Слайд 2История развития термина
Технологический подход
Первое значение понятия «формат» было связано с
категорией формы: очертание,
внешний вид, контуры предмета, внешнее выражение какого-либо содержания.
Согласно Оксфордскому словарю, «формат» – производное латинского выражения liber formatus, «книга, которая получила определенную форму» (a book formed in such or such a way)1.
Можно предположить, что оно возникло в эпоху инду стриального производства книги где-то в первой половине XIX в., когда появилась необходимость обозначить до тех пор неизвестные реалии, а именно «унифицировать размеры книги для ее массового изготовления и товарного обмена»2.
А2, А3, А4, бродшит, таблоид, берлинер.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B
Седа Степанян. Современное состояние теоретических представлений о формате СМИ http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/ce2/2012_3_4_stepanjan.pdf
Слайд 3История развития термина
Психологический подход
В 1970 гг. один из основателей когнитивной
психологии Ульрих Найссер проводил исследования, которые показали, что информационные потоки
поступают в мозг не в чистом виде, а ложатся на заранее подготовленную схему восприятия,
которую он и назвал «форматом».
В итоге информация воспринимается только в том случае, если имеется формат, готовый к ее приему.
С каждым познавательным шагом предыдущие восприятия оказывают влияние на только что появившиеся. Более того, опыт
предыдущих восприятий не исчезает – он становится устойчивым, постоянно нарастающим знанием.
Слайд 4Феноменологический подход
Х. Молотч и М. Лестер выдвинули тезис о том,
что все люди являются производителями новостей.
Другой американский исследователь Д.
Элтейд дал определение новостей как «продукта организованного производства, которое предполагает практическую точку зрения на события с целью связать их воедино»6.
Процесс формирования новости зависит от ракурса, взгляда.
События становятся содержанием СМИ, когда преобразуются в соответствии с требованиями формата, а не в силу своих объективных характеристик. Содержание новостей – это всегда «содержание, опосредованное требованиями формата»8.
Таким образом в медиаформат выполняет функции естественной установки. Вот почему он выходит за рамки понятия «тема» и очень часто является важным аспектом взаимоотношений производителей и потребителей медиаконтента – редакции и аудитории.
Слайд 5Содержательный подход
МГУ, 2010–2011 гг., методологический семинара «Динамика
форматов и жанров
в современных СМИ».
Главный вопрос: наложение жанров и форматов
Г.В. Лазутина: «в
языковой практике журналистского сообщества возникла проблемная ситуация: эти понятия стали выступать как конкурирующие»9
Возникновение этого явления она связывает с:
• развитием процессов глобализации в современном мире;
• появлением компьютерных сетей;
• взаимопроникновением жанров, в результате которого понятие «формат» начинает восприниматься как выдвинутая временем альтернатива понятию «жанр»;
• изменениями в журналистике, вызванными современными условиями.
Слайд 6Использование понятия в журналистике
Всего Г.В. Лазутина выделяет шесть основных значений
понятия «формат»: совокупность внешних характеристик предмета коммуникации, тип издания, вид
творчества, род творчества, вид коммуникационного канала, способ подачи.
Слайд 7Чаще всего – формат СМИ
Формат − «стандарт СМИ, обусловленный их
типом, каналом распространения, объемом и полиграфическим форматом или хронометражем, особенностями
аудитории, периодичностью, редакционной политикой»
Т.И.Сурикова
Слайд 8Вариант - стандарт
Г.Я.Солганик: «совокупность характеристик, признаков, определяющих соответствие норме, правилам
какого-либо мероприятия, события, явления и т.п.»
Тогда жанр – это один
из компонентов формата… О.Р. Лащук
Слайд 9Индустриальный подход
По мнению М.И. Макеенко, формат является
инструментом стандартизации управления рабочим
процессом и качеством на
предприятии, выпускающем (издающем)
СМИ; стандартизации механизмов копирования/воспроизведения модели
(контентной, бизнес и т.п.) определенных СМИ.
Формат как инструмент медиаменеджмента.
Охватывает не только сферу контента, но и сферу производства (бизнес).
Слайд 1092 мультимедийных формата.
Оксана Силантьева
Каждый формат в этой книге может выступать
самостоятельно, быть ядром материала или лего-деталью более крупного проекта.
Слайд 11Седа Кароевна Степанян − преподаватель кафедры
теории и экономики СМИ факультета
журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
Формат СМИ – стандарты организации информационного потока
по заранее заданным критериям, которые оптимизируют процесс серийного выпуска контента на определенной медийной платформе для целевой аудитории.
Слайд 12Ссылки
https://meduza.io/cards/vlasti-sobirayutsya-deanonimizirovat-polzovateley-elektronnoy-pochty-kak-spoyler-po-vashemu-telefonu
https://meduza.io/cards/putin-rasporyadilsya-srochno-vyyti-iz-bessmyslennoy-mezhdunarodnoy-komissii-k-chemu-takaya-speshka
Слайд 13Медуза
https://medium.com/meduza-how-it-works/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-2cb5991a8cc6
Слайд 14Задание на 6 ноября
1. Повторить основные размерные форматы печатных СМИ: А2,
А3, А4, бродшит, таблоид, берлинер. О газетных форматах можно посмотреть:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B
Познакомиться с публикациями в Медузе, оформленными в виде карточек (не менее 10 публикаций).
Прочитать: https://medium.com/meduza-how-it-works/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-2cb5991a8cc6
4. Построить аргументированное размышление по теме: Карточки – жанр или формат?
Рассуждение сопроводить ссылками на публикации, которые вы будете использовать в качестве иллюстраций, и оформить в виде электронной презентации. Презентацию выложить в обсуждение КАРТОЧКИ.
5.Найти 2-3 примера карточных публикаций в других изданиях .