Разделы презентаций


Формирование элементарной трудовой деятельности дошкольников с нарушением слуха

Задачи формирования элементарной трудовой деятельностиСреди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить:воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование элементарной трудовой деятельности дошкольников с нарушением слуха

Формирование элементарной трудовой деятельности дошкольников с нарушением слуха

Слайд 2
Задачи формирования элементарной трудовой деятельности



Среди главных задач трудового воспитания детей

с нарушениями слуха следует отметить:
воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание

психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
очень важны развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.
большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.
Задачи формирования элементарной трудовой деятельностиСреди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить:воспитание трудолюбия, потребности

Слайд 3Общественно-социальное значение труда детей с нарушениями слуха связано с его

воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с

детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Труд в дошкольном возрасте имеет важное значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Общественно-социальное значение труда детей с нарушениями слуха связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются

Слайд 4Для детей с нарушениями слуха условия осуществления трудовой деятельности создают

возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению

значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов (картон, ткань, игла); объектов труда (коробочка, закладка); определения последовательности действий (сначала наметим, а потом пришьем пуговицы). В коллективной трудовой деятельности создаются условия для общения детей, усвоения основных типов коммуникативных высказываний в связи с выполнением различных практических действий. Дети учатся понимать и выполнять трудовые поручения («Вытри пыль», «Вымой листья», «Собери игрушки»). Начиная со средней группы, они учатся сообщать о выполненных действиях («Я полил цветы», «Я собрала игрушки»). В зависимости от этапа обучения используются разные формы речи: в ясельной и младшей группах — устная и письменная. Начиная со средней группы в детском саду для глухого речевого материала предъявляется устно-дактильно. Для слабослышащих детей речь предъявляется в устной форме. При необходимости отработки и уточнения значения и структуры слов и фраз она подкрепляется письменно.
Для детей с нарушениями слуха условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические

Слайд 5Содержание и методы формирования элементарной трудовой деятельности
Трудовая деятельность детей генетически

связана с предметной и игровой. Несмотря на то, что труд

детей младшего дошкольного возраста чаще всего возникает в игре, трудовая деятельность в отличие от игры является продуктивной, т. е. труд имеет результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей и взрослых. У младших дошкольников подражание трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой.
К старшему дошкольному возрасту трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение. Для детей становятся интересны и доступны мотивы труда, они могут определять цели выполнения трудовых действий, владеют способами их достижения. При этом в некоторых случаях труд начинает обслуживать игру: дети изготавливают коврики для продажи их в магазине или для украшения квартиры, пекут печенье для угощения гостей и др. К концу дошкольного периода трудовая деятельность полностью обособляется от игры, что является следствием становления основных компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами
Развитие трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха происходит при организации различных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской деятельности, и прежде всего игрой, на специальных занятиях, которые предусмотрены учебным планом с младшей группы, а также в семье.

Содержание и методы формирования элементарной трудовой деятельностиТрудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. Несмотря на

Слайд 6Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого

является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя.

Начиная с преддошкольного возраста детей учат соблюдать правила' гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.
Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка к школе. Эти навыки развиваются в семье и в детском саду. Приучение детей раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей с нарушениями слуха. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя. Особенно важно предъявление одинаковых требований к труду по самообслуживанию как со стороны педагогов, так и в семье, поскольку нередко родители, испытывая затруднения в общении с ребенком или жалея его, выполняют трудовые действия за ребенка сами.
В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном.
Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом —

Слайд 7Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе,

дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести

уборку в группе, подготовить класс к занятиям и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, няне, сурдопедагогу. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям.
Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада дети учатся кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать листья и др. В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Труд в природе имеет важное значение для экологического воспитания детей.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть

Слайд 8
Ручной труд вводится на третьем году обучения. Этот вид труда

требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и другими инструментами. Дети

на занятиях по ручному труду учатся приемам работы с бумагой, картоном, природными материалами. Они изготавливают игрушки, мебель для кукол, флажки для украшения помещения и др. Изготовление различных вещей приучает детей анализировать свойства материалов, способы использования различных инструментов, выделять и сравнивать части предметов, обсуждать последовательность их изготовления, что создает условия для развития восприятия, мышления, образной памяти. Этот вид труда наиболее близок к предметно-практической деятельности в школе глухих, в процессе ручного труда создаются предпосылки для перехода к этому виду уроков.
Основными методами трудового воспитания служат: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.
Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями слуха, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированное у детей различных трудовых умений и навыков.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из важных направлений трудового воспитания детей с нарушениями слуха. Другое важное направление — ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Эти два направления трудового воспитания детей реализуются комплексно, так как они тесно связаны.
Ручной труд вводится на третьем году обучения. Этот вид труда требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и

Слайд 9

Ознакомление с трудом взрослых в условиях дошкольного учреждения начинается с

организации наблюдений за трудом таких близких детям людей, как няня,

воспитатель. Воспитатели подчеркивают значение этой работы: «Тетя Оля помыла пол, в группе стало красиво». «Дядя Коля подметает двор, убирает мусор. Кругом чисто, красиво». Воспитатели обращают внимание на инструменты и предметы, как люди пользуются ими; учат детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх. Организуют экскурсии по детскому саду: на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Дети знакомятся с поваром, медсестрой, дворником, наблюдают за их действиями. Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, в процессе которых уточняются названия наиболее простых профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты.
В старшем дошкольном возрасте ознакомление с трудом взрослых носит более систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях по ознакомлению с окружающим миром и по развитию речи. Дети знакомятся с такими профессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер, учительница. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д. Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей («Врач вылечил Ваню — он здоров»). Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
Ознакомление с трудом взрослых в условиях дошкольного учреждения начинается с организации наблюдений за трудом таких близких детям

Слайд 10Участники презентации: Алекова Л., Вдовенко Н., Волгова М., Гусева А., Першина

Ю., Сорокина М., Кузнецова О.
Спасибо за просмотр!

Участники презентации: Алекова Л., Вдовенко Н., Волгова М., Гусева А., Першина Ю., Сорокина М., Кузнецова О.Спасибо за

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика