Слайд 1Формирование и распределение средств оплаты труда медицинского учреждения.Механизм финансирования Здравоохранения
в условиях рыночной экономики.Комитет по оплате мед.услуг.Цели,задачи,структура,
содержание работы.
Муталипова.Миймангуль
514-2гр О.З
Слайд 2План:
1.Оплата труда
2.Положение об оплате труда
3.Функции оплаты труда
4.Формы и системы оплаты труда
5.Источники формирования фонда оплаты труда
и его распределение
6.Фонд оплаты труда
7. Условия премирования
8. Условия установления надбавок к должностному окладу
9. Условия оказания материальной помощи
10. Механизм финансирования здравоохранения в условиях рыночной экономикм
11. Комитет по оплате мед.услуг
12. Комитет имеет территориальные подразделения в областях и городах Астаны и Алматы.
Слайд 3Оплата труда
Оплата труда - основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса
работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий. Механизм этой связи
по замыслу прост: «больше и лучше работаешь - больше платят. А если больше платят - работаешь еще больше и лучше». Оплата труда - главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его денежных доходов. Заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать интерес к качественному труду .
Слайд 4Положение об оплате труда
Согласно ст.126 ТК РК труд работников оплачивается
повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может
производиться за индивидуальные и (или) коллективные результаты труда.
Для усиления заинтересованности работников в повышении эффективности производства и качества выполняемых работ работодателем могут вводиться системы премирования и другие формы стимулирования труда.
Система оплаты и стимулирования труда работников определяется условиями коллективного договора, трудового договора и (или) актами работодателя.
Условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Слайд 5Функции оплаты труда:
- воспроизводственная, заключающаяся в том, что денежные выплаты
работникам в форме оплаты их труда должны воссоздавать трудовой потенциал;
-
компенсационная, состоящая в том, что денежное вознаграждение за труд должно возмещать, компенсировать затраты рабочей силы, энергии в процессе выполнения трудовой деятельности;
- стимулирующая, создающая материальную заинтересованность работника в повышении качества и эффективности работы, росте производительности труда;
- распределительно-оценочная, в соответствии с которой часть денежных доходов, получаемых учреждением, распределяется между работниками в форме оплаты их труда согласно их трудовому вкладу, вследствие чего заработная плата служит одним из способов оценки их трудовой деятельности. Существует универсальный принцип, согласно которому оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству. Необходимо не только измерить количество и качество оплачиваемого труда, но и выразить их в денежных единицах
Слайд 6Формы и системы оплаты труда
В зависимости от исходного принципа, закладываемого
в основу определения величины заработной платы отдельного работника, различают три
основные формы оплаты труда: повременную, сдельную и договорную (контрактную)
Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего - за месяц).
Слайд 7Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина
заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в
виде объема выполненной работы. В здравоохранении исключительно трудно установить, измерить объем выполненных сотрудником работ, услуг в натуральном исчислении, в естественном измерении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив и затем делить ее между членами коллектива в соответствии и мерой их участия в труде, определяемой обычно так называемым коэффициентом трудового участия
Слайд 8Повременная заработная плата зависит от количества отработанного времени. В повременной
форме существует две системы оплаты труда: простая повременная и повременно-премиальная.
В
простой повременной системе расчет зависит от стоимости одного часа работы и количества отработанного времени; по простой повременной системе выплачиваются отраслевые базовые оклады. Повременно-премиальная система предусматривает сверх заработка (например, отраслевого базового оклада) получение премии за достижение определенных количественных и качественных показателей. Повременная форма оплаты труда имеет недостаток – у работника снижен экономический стимул к росту интенсивности и производительности труда.
Слайд 9Сдельная оплата труда считается более гибкой, схема оплаты предполагает оплату
либо просто за количество, либо за степень исполнения работы. Сдельная
форма оплаты труда увязывается с выработкой, с производительностью труда, т. е. находится в прямой зависимости от количества изготовленных изделий (например, в стоматологии) или выполненных работ. Ее рассчитывают на основе сдельных расценок согласно квалификации работника.
