: нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.
Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков (легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам).
Слайд 8РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
После
13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков :
усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры;
снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.
Переход к юношескому возрасту сопровождается возросшей ролью переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Значительно совершенствуются абстрактно-логическое мышление, развитие второй сигнальной системы и процессов экстраполяции.
Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню, но отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок.
Слайд 9РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
В
среднем школьном возрасте заканчивается созревание всех сенсорных систем.
Зрительная сенсорная система
достигает функциональной зрелости: совершенствуются функции зрительного восприятия, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения.
У подростка повышается: острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков.
Глубинное зрение продолжает развиваться до 16-17 лет, достигая конечных величин, а светочувствительность увеличивается до 20-летнего возраста.
Пропускная способность зрительной сенсорной системы соответствует взрослому уровню (у девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже).
Слайд 10РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Совершенствование
зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение
значимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою очередь, повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма.
Созревание слуховой сенсорной системы (главным образом ее коркового отдела) завершается к 13-ти годам: повышается острота слуха (позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители); улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух.
Слайд 11РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Вестибулярная
сенсорная система созревает к 14-летнему возрасту, но около 40% подростков
характеризуется неустойчивостью к действию ускорений.
В 15-16 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре (равновесие значительно улучшается и стабилизируется после 16-ти лет).
С началом овариально-менструального цикла у девочек 12-13 лет вестибулярная устойчивость приобретает циклический характер, снижаясь в предменструальную и менструальную фазы и улучшаясь в постменструальную и постовуляторную фазы.
Слайд 12РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Развитие
двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь к 13-15 годам
(достигается оптимальный уровень ее развития).
Хорошо развита к 15 годам комплексная кинестетическая чувствительность.
В 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от уровня взрослых людей.
Благодаря четкому восприятию проприоцептивной информации увеличивается способность к управлению отдельными мышцами.
Слайд 13
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Происходят значительные перемены в длине, массе,
составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем.
Завершается
формирование зубного аппарата. Вырастают клыки (10-12 лет) и малые коренные зубы (10-12 лет), затем вторые (12-14 лет) и третьи коренные зубы — «зубы мудрости» (17-25 лет).
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте.
К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, фаланг пальцев ног (у девушек к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), фаланг пальцев рук (к 19-21 году).
Слайд 14ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести
у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших
нагрузках.
Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту.
Заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей.
У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год.
При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки.
Слайд 15ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
У подростка нарушаются привычные пропорции тела
и координация движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела.
В
юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции (80-90% школьников).
Масса тела до 14 лет изменяется медленно, с 15 лет начинается бурное увеличение, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца.
Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% массы тела, а к 17-18 годам — 44% (взрослый уровень).
Слайд 16ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
В среднем школьном возрасте завершается формирование
у подростка присущего ему морфотипа: эктоморф (по другим классификациям —
астеник, долихоморф) с узкими пропорциями тела, эндоморф (гиперстеник, брахиморф) с широкими пропорциями тела и промежуточный тип (мезоморф).
Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений.
Созревание ОДА и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности: на средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.
Слайд 17ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Уровень физического развития организма и качеств
двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания (более высокая стадия
полового созревания у подростка определяет высокие его физические возможности и спортивные достижения).
В юношеском возрасте в результате созревания ОДА и завершения развития физических качеств достигается высокое совершенство движений. Создается основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью различных проявлений силы, ловкости и быстроты.
Слайд 18ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
На протяжении среднего и старшего школьного возраста
увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов, в лейкоцитарной
формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастание количества сегментированных нейтрофилов.
К возрасту 14-16 лет состав крови практически уже соответствует взрослому организму.
В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения: растут масса и объем сердца (за исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек).
Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Особенно велик годовой прирост массы сердечной мышцы после 14 лет.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых
—280 мл), а минутный объем крови — 3-4 л/мин (у
взрослых — 5-6 л/мин).
Минутный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема.
За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС):
- в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин,
- в старшем школьном возрасте (16-18 лет) соответствует взрослому уровню — 70 уд./мин.
У подростков значительно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает.
Слайд 20ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
С развитием у подростков проводящей системы сердца
различные показатели ЭКГ в старшем школьном возрасте приближаются к показателям
взрослого организма.
Сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления:
- у мальчиков в 11 лет АД = 104/61, в 12лет - 108/65, в 13лет - 112/65 ,в 14 лет - 115/66, в 15 лет - 120/68, в 16 лет - 125/73, в 17лет - 125/73 мм рт. ст.
- у девочек после 13 лет эти показатели на 2-5 мм рт. ст. ниже.
Минимальное (диастолическое) артериальное давление увеличивается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давление, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление (улучшается кровоснабжение различных органов тела).
