Разделы презентаций


Способы решения уравнений и неравенств (5-9 классы)

Содержание

УравненияУважаемые коллеги! Речь пойдёт о возможном порядке изучения уравнений, неравенств, систем на примере УМК С.М. Никольского и др. Когда в СССР только намечалась реформа математического образования 1970-х годов, то хотели

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Способы решения уравнений и неравенств (5-9 классы)
Шевкин Александр Владимирович, Заслуженный

учитель РФ, лауреат премии и грантов мэрии Москвы в области

образования, к.п.н., с.н.с., стаж работы в школе 44 года, один из авторов учебников математики серии «МГУ-школе», С.М. Никольский и др., Просвещение.
avshevkin@mail.ru www.shevkin.ru
Способы решения уравнений и неравенств (5-9 классы)Шевкин Александр Владимирович,  Заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов

Слайд 2Уравнения
Уважаемые коллеги!
Речь пойдёт о возможном порядке изучения уравнений, неравенств,

систем на примере УМК С.М. Никольского и др.

Когда в СССР только намечалась реформа математического образования 1970-х годов, то хотели найти, за счёт какого материала можно раньше ввести многие понятия, функции, например.
Решили убрать арифметические способы решения текстовых задач и сразу учить детей решать задачи при помощи уравнения. Это было предложение учёных, желавших повысить научный уровень обучения.
УравненияУважаемые коллеги! Речь пойдёт о возможном порядке изучения уравнений, неравенств, систем на примере УМК С.М. Никольского и

Слайд 3Уравнения
Академики С.Л. Соболев и А.Л. Минц посчитали,

что обучение математике в школе проводится вопреки «правилам оптимальной стратегии»:

сначала детей учат решать задачи арифметически, а потом приходится затрачивать силы на «переучивание абстрактному мышлению в алгебраических образах».
На самом деле всё не так. Большие учёные хотели, как лучше. А мышление младших школьников (1-6 классы) предметно. Обучение детей сразу на уровне абстракции – без опоры на опыт предметной деятельности — неэффективно. Кроме того, до введения абстрактных понятий надо бы развить мышление и речь.

Уравнения  Академики С.Л. Соболев и А.Л. Минц посчитали,   что обучение математике в школе проводится

Слайд 4Уравнения
Приведу два примера.
В клетке сидят фазаны и кролики.

Всего у них 30 голов и 70 ног. Определите число

фазанов и число кроликов.
Можно составить уравнение
4x + 2(30 — x) = 70, где x — число кроликов, и получить ответ. На сайте гдз.ру применяют систему линейных уравнений, обозначая через х кроликов, а не их количество.
А как учили детей более 100 лет назад?
Уравнения Приведу два примера. В клетке сидят фазаны и кролики. Всего у них 30 голов  и

Слайд 5Уравнения

Уравнения

Слайд 6Уравнения
Как-то академик С.М. Никольский спросил
у маленькой соседки по

даче:
— Машенька, что вы изучаете на математике?
— Уравнения.


— Ишь ты! А сможешь решить уравнение 3х + х = 12?
Машенька подумала и сказала: «Первый х равен 2, а второй 6».
О чём говорит этот пример? — О том, что напрасно взрослые навязывают так рано уравнения детям. Тогда, когда их мышление ещё не подготовлено к работе с абстрактными объектами (уравнениями). Они ещё не научены рассуждать с предметами (решать задачи).

Уравнения Как-то академик С.М. Никольский спросил у маленькой соседки по даче: — Машенька, что вы изучаете на

Слайд 7Уравнения
Первый раз уравнения появляются в наших учебниках для 5

класса без использования терминологии. Там есть такое задание.
132. Вычислите

неизвестное x, удовлетворяющее равенству: х + 209 = 700…
Это работа над развитием речи учащихся: «Чтобы найти неизвестное слагаемое…» Аналогично надо искать другие неизвестные компоненты – именно с целью развития речи, усвоения «речевых заготовок» вида «чтобы… надо…».
Затем уравнения появляются в виде пропорций. Без терминов «уравнение», «корень уравнения».