Слайд 10Сдельная форма оплаты труда имеет свои разновидности. Это прямая сдельная,
сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная. Также применима косвенно сдельная, особенно в отношении
тех работников, которые обслуживают технологические процессы (например, в стоматологии заработная плата медицинской сестры зависит от выработки врача-стоматолога).
Договорное регулирование заработной платы осуществляется в двух правовых формах: коллективно-договорной и индивидуально-договорной.
Слайд 11Источники формирования фонда оплаты труда и его распределение
В самом общем
случае медицинское учреждение может получать доходы в денежной форме из
трех основных источников:
1) Бюджетные средства
2) средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с заключенными договорами на предоставление медицинских услуг
за счет ОМС;
3) средств, поступающих от организаций и лиц в счет оплаты услуг, предоставляемых на платных, коммерческих началах.
Слайд 12.Формирование и распределение средств оплаты труда медицинского учреждения
Фонд оплаты труда
распределяется между работниками медицинского учреждения с соблюдением целого ряда правил.
Учитываются условия и обязательства, зафиксированные в трудовых соглашениях между администрацией и работниками. Принимаются во внимание должностные оклады, тарифные сетки и место, занимаемое в них работником в зависимости от должности, квалификации, профессии, образования. Надо иметь в виду, что стимулом служит собственно заработная плата, а не ее повышение, поскольку уровень оплаты труда достаточно велик, чтобы заинтересовать работника в активном труде и высокой производительности, а угроза лишиться зарплаты целиком достаточно ощутима, чтобы ею пренебрегать.
Слайд 13 Каждое лечебно-профилактическое учреждение ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует и уточняет фонд
оплаты труда (ФОТ), то есть фонд денежных средств, сформированный в
учреждении на оплату труда работников, с учетом всех выплат, предусмотренных законодательством исходя из имеющихся в наличии и предвидимых денежных поступлений и с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда.
Слайд 14Фонд оплаты труда медицинских учреждений принято делить на следующие составляющие
его фонды:
- оплаты труда основного персонала;
- оплаты труда персонала параклинических
учреждений;
- оплаты труда персонала вспомогательных подразделений;
- оплаты труда административно-хозяйственного и управленческого персонала;
- оплаты отпусков;
- материального поощрения.
Слайд 15Надтарифный фонд (фонд надбавок и доплат) - сумма превышения планового
фонда оплаты труда над плановым фондом должностных окладов, направленная на
компенсацию дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с условиями труда, характером отдельных видов работ, а также включающая дополнительные выплаты к окладам, носящие стимулирующий характер.
В состав надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) входят средства на следующие цели:
♦ расходы на замену лиц, уходящих в отпуск;
♦ оплата праздничных дней;
♦ оплата работы в ночное время;
♦ оплата 2 дней временной нетрудоспособности;
♦ расходы на замену лиц, уходящих на учебу;
♦ премии и надбавки стимулирующего характера;
♦ оплата дежурств на дому;
♦ выплата разницы в окладах.
Слайд 16Условия премирования
1) соблюдение государственной и трудовой дисциплины;
2) результаты работы за
определенный период;
3) образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречная государственная служба, выполнение
заданий особой важности и сложности и другие достижения в работе;
4) выполнение неотложной и заранее непредвиденной работы, от срочного выполнения которой зависит в дальнейшем нормальная (бесперебойная) работа данного государственного органа в целом или его отдельных подразделений;
5) своевременное и качественное выполнение мероприятий Плана действий Правительства Республики Казахстан, Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, актов и поручений Президента, Правительства и Премьер-Министра Республики Казахстан;
6) юбилейные, праздничные даты;
7) разработка законопроектов, конвенций, соглашений, договоров, проектов нормативных правовых актов на государственном языке, если данные полномочия не входят в должностные обязанности работников;
8) надлежащее исполнение функций и задач, возложенных на соответствующий орган в соответствии с положением об этом органе.
9). Премирование работника не производится:
1) при наличии у него не снятого дисциплинарного взыскания;
2) проработавшего в соответствующем органе менее одного месяца;
3) в период прохождения испытательного срока.