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Рост просвета сосудов в переходный период (13
-14 лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает
в ряде случаев явления юношеской гипертонии — повышение АД до 140 мм рт. ст. и выше.
В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление кругооборота крови. Время кругооборота крови у дошкольников— 14 с, у младших школьников— 16 с, в среднем школьном возрасте — 18 с, а у старших школьников достигает взрослых значений — 20-22 с.
Происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об экономизации функций сердца.
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха,
продолжительнее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чувствительность дыхательного
центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа.
Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки.
Возрастает дыхательный объем, снижается частота дыхания в 1 минуту.
Легочная вентиляция нарастает за счет повышения глубины дыхания, у половины подростков при этом происходит учащение дыхания.
В 12-летнем возрасте частота дыхания составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближается к взрослому уровню —16-18 вд./мин.
Минутный объем дыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14 лет — около 5 л/мин (у взрослых 5-8 л/мин).
Слайд 23ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Происходящие изменения позволяют улучшить газообмен в легких
(при частом и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно в воздухоносных
путях, мало изменяя состав альвеолярного воздуха).
Дыхательные функции испытывают некоторые трудности развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка.
Временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кислородного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут возникать головокружения и обмороки.
Наблюдается неритмичность дыхания (не завершен процесс расширения воздухоносных путей; носовые ходы у детей узкие, их формирование заканчивается к 14-15 годам).
Слайд 24ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
Объемы легких зависят от стадий полового созревания,
которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков.
У мальчиков
ЖЕЛ больше, чем у девочек на всех стадиях полового развития.
С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в среднем школьном возрасте — порядка 2 л, в старшем школьном возрасте — примерно 3 л.
Таблица
Возрастная динамика величин ЖЕЛ
Слайд 25ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
К 16-17 годам развитие дыхательных функций в
основном завершается.
Возможности дыхательной системы даже в юношеском возрасте оказываются все
еще ниже, чем у взрослого организма.
В 17-18-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц.
Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18 лет, в мужском — в возрасте 19-20 лет.
Слайд 26ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Для среднего и старшего школьного
возраста оптимальное количество приема пищи — 3-4 раза в сутки.
Соблюдение четкой периодичности режима питания способствует выработке условных пищевых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом.
При четырехразовом питании усваивается около 80% поступающей в организм пищи, а при трехразовом — около 75%.
Прорезывание постоянных зубов (кроме зубов мудрости) заканчивается к 14-летнему возрасту, что обеспечивает хорошую механическую обработку пищи у подростка.
Слайд 27ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
К возрасту 13-15 лет устанавливается
взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков, достигается максимальная
активность пищеварительных ферментов, повышается кислотность желудочного сока, развивается полостное пищеварение.
Продолжается морфологическое развитие желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
С возрастом увеличивается длина пищевода (в 5 лет — 16 см,в 15 лет — 19 см, у взрослых —25 см).
В 12-15 лет заметно нарастает длина кишечника.
В 14-15 лет особенно увеличивается печень.
До 19 лет растет поджелудочная железа.
Слайд 28ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Мышечный слой желудка и кишечника
становится толще, увеличивается сила сокращения гладких мышц.
Активизация моторики желудка
и кишечника облегчает перемешивание пищи, улучшая ее переваривание и продвижение пищевого комка по желудочно-кишечному тракту.
В 10-летнем возрасте процессы всасывания в желудке прекращаются и осуществляются у подростка главным образом в тонком кишечнике.
К старшему школьному возрасту все основные функции пищеварительной системы завершают свое развитие, адаптируя организм к приему различной смешанной пищи и хорошее ее усвоение.
Слайд 29ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
В поддержании постоянства внутренней среды
(гомеостаза) важная роль принадлежит мочевыделительной системе (почки, мочеточники и мочевой
пузырь).
Почки достаточно полно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отмечается в период полового созревания.
В среднем школьном возрасте к 12-14 годам жизни заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования — фильтрации и реабсорбции (обратного всасывания).
Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к конечным показателям (увеличивается во вторичной моче количество мочевины, натрия, и уменьшается количество молочной кислоты).
Суточное количество выделяемой мочив 10-летнем возрасте составляет 1.5 л, а в период полового созревания достигает взрослого уровня — до 2.0л.
Слайд 30ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанавливается
в первые годы жизни ребенка, но еще и в среднем
школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи (энурез).
Около 5-10% подростков до 13-14 лет страдают энурезом (в основном, это дети, находящиеся в невротическом состоянии, излечение от которого снимает явления недержания).
В последние годы заметно возросло количество заболеваний почек, в том числе у детей и подростков. Поданным ВОЗ, заболевания почек вышли на третье место в мире.
