Слайд 1«Формирование коммуникативной компетенции по иностранному языку у студентов СПО в
сфере профессионального общения»
к.п.н., доц.
Гуляева В.С.
Слайд 2План
1.Понятия «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения иностранным
языкам.
2. Виды компетенций и их характеристика.
3. Уровни обученности иностранным языкам.
Слайд 3Основное назначение обучения языку состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции,
т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение
с носителями языка, реальное практическое владение языком.
Слайд 4
Е.Н. Соловова установила: «компетентный» означает
знающий, обладающий основательными знаниями в
какой-либо
области человек. Слово «компетентный»
относится к осведомленному человеку, являющемуся
признанным знатоком в
чем-либо, в какой-либо сфере.
Такой человек владеет определенными знаниями,
практическими навыками в определенном деле. Он
авторитетен, имеет определенный вес в своей области
знаний.
Слайд 5 Р.П.Мильруд : компетентность
стала рассматриваться как личностная
категория. Компетентность, по его мнению, есть «комплексный личностный ресурс», обеспечивающий
возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.
Слайд 6И.А.Зимняя представляет компетенцию как некоторое внутреннее потенциальное новообразование.
В такое
образование включены:
знания, представления, алгоритмы действий,
система ценностей и отношений.
Автор
выделяет четыре модели определения
компетенции. Они основаны:
а) на параметрах личности;
б) на выполнении задач и деятельности;
в) на выполнении производственной деятельности;
г) на управлении результатами деятельности.
Слайд 7В качестве ведущей следует считать
коммуникативную компетенцию.
И.Л. Бим определяет
коммуникативную
компетенцию как «готовность и способность осуществлять иноязычное общение в
определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами изучаемого языка».
Слайд 8Коммуникативная компетенция предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его
функций:
а) информационной;
б) регулятивной;
в) эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной);
г) этикетной.
Слайд 9Коммуникативная компетенция включает, по мнению
И.Л. Бим,
такие виды компетенций, как:
а) лингвистическую компетенцию (в том
числе социолингвистическую); она предусматривает владение языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста);
б) тематическую компетенцию (владение экстралингвистической информацией, в том числе страноведческой);
в) социокультурную компетенцию (поведенческая, в том числе этикетная, знание социокультурного контекста);
г) компенсаторную компетенцию (умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного положения);
д) учебную компетенцию (умение учиться).
Слайд 10Речевая компетенция связана с владением способами формирования и формулирования
мыслей
посредством языка, с умением пользоваться разными способами при восприятии и
порождении речи.
Слайд 11Языковая (лингвистическая) компетенция связана:
а) с овладением новыми языковыми средствами
в соответствии с отобранными темами и сферами общения;
б) с
увеличением объема используемых единиц языка;
в) с формированием навыков оперирования единицами языка в коммуникативных целях.
Оперирование метаязыковыми знаниями
ведет к формированию металингвистической
компетенции.
Слайд 12Социокультурная компетенция базируется:
а) на знакомстве обучающихся с национально-культурной спецификой речевого
поведения;
б) на умении пользоваться элементами социокультурного контекста.
Слайд 13Компенсаторная (стратегическая) компетенция предусматривает развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств (лексических, грамматических) при получении или при
передаче иноязычной информации.
Слайд 14Когнитивная компетенция предполагает овладение учащимися приемами учения.
Она позволяет адекватно,
оперативно
и оптимально решать учебные задачи,
вплоть до планирования обучения и
самоконтроля. Формирование
когнитивной
составляющей – важная
задача в любом образовательном
процессе. Она имеет целью – развитие
автономии обучающихся.
Слайд 15Учебно-познавательная компетенция предусматривает развитие общих и специальных учебных умений.
Они
позволяют совершенствовать учебную
деятельность по овладению языком,
удовлетворять с помощью языка
познавательные интересы
в других
областях знаний.
Слайд 16Под информационной компетенцией понимают «знания и умения, позволяющие определять потребности
в информации, извлекать, оценивать и использовать информацию, а также реконструировать
знания, содержащиеся в извлеченных информационных ресурсах».
Слайд 17Под уровнем владения языком понимается
«степень сформированности компетенции,
позволяющая решать на иностранном
языке
экстралингвистические задачи общения в
соответствии с условиями коммуникации и
с использованием
необходимых для этого
языковых знаний, речевых навыков и умений» (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин).
