Слайд 1Формирование и развитие предметно-практической деятельности детей с ОВЗ
на индивидуальных
занятиях
Шаргородская Л.В., к.п.н.
ст. предподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной
педагогики
Слайд 2Предметно-практическая деятельность
Слайд 3Часто возникающие проблемы
резко сниженная или ненаправленная исследовательская активность ребенка, стереотипии;
нарушается
возможность адекватного взаимодействия с взрослым, что приводит к невозможности принимать
поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого;
проблемы крупной и мелкой моторики;
нарушение обработки сенсорной информации и сенсорной интеграции;
нарушение произвольности
Слайд 4Цель формирования и развития предметно-практической деятельности у детей с ОВЗ
В«Возрастное
развитие, в отличие от функционального, заключается не столько в усвоении
отдельных знаний и умений, сколько в образовании новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности, оно связано с перестройками системы отношений ребенка с предметным миром и окружающими людьми» (А.В.Запорожец)
Слайд 5Коррекционно-развивающие занятия основаны на закономерностях онтогенеза формирования предметно-практической деятельности у
ребенка
сенсорная игра и сенсорная интеграция (сенсорный);
формирование и развитие целенаправленных действий
с предметами, освоение отдельных операций (произвольных действий);
обучение использованию инструментов (орудийный);
обучение планированию своей деятельности, удержанию цели и последовательности действий (продуктивный).
Задача педагога – определить сформированный этап и опираясь на него переходить к следующему этапу
Слайд 6 Организация коррекционно-развивающих занятий
(подготовительный этап)
определение основных проблем и коррекционных задач
(важно правильно определить, на какой ступени находится ребенок, так как
внешне разные нарушения могут выглядеть одинаково);
налаживание эмоционального контакта с ребенком;
подбор адекватного набора коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка) и обучение его использованию.
Слайд 7На что обращаем внимание
Опора на собственную активность ребенка;
положительный настрой ребенка;
истощаемость;
темп
событий должен согласовываться со скоростью восприятия этих событий ребенком;
дозированная помощь
взрослого;
развитие мотивации деятельности (изменение мотивации от сенсорной к игровой, от игровой к учебной);
предоставить ребенку максимальную свободу выбора
позитивные отношения с родителями.
Слайд 8Пространственно-временная структура занятия
структурирование времени: начало и конец, отдельные занятия внутри
занятия отделяются друг от друга;
структурирование пространства помещения: определенные занятия связаны
с определенным местом или предметом;
сложные занятия чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением;
продолжительность занятия 30 минут. Иногда приходится начинать с 10-15. Но иногда приходится и сокращать занятие до 15 минут. Важно, чтобы занятие заканчивалось при положительном настрое ребенка.
Слайд 9Этап 1. «Произвольных действий» (сенсорный)
игры со звучащими предметами (например, поочередное
извлечение звуков: «на –дай мне»);
исследование различных запахов – используются маленькие
баночки, в которых лежат тряпочки, пропитанные эфирными маслами: мята, лаванда, сосна. На одном занятии используется не больше трех запахов, подбирать которые надо очень осторожно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
рвем бумагу, фольгу, непряденую шерсть и складываем кусочки в коробку;
смешиваем краски, игры с разноцветной водой.
игры с мыльными пузырями;
игры с тестом, глиной, пластилином (стучать, шлепать , месить, отрывать кусочки и т.п.).
Слайд 10Этап 2. «целенаправленных действий» - освоение отдельных операций
открываем банки с
завинчивающимися крышками, кладем туда деревянные бусы и гремим,
открываем пластиковую бутылку
с завинчивающимися крышками и кладем в нее фасоль,
втыкаем в пластилин, глину, соленое тесто палочки, спички, фасоль,
отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги и заполняем контур,
вынимаем (складываем) предметы из корзинки,
отыскиваем руками спрятанные предметы разной формы в тазике с опилками, песком, чечевицей, кофейными зернами, водой.
снимаем и прикрепляем прищепки, ломаем тонкие прутики, вытаскиваем шнурок из пособий по шнуровке
Слайд 113 этап. Обучение использованию инструментов
учить заводить игрушку (например, мышку) и
ловить ее,
учить разрезать ножницами разрезание ниток, узких ленточек и т.п,
режем по прямой линии, режем по кривой: сначала режем по незначительно изогнутым линиям, потом скругляем углы прямоугольных фигур. После этого вырезаем криволинейные формы,
учить надевать крупные деревянные бусы на деревянную палку, держать двумя руками, надевать бусы на толстую проволоку,
учить удерживать кисть и проводить ею линии на бумаге,
учить держать деревянный молоточек и стучать им (например, по металлофону
Слайд 12Этап 4. Обучение планированию своей деятельности, удержанию цели последовательности действий
изготовление
колобков из непряденой шерсти;
изготовление цветка из блестящей бумаги;
аппликация и другие
виды продуктивной деятельности