Слайд 1Фома Аквинский как крупнейший представитель схоластики
ТФ ВГУЮ (РПА Минюста РФ)
Кафедра
социальных и политико-правовых дисциплин
Выполнил: студент 1 курса Павлов С.П (гр.
7211-НБ)
Проверила: проф. кафедры СиППД, доктор филос. наук, доцент Гельфонд М.Л.
Слайд 2План
1. Понятие схоластики,
2.Крупнейшие представители
3. Общие положения.
2. Фома Аквинский, его мировоззрение.
Слайд 3Понятие схоластики
Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikos — школьный, учёный)
- систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая
собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
В повседневном общении схоластикой часто называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
Слайд 4Самым ранним философом схоластического времени был Иоганн Скотт Эриуген (IX
век), изложивший свою философию главным образом в сочинении «О разделении
природы»
Слайд 5Крупнейшие представители схоластики
Слайд 6Общие положения схоластики
Средневековая западная цивилизация - огромный по богатству содержания
и форм духовно-культурный мир, отмеченный неповторимыми достижениями и простирающийся во
временном диапазоне нескольких столетий. Богатство культуры средневекового Запада не сводится лишь к произведениям схоластического богословия. Однако средние века не только немыслимы без схоластики, но в значительной мере определяются ею. Схоластическое богословие наложило глубокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. Известно сравнение средневекового готического храма с богословско-философскими сочинениями. Готический храм есть аналог «Суммы теологии» (именно так назывались произведения теологов): та же величавая стройность, соразмерность частей и всеохватность. Собор с не меньшей полнотой, чем богословский трактат, выражал совокупность представлений своего времени. Все христианское учение наглядно развёртывалось перед глазами верующего. Оно передавалось через внешнюю и внутреннюю архитектуру, через организацию пространства, устремляющую душу человека ввысь, через огромное множество играющих строго определённую роль деталей, через скульптурные изображения. Готический храм - схоластическая теология в камне. Данная аналогия не может не свидетельствовать о значительности роли схоластического богословия в средние века.
Слайд 7Принципы схоластики
1. Креационизм – идея сотворения мира Богом
2. Провиденциализм –
идея божественного руководства историей
3. Сотереология – учение о спасении
4. Эсхатология
– учение о конце Света. В конце истории ожидается второе пришествие Христа, Страшный Суд, спасение всех людей
Слайд 9 Фома Аквинский (1225 – 1274) (иначе Фома Аквинат, Томас
Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino) – итальянский философ
и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Слайд 10Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к
произведениям Аристотеля
Логически доказал существование Бога
Систематизировал схоластику
Автор неотомизма
Исследует проблему бытия
Разработал проблему
соотношения религии и науки, веры и разума
Слайд 11Доказательства существования Бога ( Ф. Аквинский)
1.ДВИЖЕНИЕ. Должен существовать первый двигатель
(все, что движется, движимо кем - то ( чем -
то ) другим следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог)
2. ПРОИЗВОДЯЩАЯ ПРИЧИНА. В цепи действующих причин должна существовать первая причина (все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог)
3. НЕОБХОДИМОСТЬ. Все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо (случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог)
4. СТЕПЕНИ БЫТИЯ. Вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства (все, что существует, имеет различные степени качеств ( лучше, хуже, больше, меньше и т. д.), следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог)
5. ЦЕЛЕВАЯ ПРИЧИНА. Целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир (все в окружающем мире имеет какую - либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое - то разумное начало, которое направляет все к цели, придаёт смысл всему - Бог)
Слайд 12Проблема бытия
Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но
всего сущего.
Слайд 13Неотомизм
Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с
1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую
адаптацию философии Аристотеля.
Слайд 15Главная составляющая неотомистского учения — это дуализм бытия (Бог) и
сущего (Природа). Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение
материи и формы, а процессы — как переход потенции в актуальность. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу.
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Следуя за Фомой, неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу.
Слайд 19Вывод
Фома Аквинский изменил философские средневековые представления о мире и Боге,
тем самым изменив историю католицизма, как самой влиятельной религии того
времени. Его до сих пор вспоминают ведущие умы мира в его стремлении упорядочить и усовершенствовать наши взгляды на мир и Бога.
Слайд 20Литература и интернет-ресурсы
Миртов Д. П. Схоластика // Энциклопедический словарь Брокгауза
и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4
доп.). — СПб., 1890—1907
Межуева И.О. История Философии. ТФ РПА, М., 2014 г.
Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966
Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. — СПб. 1884.
Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут — М., Астрель, 2005.
Честертон Г. Святой Фома Аквинский / Честертон Г. Вечный человек. — М., 1991.
Гараджа В. И. Неотомизм. Разум. Наука. — М., 1969
Желнов М. В. Критика гносеологии современного неотомизма. — М., 1971.
https://dic.academic.ru
https://ru.wikipedia.org/
http://fb.ru
https://allyslide.com
https://studopedia.ru