Слайд 18В работе «Сommon European Framework» выделяется несколько уровней:
а) А¹
- уровень выживания;
б) А² - допороговый уровень;
в) В¹
- пороговый уровень;
г) В² - пороговый продвинутый уровень;
д) С¹- высокий уровень;
е) С² - уровень владения языком в совершенстве.
Слайд 19И.Л. Бим определяет уровни коммуникативной компетенции:
1. Начальный уровень владения аудированием,
говорением, чтением, письмом (уровень начинающего).
2. Средний уровень – уровень
элементарной коммуникативной компетенции.
3. Продвинутый уровень – уровень продвинутой коммуникативной компетенции
4. Высокий уровень (в рамках общего среднего образования).
5. Профессионально достаточный уровень.
6. Высший уровень, приближающийся к коммуникативной компетенции образованного носителя языка.
Слайд 20КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
представляет собой
совокупность общих принципов определения целей образования,
организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Такой подход позволяет
актуализировать не только знаниевые результаты образования, но и опыт, способы преобразовательной деятельности в процессе решения проблем.
Слайд 21КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ
компетенций специалиста
На уровень общих компетентностей молодого специалиста влияют:
профессиональная
мотивация
оценка качества будущего специалиста, складывающаяся из компетенций, формируемых в ходе
образовательного процесса
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
КЛЮЧЕВЫЕ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
социально-трудовая;
личностное совершенствование;
коммуникативная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
учебно-познавательная;
информационная;
предметная;
деятельностная;
развивающая
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ:
общепрофессиональная;
академическая;
системная;
инструментальная;
специальная
Слайд 22КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе
обучения и образующих содержательный компонент такого обучения.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - свойства, качества
личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных на их основе навыков и умений (А.Н. Щукин).
Слайд 23 КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
представляет конкретные знания, навыки и умения,
которыми необходимо овладеть; способности, наличие которых помогает человеку ориентироваться в
культурно-языковой среде, и речевые стратегии, благодаря которым обучающийся достигает свои конкретные цели [В.В. Сафонова].
Слайд 24Место КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ в структуре коммуникативной компетенции
Профессиональная деятельность специалиста
Коммуникативная компетенция
Субъект
учебной деятельности (студент)
Слайд 25КОМПОНЕНТЫ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Стратегии преодоления языковых, коммуникативных и социокультурных барьеров
приемы:
языковая догадка;
интуиция;
повторение;
аналогия с родным языком;
перефразирование;
просьба повторить фразу;
развитие понимания культуры другой страны;
использование паралингвистических (невербальных) средств общения, соответствующих культуре страны изучаемого языка
Стратегии преодоления речевых барьеров в процессе чтения профессионально-ориентированных текстов
приемы:
контекстуальная догадка;
перенос знаний терминологии родного языка;
пользование словарями и справочной литературой по специальности;
пропуск незнакомых слов;
записи/сноски по ходу чтения;
конспектирование
Стратегии преодоления барьеров обработки и передачи полученной информации на родной язык
приемы:
соотнесение новой информации с известной;
поиск эквивалентов-терминов;
дословный перевод;
словотворчество;
генерализация; конкретизация;
переструктурирование;
парафраз;
пояснение;
прогнозирование;
использование синонимов
КОМПЕНСАТОРНАЯ (СТРАТЕГИЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ
Слайд 26МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
компенсаторной компетенции у студентов СПО
Слайд 27Литература
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов.
- СПб.: Златоуст,1999.
2 Европейский языковой портфель:предложения по разработке. М.:
Еврошкола,1999.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2006. №5.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. №8.
5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. №11.
Слайд 286. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода
в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. №6.
7.
Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. №7.
8. Пассов Е.И. Метод диалога культур: Эскиз-размышление о развитии методической науки. – Липецк: Научная школа проф. Е.И. Пассова,2011.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
10. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола,2004.
11. Сысоев П.В., М.Н. Евстигнеев. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. №6.
12. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №3.
Слайд 2913. Федорова О.Н. Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в
высшей профессиональной школе // Языковое образование в вузе. СПб.: Каро,2005.
14.
Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компететностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №8.
15. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Из-во МГУ, 2003.
16. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компететностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8.