Уравнения Первый раз уравнения появляются в наших учебниках  для 5 класса без использования терминологии.  Там

Слайд 8Уравнения

Уравнения

Слайд 9Уравнения
В 7 классе уравнения появляются в 9 параграфе (из

10).
Вводится понятие уравнения первой степени, линейного уравнения, потом

систем уравнений, способы их решения. Применение уравнений и систем для решении задач.
В 8 классе идёт традиционная работа с квадратными, рациональными уравнениями и системами. Есть пункты
5.7*. Решение рационального уравнения при помощи замены неизвестного.
5.8*. Уравнение-следствие.
В 2019 году рациональные уравнения (с текстовыми задачами) хотели исключить из требований ФГОС.
Уравнения В 7 классе уравнения появляются в 9 параграфе (из 10).  Вводится понятие уравнения первой степени,

Слайд 10Уравнения

Уравнения

Слайд 11Уравнения

Уравнения

Слайд 12Уравнения

Уравнения

Слайд 13Уравнения
Далее используем замену неизвестного. Сильных ребят доводим до умения решать

такие уравнения.
На цветной плашке номера необязательных задач.

УравненияДалее используем  замену неизвестного.   Сильных ребят  доводим до умения решать такие  уравнения.

Слайд 14Ещё раз про ОДЗ

Ещё раз про ОДЗ

Слайд 15Ещё раз про ОДЗ

Ещё раз про ОДЗ

Слайд 16О введении параметров
8

О введении параметров8

Слайд 17О введении параметров
Теперь рассмотрим задачу, в которой описана

правдоподобная ситуация.
Задача 2. Учитель хочет сочинить несколько вариантов

однотипных задач для самостоятельной работы. Определите все возможные натуральные значения a, при каждом из которых ответ в задаче — число натуральное. «Первая бригада может выполнить работу за 30 дней. Вторая бригада может выполнить ту же работу за a дней. За сколько дней эту работу выполнят две бригады при совместной работе, если вторая бригада работает лучше первой?»

8

О введении параметров  Теперь рассмотрим задачу, в которой описана правдоподобная ситуация.  Задача 2. Учитель хочет

Слайд 18О введении параметров
8

О введении параметров8

Слайд 19О введении параметров
8

О введении параметров8

Слайд 20О введении параметров
8

О введении параметров8

Слайд 21О введении параметров
Подробнее см. в заметке «От исследовательских текстовых

задач к задачам с параметром».
Линейные уравнения с параметром есть

в дидактических материалах для 7 класса (п. 23*).
Системы линейных уравнения с параметром (п. 24*), Графический способ решения задач с параметром (п. 28*) есть в дидактических материалах для 8 класса.
Линейные неравенства с параметром (п. 3*), Системы линейных неравенств с параметром (п. 5*), есть в дидактических материалах для 9 класса.
Разбор решений аналогичных заданий есть в первой части дидактических материалов. Посмотрим для примера в первую часть ДМ-7.

8

О введении параметров Подробнее см. в заметке «От исследовательских  текстовых задач к задачам с параметром». Линейные

Слайд 2223*. Линейные уравнения с параметром
1. Решим уравнение 2x – 3a

= 12 для каждого значения a.
Решение. Для каждого значения a

данное уравнение можно переписать в виде: 2x = 3a + 12.
Разделив обе части этого уравнения на 2, получим:
x = 1,5a + 6.
Таким образом, для каждого значения a данное уравнение имеет корень x = 1,5a + 6.
Ответ. x = 1,5a + 6 для каждого значения a.

8

23*. Линейные уравнения с параметром1. Решим уравнение 2x – 3a = 12 для каждого  значения a.Решение.

Слайд 2323*. Линейные уравнения с параметром
2. При каком значении a уравнение

11x – 3a = 10 имеет корень x = 5?
Решение.

Так как число 5 является корнем данного уравнения, то при некотором значении a верно равенство:
11 ∙ 5 – 3a = 10,
из которого найдём это значение: a = 15.
Следовательно, при a = 15 данное уравнение имеет корень 5.
Ответ. Уравнение имеет корень 5 при a = 15.