Слайд 17Условия установления надбавок к должностному окладу
Установление надбавок к должностному окладу
работника осуществляется за:
1) выполнение функций сокращенных и/или временно отсутствующих работников
без освобождения от своей основной работы;
2) возложение на него расширенного круга обязанностей, достаточный опыт (стаж) и навыки в работе, сочетающиеся с высоким профессиональным уровнем и компетенцией, с успешным их применением на практике, а также другие показатели;
3) применение государственного языка при непосредственном выполнении функциональных обязанностей.
Кроме того, надбавка к должностному окладу может быть установлена работнику, осуществляющему работу с документами, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, в зависимости от объема их исполнения, а также за ограничение некоторых его прав и дополнительную ответственность.
4)Надбавки также могут быть установлены при переводе (назначении) работника на нижеоплачиваемую должность (более легкую работу), связанном с объективными обстоятельствами:
-трудовое увечье, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья, полученное в связи с исполнением трудовых обязанностей в этом органе, до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности;
- изменение структуры управления органа до одного года со дня перевода (назначения).
Слайд 18Условия оказания материальной помощи
. Оказание материальной помощи работнику может осуществляться
в связи с его тяжелым материальным положением в случаях:
1) смерти
членов его семьи, близких родственников (супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков) или свойственников (братьев, сестер, родителей и детей супругов);
2) вступления в брак;
3) рождения ребенка, усыновления или удочерения детей;
4) лечения, требующего дополнительных финансовых затрат (стационарное или амбулаторное лечение более 10-ти календарных дней, кроме санаторного);
5) причинения имущественного вреда работнику вследствие совершения в отношении его противоправных действий (разбой, кража и др.), а также стихийных бедствий (пожар, наводнение, землетрясение и др.);
6) выхода работника на пенсию.
Слайд 19Механизм финансирования здравоохранения в условиях рыночной экономикм.
В Республике Казахстан сложилась
неблагоприятная обстановка в национальном здравоохранении, что обусловлено, прежде всего с
тем, что в результате проводимых государственным аппаратом рыночных реформ, данная сфера была затронута в последнюю очередь из числа других сфер экономики. При этом ожидаемый эффект не был достигнут.
Слайд 20Основным отрицательным аспектом в проводимом до сих пор процессе реформирования
сферы здравоохранения явилось то, что государство постепенно меняя старые, адаптированные
и относительно отлаженные механизмы многоступенчатой медицинской помощи населению, адекватно не реагировало на меняющиеся условия в медицинской сфере. Не была проведена необходимая эффективная реструктуризация государственной и формирующейся частной сфер здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности.
Слайд 21Фактически из всех секторов национальной экономики, сфера здравоохранения как отрасль
вступила в рыночные отношения самой последней, да и то частично.
Реально в рыночных условиях работает лишь система лекарственного обеспечения, так как почти вся сеть розничной и оптовой торговли медикаментами находится в частных руках.
Таким образом, государство взамен старого не создало качественно нового экономического механизма в системе заботы о здоровье населения страны в рыночных условиях. Не проведена реструктуризация промышленной сферы здравоохранения.
Слайд 22Основные цели и задачи
- изменение законодательной базы, системы и статуса
государственного управления всей сферы национального здравоохранения;
- выработка на государственном
уровне новых механизмов привлечения, освоения инвестиционных государственных и приватных ресурсов в данной сфере;
- вложение финансовых ресурсов в приоритетные, наукоемкие, градообразующие проекты в сфере здравоохранения: т.е. развитие отечественной фармацевтической промышленности.
Слайд 23До настоящего времени практика предоставления финансовых средств отечественному товаропроизводителю через
различные финансовые институты имела, в основном, негативный опыт. Так, предоставление
кредитов заемщикам от такого рода структур с участием казахстанских банков второго уровня в результате приводило к удорожанию для конечного заемщика стоимости кредитных ресурсов, росту банковской ставки, укорачиванию сроков использования предоставляемых оборотных средств. Как следствие, имела место высокая невозвратность кредитов от конечного заемщика, отсутствие ожидаемого эффекта развития товаропроизводственной и социальной сферы
Слайд 25Необходимо создать Фонд Развития Национального
Здравоохранения Республики Казахстан (ФРНЗ РК).
