Слайд 1Фольклор. Былина «Садко»
Урок литературы 9 класс
Фищева Н.С., учитель русского языка
и литературы, МОУ ОСШ №3, г.Нягань ХМАО-Югры
Слайд 2Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в
науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе
он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Слайд 3Синонимичные наименования
народное поэтическое творчество,
народная поэзия,
народная словесность.
Слайд 4А.Блок писал:
«автор словесности всегда народ. Никто не знает,
кто сложил его простые и наивные песни, в которых так
безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ».
Слайд 5Особенности
Синкретизм (сплав музыки, поэзии, театра)
Тесная связь с обрядами, бытом народа
Традиционность,
Анонимность (нет автора, но есть исполнитель, сказитель, рассказчик)
Вариативность
Импровизация
Слайд 6 Фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно
равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному
искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни.
В.П. Аникин
Слайд 7Литературный род (эпос, лирика, драма) – способ изображения действительности
Литературный жанр
– тип художественной формы (сказка, пословица, загадка, песня, былина, скороговорка,
потешка)
Слайд 8Жанры УНТ
Предания, сказания, легенды, сказки, былички, побывальщины
Лирические и обрядовые песни
Былины,
исторические песни
Ярмарочный фольклор (шутки, прибаутки, балагурная речь, представления – «вертеп»)
Детский
фольклор
Скороговорки
Загадки
Слайд 9Вспомним изученное в 5-7 классах
Что такое былина?
Каковы художественные особенности былины?
Каких
былинных героев вы знаете?
Слайд 11Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.
Цыганов С.В. Садко
Борис Ольшанский
Слайд 12К. Васильев. Садко на дощечке кипарисовой, 1974
Репин Илья - Садко
Слайд 13Художественное своеобразие
Одна из древнейших былин: в ней сохранились черты догосударственности
Единственная
былина, где герой отправляется из дома и попадает в иной
мир – подводное царство, встречается с морским царем, который относится к нему миролюбиво
Исторические черты добавились позднее
Слайд 14Отражение в былине быта древнего Новгорода
рыбный промысел древнего Новгорода.
в эпизод вылавливания рыбы в Ильмень-озере включены такие подробности,
как вязание неводов, закидывание тони, артельная организация рыболовства, хранение рыбы в погребах, промысловый и торговый характер рыболовства и т. д.
отражен судоходный морской промысел. описание бури или безветрия, подводных препятствий, описание и устройство корабля
Слайд 15Сюжет былины:
1. Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали
звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро.
Эту игру подслушивает водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку, выигрывает заклад — лавки с товарами — и становится богатым купцом.
2. Разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.
3. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. На морском дне Садко потешает морского царя своей игрой на гуслях. Морской царь пляшет. Чтобы наградить Садко за игру, он предлагает ему выбрать невесту. Садко выбирает девушку-Чернавушку, засыпает и, проснувшись, видит себя на берегу Волхова. Сюда же приплывают его корабли.
Слайд 16Основной конфликт
Сословный характер: замкнутый купеческий круг не пускает в свою
среду нового человека из низшей среды, человека презираемой профессии, который
их посрамил и одержал над ними победу.
Слайд 17Вопросы и задания:
Почему морской царь помог Садко?
Почему спасается Садко?
На чьей
стороне народ?
Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, лексические повторы, слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами, метафоры. Определите их назначение в тексте былины.
Слайд 18Домашнее задание на выбор:
Сопоставление былины «Садко» и сказки А.С.Пушкина «О
золотой рыбке»
Сопоставление былины и стилизации А.К.Толстого «Садко»
Выучить наизусть отрывок из
былины «Садко»
Слайд 19Источники информации
http://www.licey.net/lit/istok/base
http://www.licey.net/lit/istok/baseGenre
http://www.byliny.ru/biblio/propp/sadko
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140785300/