В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение деятельности желез внутренней секреции, вызванное включением генетических влияний на ЦНС и эндокринную систему.
Организм подростка вступает в переходный период.
Слайд 31ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
В этом возрасте происходит возрастная
инволюция эпифиза.
Снижение тормозящего действия эпифиза на нижележащие структуры гипоталамуса
приводят к их активации (усиливается взаимодействие гипоталамуса и гипофиза — так называемой гипоталамо-гипофизарной системы).
Гипоталамус начинает стимулировать секреторную функцию гипофиза. (гипофиз резко усиливает выброс в кровь соматотропного гормона (гормона роста) и гонадотропного гормона, который вызывает усиленную секрецию половых гормонов надпочечниками (андрогенов и эстрогенов) и половыми железами (тестостерона и эстрадиола).
Усиливаются процессы роста и развертываются процессы полового созревания — формирования организма по мужскому и по женскому типу.
Слайд 32ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза
усиливается секреция гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина), стимулирующих обменные
и энергетические процессы в организме и способствующие его росту и развитию.
Избыточная активность щитовидной железы часто приводит к развитию гипертиреоза у подростков, вызывая повышенную возбудимость и расстройство сна.
Вилочковая железа, тормозящая развитие половых желез, испытывает в переходный период обратное развитие, уступая активную роль половым железам.
Большое значение имеет гормон поджелудочной железы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способствует анаболическим процессам — синтезу белков, жиров и углеводов в организме (что способствует росту организма).
Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом чаще всего встречаются в возрасте 12 лет.
Слайд 33ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Процесс полового созревания затрагивает все
органы и системы организма.
В этот период происходит формирование индивидуального
морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани.
Завершаются процессы становления типологических особенностей поведенческих реакций, характеристик личности подростка.
К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (характерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).
Слайд 34ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
В процессе полового созревания девочки
опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие
межиндивидуальные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды.
Выделяют 5 стадий полового созревания, определяемых по комплексу первичных и вторичных половых признаков:
I стадия - начинается в младшем школьном возрасте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые различия в деятельности ряда функциональных систем.
Слайд 35ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
II стадия характеризуется
активацией гипофиза. Относится к 1-й фазе пубертата (у девочек это
возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). У мальчиков происходлит небольшое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматотропного гормонов, а также повышенной секрецией половых гормонов. У девочек в большей степени растет концентрация соматотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13 лет).
III стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13 лет, у мальчиков до 15лет). Характеризуется активацией половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие молочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмышечных впадин.
Слайд 36ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
У мальчиков особенно повышается содержание
в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14
лет). Усиленное выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется в дневное время.
IV стадия отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет). Характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает максимальных значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. На лице могут появляться юношеские угри. Происходит связанная с удлинением голосовых связок ломка голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации (так называемые менархе), которые свидетельствуют о начале созревания в яичниках яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организма — овариально-менструального цикла (ОМЦ).
Слайд 37ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
У мальчиков в 15 лет
появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков
вместе с выделениями предстательной железы (происходят 1-3 раза в месяц или реже, с перерывами в 10-60 дней).
Соматотропин сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, у девочек его содержание снижается и их рост замедляется.
В мышцах подростка усиленно формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы (обусловливает высокий прирост силы).
Повышенные физические нагрузки в этот период угнетают выделение соматотропного гормона и замедляют процессы полового созревания. Они должны тщательно дозироваться, особенно у девочек.
Слайд 38ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
V стадия завершает 2-ю фазу
пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к
17-летнему возрасту). Эта стадия определяется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созревание в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.
Выраженность стадий созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выраженность вторичных половых признаков, определяется сумма их показателей и сравнивается с табличными нормативами.
Слайд 39Величина балла полового развития у мальчиков и девочек
Слайд 40Пояснение к таблице
Развитие волос в подмышечной впадине: Ах1 - единичные,
короткие; Ах2 - занимают центральный участок впадины, более густые; Аx3
- расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.
Развитие волос на лобке: Р1 - единичные, короткие; Р2 - занимают ограниченное пространство, более густые, длинные; Р3 - на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые; Р4 - расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.
Развитие молочной железы: Ma1 - сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается; Ма2 - сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята; Ма3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве; Ма4 - сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована.
Оволосение лица: F1 - появление густого пушка над верхней губой; F2 - появление отдельных жестких волос на лице; F3 - наличие сформированных усов и бороды.
Развитие кадыка: L1 - не контурируется, но ясно выражен при пальпации; L2 – выступает; L3 – выступает значительно.
Мутация голоса: V1 – ломающийся; V3 - устанавливающийся мужской; V3 - установившийся мужской.
