Слайд 1Ф.М. Достоевский (1821-1881)
Слайд 11Пространство и время
в художественном мире
Ф.М. Достоевского
Слайд 21. Характеристики пространства/времени
Метаструктурность.
Источники: мифопоэтика, библия, мировая и русская литература, живопись.
Свойства:
многослойность (структура), полисемантичность (смысловая функция).
Двойственность как следствие метаструктурности и особенности
восприятия героем:
реальное/фикциональное – реальная топография, достоверность изображения / воображаемое («мечтатель»), онейрическое, символическое, искаженное (болезнь, галлюцинации) пространство
Слайд 22. Пространственные локусы/границы
Внешнее пространство:
площадь, переулок, трактир, площадь, мосты, колодец двора,
подворотня и пр.
Внутреннее: лестница, угол, ширма, келья, тюремная камера, «занавесочка»,
перегородка, окно, порог, дверь и пр.
«Геометрия мира Достоевского – это область границ, соприкосновений, обособлений» А. Бем
Свойства: амбиваленстность – замкнутость, дискретность, раз – от –граниченность, НО потенциально и открытость, направленность на «другого», на «всеобщее».
Слайд 23. «Малое»/физическое пространство
«Герои Достоевского носят свое пространство с собой, как
улитка раковину»
«Оплотнение» пространства как ущербность героя, неспособность увидеть «большое» (метафизическое)
пространство:
(вечность – закопченная баня с пауками по углам, ПН; «космос» черта в БК).
«Аршин пространства» – катастрофичное «точечное» пространство, символ жизни, взятой отдельно от мира: «… если бы пришлось ему жить … на такой узенькой площадке, … а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, – и оставаться так, стоя на аршине пространства … вечность, - то лучше так жить, чем сейчас умирать!» (ПН)
«Чужие края», Америка, Сибирь – смерть/воскресение
Слайд 24. Способы создания «оплотненного» пространства (увеличение кризисного потенциала)
Ограничение угла зрения,
закрытость обзора («вдруг» как пространственный маркер: ПН, убийство процентщицы);
подслушивание, подсматривание
(как искусственное сближение персонажей (Свидригайлов, подслушивающий разговор Раскольникова и Сони);
Освещение пространства: во внешнем пространстве – контрастное освещение, туман, сумерки, точечное освещение – фонарь, свет из окна; во внутреннем пространстве – огарок свечи, лампа и пр. – «рембрандтовское» освещение (светотень)
Слайд 26. Открытое пространство / совмещение с абсолютным временем
Панорамное пространство
(горизонт, пейзаж) как метафора открытого мира (панорама Иртыша в эпилоге
ПН, возвращение Алеши из монастыря – БК)
Бесконечное, распахнутое пространство как атрибут божественного.
Совмещение временных и пространственных / этических крайностей
Биографический опыт: переживание «абсолютного» времени. Роман «Идиот».
Слайд 27. Экзистенциальное/метафизическое/абсолютное время-пространство
Проницаемость миров, «двойное бытие»
«Неевклидова» геометрия Н. Лобачевского:
«… если
Бог есть и если он действительно создал землю, то, как
нам совершенно известно, создал он её по эвклидовой геометрии, а ум человеческий с понятием лишь о трёх измерениях пространства. Между тем находились и находятся даже и теперь геометры и философы, и даже из замечательнейших, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, ещё обширнее – всё бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые, по Эвклиду, ни за что не могут сойтись на земле, может быть, и сошлись бы где-нибудь в бесконечности» (БК).
Слайд 28«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то
вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так
что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. <…> Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте» (ПН).
Слайд 29
Условия «вхождения» в экзистенциальное пространство: предельное истончение душевных «перегородок», границ,
отделяющих другие миры (сны, галлюцинации, бредовые и болезненные состояниях героев):
«… здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше» (ПН); экзистенциальная чуткость души: «Нельзя и соломинку с земли поднять, чтобы не потревожить звезду» (БК).