Слайд 2Коллектив
— это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним
общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен
только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества»
Слайд 3 Требование коллектива к отдельной личности
- сознательное подчинение
личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. В
группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у группы есть выраженный лидер, она называется авторитарной.
Слайд 4Наиболее крепкой становится группа
фактический лидер которой выбран или назначен
руководителем. Но нередко такого совпадения нет — тогда коллектив распадается
на отдельные, неоформленные микрогруппы. В тех группах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели и мотивам, вынесенным за их рамки, существование микрогрупп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его руководителю.
Слайд 5кризис сплоченности
в новых классах, отмечаются наиболее конфликтные отношения между детьми
и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям
класса - основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Слайд 6 Отношения в группе
влияют на все стороны жизни, включая учебную
деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы
на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
Слайд 7Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются
терпимость членов коллектива
по отношению друг к другу;
защищенность личности каждого в коллективе;
взаимная доброжелательность;
глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена;
такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях.
Слайд 8Стадии развития сплоченности.
Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики.
Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться
в ней, результирующая сил удерживает индивида в группе.
Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.
Слайд 9И, наконец, развитие группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется
во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной
структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.