Основными функциями ФРНЗ РК будут являться разработка и внедрение финансовых
механизмов для привлечения и освоения инвестиционных ресурсов в национальное здравоохранение Казахстана.
Предлагается аккумулировать средства в Фонде поэтапно на депозитном счете в одном из казахстанских банков второго уровня. Это позволит сохранить и контролировать финансовые средства на период реализации всего проекта. При этом, важным моментом явится то, что станет возможным привлечь финансовые средства зарубежного инвестора на долгосрочной льготной основе без прямого расходования казахстанского финансового капитала.
Слайд 27Таким образом, государство взамен старого не создало качественно нового экономического
механизма в системе заботы о здоровье населения страны в рыночных
условиях.
Отрицательные процессы усиливались отсутствием должной законодательной базы, касающейся здравоохранения
Слайд 28Комитет по оплате мед.услуг
Комитет оплаты медицинских услуг (далее - Комитет)
является ведомством Министерства здравоохранения Республики Казахстан осуществляющим в пределах компетенции
Министерства здравоохранения Республики Казахстан регулятивные и реализационные функции в сфере осуществления закупа медицинских услуг и их оплате, при оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Основным предметом деятельности Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан является проведение контроля в сферах оказания медицинских услуг и обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники
Слайд 29Комитет имеет территориальные подразделения в областях и городах Астаны и
Алматы.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами Республики
Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца. Комитет в соответствии с законодательством Республики Казахстан может иметь счета в органах Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и банках.
Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от своего имени.
Комитет имеет право выступать стороной в гражданско-правовых отношениях от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан.
Слайд 304. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке
принимает решения, оформляемые приказами председателя Комитета.
5. Структуру и штатную численность
Комитета и его территориальных подразделений в пределах лимита штатной численности после согласования с Министром здравоохранения Республики Казахстан утверждает Ответственный секретарь Министерства.
7. Полное наименование Комитета - государственное учреждение «Комитет оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан».
8. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
Слайд 319. Финансирование деятельности Комитета и его территориальных подразделений осуществляется за
счет средств республиканского бюджета.
Комитет не вправе вступать в договорные отношения
с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся его функциями.
В случае предоставления законодательными актами Комитету права по осуществлению деятельности, приносящей доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.
Слайд 32
литература
1. Андреева И. М. Системы управления кадрами в здравоохранении. –
2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Здоровье, 2001. –
168 с.
2. Вялков А. И., Райзберг Б. А., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. А. И. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 328 с.
3. Загородняя Е. Е.. Современные тенденции в развитии форм и систем оплаты труда работников здравоохранения // Вестник Волгоградской Медицинской Академии. – 2001. - № 6. – с. 242 – 243.
4. Иорданян А. В. Методика расчета дополнительной оплаты труда медицинских работников в условиях ОМС // Экономика здравоохранения. – 2001. - № 6. – с. 40 – 43.
5. Кадыров Ф. Н. Важнейшие изменения в Трудовом Кодексе вопросы оплаты труда // Менеджер здравоохранения. – 2006. - № - с.
6. Митронин В. К. О системе материального стимулирования результатов трудовой деятельности персонала медицинской организации на основе профессионализма и конкурентоспособности // Экономика здравоохранения. – 2003. - № 7. – с. 31 - 35.
1. Проблемы и состояние бюджетного финансирования здравоохранения Республике Казахстан. Материалы республиканской научно-практической конференции «Региональные проблемы развития финансового рынка в Казахстане» Казахстанского финансово-экономического университета, Караганда, 2002 г.- 0,2 п.л.
2. Необходимость страховой медицины для системы финансирования
здравоохранения в Республике Казахстан. Материалы Международного экономического конгресса «Актуальные проблемы экономики и финансов Республики Казахстан», Караганда, 2003 г.- 0,2 п.л.
3. Необходимость и внедрение новых информационных технологий в системе
здравоохранения Казахстана. Вестник КазЭУ им. Т. Рыскулова. Алматы, 2004 г., № 7- 0,2 п.л.
4. Повышение финансовой эффективности в системе здравоохранения Республики Казахстан. Вестник Казахского Национального университета им. Аль-фараби, Алматы, 2005 г № 2.-0,2 п.л