Слайд 41ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Значительная перестройка деятельности всей эндокринной
системы в переходный период отражается на изменениях во всех органах
и системах организма, особенно выраженных в 1 -ю фазу пубертата (на II и III стадиях полового созревания):
1. Повышенная активность подкорковых структур и снижение регулирующих (тормозящих) влияний коры на подкорку, дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоциональной и психической сфере подростков.
2. Отмечается несогласованность морфологического и функционального развития отдельных органов и систем.
3. Происходит отставание скорости роста сердца от темпов удлинения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1-2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей (происходит временное нарушение координации движений, снижается умственная и физическая работоспособность).
Слайд 42ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
С завершением переходного периода оптимизируются
взаимоотношения в деятельности желез внутренней секреции, достигает совершенства функционирование различных
систем возмужалого организма.
Подростки переходят в юношеский возраст, когда все показатели организма вплотную приближаются ко взрослому уровню.
Однако, функциональные резервы юношеского организма все же недостаточны, имеются ограничения в совершенстве регуляторных и метаболических процессов.
Реакции на нагрузки в юношеском возрасте вызывают более выраженные изменения в организме по сравнению со взрослыми и сопровождаются более длительным периодом восстановления.
Слайд 43ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Процессы теплообмена у подростков и
юношей отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста.
С увеличением габаритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от туловища к дистальным отделам конечностей.
Становятся более выраженными суточные колебания температуры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела у годовалого ребенка составляют 0.25°, у дошкольников — 0.34°, в юношеском возрасте — около 1.0° С.
После 9-летнего возраста происходят качественные изменения процессов терморегуляции. Снижается значение химической терморегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температуры тела за счет изменений интенсивности метаболических процессов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей отдачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций.
Слайд 44ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Терморегуляционное усиление теплопродукции в целом
снижается по мере взросления, у подростков 10-14 лет этот механизм
снова временно возрастает в 1-ю фазу пубертатного периода.
В среднем школьном возрасте завершается созревание физиологических механизмов, регулирующих потоотделение. По количеству и характеру реакций термическое и психогенное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых лиц.
Совершенствование механизмов теплоотдачи улучшает адаптацию юношеского организма к большому диапазону изменений температур окружающей среды. Терморегуляционные реакции в юношеском возрасте становятся более эффективными и экономичными. В температурном ядре тела к 18-летнему возрасту устанавливается средняя величина температуры тела, соответствующая взрослым.
Слайд 45ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
На протяжении среднего и старшего
школьного возраста происходят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается
преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.
Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. У девочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма. Лишь в пубертатном возрасте основной обмен у девочек временно оказывается выше, чем у мальчиков. Суточная величина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1.5 раза, достигая примерно 1300-1400 кал, а в юношеском возрасте приближается куров-ню зрелого организма (1700 кал).
Слайд 46ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Увеличение массы тела и повышение
двигательной активности вызывают нарастание и общего объема суточных энерготрат: в
среднем школьном возрасте они составляют около 2500-2700 кал, а в старшем школьном возрасте —2800-2900 кал.
С возрастом происходит и перестройка в процессах обмена веществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потребность организма в белках. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту постепенно сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная потребность в белке (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается: в 1 -3 года — 4-4.5 г, в 6-10 лет — 2.5-Зг, у подростков — 2-2.5 г, у взрослых — 1.5-1.8 г. Общая же суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: у дошкольников — около 70г, в младшем школьном возрасте — 75-80 г, в среднем школьном возрасте—примерно 85-90 г, в старшем школьном возрасте — 90-100 г (как у взрослых).
Слайд 47ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Аналогичны величины суточной потребности в
жирах. У подростков еще достаточно высока потребность в поступлении с
пищей жира. В период полового созревания жиры используются для пластических процессов формирования состава тела, а холестерин необходим для синтезирования половых стероидных гормонов.
Вместе с тем, избыточное поступление жира при низкой двигательной активности приводит к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина основного обмена на единицу массы тела может быть ниже на 20-30% из-за низкой интенсивности процессов обмена в жировых клетках. Сравнительно большим содержанием жира в составе тела объясняется также более низкий уровень основного обмена у женщин по сравнению с мужчинами.
Слайд 48ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Относительная интенсивность углеводного обмена у
подростков снижается, а суточная потребность в углеводах растет: у младших
школьников она составляет около 300 г, в среднем школьном возрасте — 340-370 г, в старшем школьном возрасте — около 400 г, у взрослых — 500-600 г. Углеводы обеспечивают в организме подростка как пластические процессы, так и энергетические. Повышение объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах.
В растущем организме велика потребность в поступлении необходимого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и фосфор нужны для формирования скелета, железо — для образования гемоглобина. Однако по мере увеличения возраста относительная потребность в воде, витаминах и минеральных веществах снижается.