8

23*. Линейные уравнения с параметром2. При каком значении a уравнение 11x – 3a = 10  имеет

Слайд 2423*. Линейные уравнения с параметром
8

23*. Линейные уравнения с параметром8

Слайд 2523*. Линейные уравнения с параметром
4. При каком значении a уравнение

2(x + 5) – ax = 3 не имеет корней?
Решение.

Для каждого значения a данное уравнение можно переписать в виде: (2 – a)x = –7.
Если a = 2, то уравнение имеет вид 0x = –7, оно не имеет корней.
Ответ. При а = 2 уравнение не имеет корней.

8

23*. Линейные уравнения с параметром4. При каком значении a уравнение 2(x + 5) – ax = 3

Слайд 2623*. Линейные уравнения с параметром
8

23*. Линейные уравнения с параметром8

Слайд 27Решение неравенств
Решение неравенств мы начинаем в 9 классе.


1.1. Неравенства первой степени с одним неизвестным.
1.2. Применение

графиков к решению неравенства первой степени с одним неизвестным.
1.3. Линейные неравенства с одним неизвестным.
1.4. Системы линейных неравенств с одним неизвестным.
1.5*. Неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля.
Подробно разбирается материал, посвящённый неравенствам второй степени с одним неизвестным (пп. 2.1-2.5). Дальше идёт метод интервалов, который хотели исключить в стандартах при обсуждении в 2019 году. Всё достаточно традиционно, кроме момента появления нестрогих неравенств.

8

Решение неравенств  Решение неравенств мы начинаем в 9 классе.  1.1. Неравенства первой степени с одним

Слайд 28Решение неравенств
3 1. Метод интервалов.
3.2. Решение рациональных неравенств.

3.3. Системы рациональных неравенств.
3.4. Нестрогие неравенства.
3.5*. Замена неизвестного

при решении неравенств.
Почему так поздно нестрогие неравенства. Многие считают, что их надо давать «параллельно» с соответствующими строгими неравенствами.
Мы предлагаем нестрогие неравенства изучать после изучения решения всех видов неравенств. Нестрогое неравенство это совокупность уравнения и строгого неравенства. «свёрнутое» их решение по аналогии со строгими неравенствами в простых случаях к ошибкам не приводит.

8

Решение неравенств 3 1. Метод интервалов. 3.2. Решение рациональных неравенств. 3.3. Системы рациональных неравенств. 3.4. Нестрогие неравенства.

Слайд 29Решение неравенств
8

Решение неравенств8

Слайд 30Решение неравенств
8

Решение неравенств8

Слайд 31Решение неравенств
8

Решение неравенств8

Слайд 32Решение неравенств
Вы можете возразить: там же есть знак «равно»!
Но

ученик нестрогое неравенство воспринимает именно как неравенство, решает его по

аналогии со строгим неравенством, определяет знак выражения на интервалах (метод интервалов). Вот эта аналогия и приводит к ошибкам.
А нестрогое неравенство на самом деле и не неравенство вовсе, а совокупность уравнения и строгого неравенства. Да и при решении строгого неравенство мы сначала решаем уравнение для определения границ интервалов.

8

Решение неравенств Вы можете возразить: там же есть знак «равно»!Но ученик нестрогое неравенство воспринимает именно как неравенство,

Слайд 33Решение неравенств
8

Решение неравенств8

Слайд 34Решение неравенств
8

Решение неравенств8

Слайд 35Спасибо за внимание
Тему разговора не закрываем. Можно продолжить следующий

раз на материале 10-11 классов, ЕГЭ.

Электронная почта: Шевкин Александр Владимирович


avshevkin@mail.ru.
сайт www.shevkin.ru
Канал НАБЛЮДАТЕЛЬ на Яндекс Дзен  





8

Спасибо за внимание Тему разговора не закрываем. Можно продолжить  следующий раз на материале 10-11 классов, ЕГЭ.Электронная

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика