Разделы презентаций


Формирование коммуникативной компетенции по иностранному языку у студентов СПО

Содержание

План1.Понятия «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения иностранным языкам.2. Виды компетенций и их характеристика.3. Уровни обученности иностранным языкам.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Формирование коммуникативной компетенции по иностранному языку у студентов СПО в

сфере профессионального общения»

к.п.н., доц. Гуляева В.С.
«Формирование коммуникативной компетенции по иностранному языку у студентов СПО в сфере профессионального общения»

Слайд 2План
1.Понятия «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения иностранным

языкам.
2. Виды компетенций и их характеристика.
3. Уровни обученности иностранным языкам.

План1.Понятия «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения иностранным языкам.2. Виды компетенций и их характеристика.3. Уровни

Слайд 3Основное назначение обучения языку состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции,

т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение

с носителями языка, реальное практическое владение языком.


Основное назначение обучения языку состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное

Слайд 4
Е.Н. Соловова установила: «компетентный» означает
знающий, обладающий основательными знаниями в
какой-либо

области человек. Слово «компетентный»
относится к осведомленному человеку, являющемуся
признанным знатоком в

чем-либо, в какой-либо сфере.

Такой человек владеет определенными знаниями,
практическими навыками в определенном деле. Он
авторитетен, имеет определенный вес в своей области
знаний.
Е.Н. Соловова установила: «компетентный» означает знающий, обладающий основательными знаниями вкакой-либо области человек. Слово «компетентный»относится к осведомленному человеку,

Слайд 5 Р.П.Мильруд : компетентность
стала рассматриваться как личностная

категория. Компетентность, по его мнению, есть «комплексный личностный ресурс», обеспечивающий

возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.
Р.П.Мильруд : компетентность  стала рассматриваться как личностная категория. Компетентность, по его мнению, есть «комплексный

Слайд 6И.А.Зимняя представляет компетенцию как некоторое внутреннее потенциальное новообразование.
В такое

образование включены:
знания, представления, алгоритмы действий,
система ценностей и отношений.
Автор

выделяет четыре модели определения
компетенции. Они основаны:
а) на параметрах личности;
б) на выполнении задач и деятельности;
в) на выполнении производственной деятельности;
г) на управлении результатами деятельности.
И.А.Зимняя представляет компетенцию как некоторое внутреннее потенциальное новообразование. В такое образование включены: знания, представления, алгоритмы действий,система ценностей

Слайд 7В качестве ведущей следует считать
коммуникативную компетенцию.

И.Л. Бим определяет
коммуникативную

компетенцию как «готовность и способность осуществлять иноязычное общение в

определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами изучаемого языка».
В качестве ведущей следует считать коммуникативную компетенцию. И.Л. Бим определяеткоммуникативную компетенцию как «готовность и способность осуществлять иноязычное

Слайд 8Коммуникативная компетенция предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его

функций:
а) информационной;
б) регулятивной;
в) эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной);
г) этикетной.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: а) информационной; б) регулятивной; в) эмоционально-оценочной

Слайд 9Коммуникативная компетенция включает, по мнению

И.Л. Бим, такие виды компетенций, как:
а) лингвистическую компетенцию (в том

числе социолингвистическую); она предусматривает владение языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста);
б) тематическую компетенцию (владение экстралингвистической информацией, в том числе страноведческой);
в) социокультурную компетенцию (поведенческая, в том числе этикетная, знание социокультурного контекста);
г) компенсаторную компетенцию (умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного положения);
д) учебную компетенцию (умение учиться).
Коммуникативная   компетенция  включает, по  мнению  И.Л. Бим,  такие виды компетенций, как:а)

Слайд 10Речевая компетенция связана с владением способами формирования и формулирования
мыслей

посредством языка, с умением пользоваться разными способами при восприятии и

порождении речи.
Речевая компетенция связана с владением способами формирования и формулирования мыслей посредством языка, с умением пользоваться разными способами

Слайд 11Языковая (лингвистическая) компетенция связана:
а) с овладением новыми языковыми средствами

в соответствии с отобранными темами и сферами общения;
б) с

увеличением объема используемых единиц языка;
в) с формированием навыков оперирования единицами языка в коммуникативных целях.

Оперирование метаязыковыми знаниями
ведет к формированию металингвистической
компетенции.
Языковая (лингвистическая) компетенция связана: а) с овладением новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами

Слайд 12Социокультурная компетенция базируется:
а) на знакомстве обучающихся с национально-культурной спецификой речевого

поведения;
б) на умении пользоваться элементами социокультурного контекста.

Социокультурная компетенция базируется:а) на знакомстве обучающихся с национально-культурной спецификой речевого поведения; б) на умении пользоваться элементами социокультурного

Слайд 13Компенсаторная (стратегическая) компетенция предусматривает развитие умений выходить из положения в

условиях дефицита языковых средств (лексических, грамматических) при получении или при

передаче иноязычной информации.
Компенсаторная (стратегическая) компетенция предусматривает развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств (лексических, грамматических) при

Слайд 14Когнитивная компетенция предполагает овладение учащимися приемами учения.
Она позволяет адекватно,

оперативно
и оптимально решать учебные задачи,
вплоть до планирования обучения и
самоконтроля. Формирование
когнитивной

составляющей – важная
задача в любом образовательном
процессе. Она имеет целью – развитие
автономии обучающихся.
Когнитивная компетенция предполагает овладение учащимися приемами учения. Она позволяет адекватно, оперативнои оптимально решать учебные задачи,вплоть до планирования

Слайд 15Учебно-познавательная компетенция предусматривает развитие общих и специальных учебных умений.
Они

позволяют совершенствовать учебную
деятельность по овладению языком,
удовлетворять с помощью языка
познавательные интересы

в других
областях знаний.
Учебно-познавательная компетенция предусматривает развитие общих и специальных учебных умений. Они позволяют совершенствовать учебнуюдеятельность по овладению языком,удовлетворять с

Слайд 16Под информационной компетенцией понимают «знания и умения, позволяющие определять потребности

в информации, извлекать, оценивать и использовать информацию, а также реконструировать

знания, содержащиеся в извлеченных информационных ресурсах».
Под информационной компетенцией понимают «знания и умения, позволяющие определять потребности в информации, извлекать, оценивать и использовать информацию,

Слайд 17Под уровнем владения языком понимается
«степень сформированности компетенции,
позволяющая решать на иностранном

языке
экстралингвистические задачи общения в
соответствии с условиями коммуникации и
с использованием

необходимых для этого
языковых знаний, речевых навыков и умений» (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин).
Под уровнем владения языком понимается«степень сформированности компетенции,позволяющая решать на иностранном языкеэкстралингвистические задачи общения всоответствии с условиями коммуникации

Слайд 18В работе «Сommon European Framework» выделяется несколько уровней:
а) А¹

- уровень выживания;
б) А² - допороговый уровень;
в) В¹

- пороговый уровень;
г) В² - пороговый продвинутый уровень;
д) С¹- высокий уровень;
е) С² - уровень владения языком в совершенстве.
В работе «Сommon European Framework» выделяется несколько уровней: а) А¹ - уровень выживания; б) А² - допороговый

Слайд 19И.Л. Бим определяет уровни коммуникативной компетенции:
1. Начальный уровень владения аудированием,

говорением, чтением, письмом (уровень начинающего).
2. Средний уровень – уровень

элементарной коммуникативной компетенции.
3. Продвинутый уровень – уровень продвинутой коммуникативной компетенции
4. Высокий уровень (в рамках общего среднего образования).
5. Профессионально достаточный уровень.
6. Высший уровень, приближающийся к коммуникативной компетенции образованного носителя языка.
И.Л. Бим определяет уровни коммуникативной компетенции:1. Начальный уровень владения аудированием, говорением, чтением, письмом (уровень начинающего). 2. Средний

Слайд 20КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
представляет собой
совокупность общих принципов определения целей образования,

организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Такой подход позволяет

актуализировать не только знаниевые результаты образования, но и опыт, способы преобразовательной деятельности в процессе решения проблем.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Слайд 21КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ компетенций специалиста
На уровень общих компетентностей молодого специалиста влияют:
профессиональная

мотивация
оценка качества будущего специалиста, складывающаяся из компетенций, формируемых в ходе

образовательного процесса

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

КЛЮЧЕВЫЕ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
социально-трудовая;
личностное совершенствование;
коммуникативная





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

учебно-познавательная;
информационная;
предметная;
деятельностная;
развивающая

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ:

общепрофессиональная;
академическая;
системная;
инструментальная;
специальная

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ  компетенций специалистаНа уровень общих компетентностей молодого специалиста влияют:профессиональная мотивацияоценка качества будущего специалиста, складывающаяся из

Слайд 22КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе

обучения и образующих содержательный компонент такого обучения.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - свойства, качества

личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных на их основе навыков и умений (А.Н. Щукин). 

КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе обучения и образующих содержательный компонент такого обучения.КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Слайд 23 КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

представляет конкретные знания, навыки и умения,

которыми необходимо овладеть; способности, наличие которых помогает человеку ориентироваться в

культурно-языковой среде, и речевые стратегии, благодаря которым обучающийся достигает свои конкретные цели [В.В. Сафонова].
КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ представляет конкретные знания, навыки и умения, которыми необходимо овладеть; способности, наличие которых помогает

Слайд 24Место КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ в структуре коммуникативной компетенции
Профессиональная деятельность специалиста
Коммуникативная компетенция
Субъект

учебной деятельности (студент)

Место КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ в структуре коммуникативной компетенцииПрофессиональная деятельность специалистаКоммуникативная компетенцияСубъект учебной деятельности (студент)

Слайд 25КОМПОНЕНТЫ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Стратегии преодоления языковых, коммуникативных и социокультурных барьеров
приемы:

языковая догадка;
интуиция;
повторение;
аналогия с родным языком;
перефразирование;

просьба повторить фразу;
развитие понимания культуры другой страны;
использование паралингвистических (невербальных) средств общения, соответствующих культуре страны изучаемого языка

Стратегии преодоления речевых барьеров в процессе чтения профессионально-ориентированных текстов
приемы:
контекстуальная догадка;
перенос знаний терминологии родного языка;
пользование словарями и справочной литературой по специальности;
пропуск незнакомых слов;
записи/сноски по ходу чтения;
конспектирование

Стратегии преодоления барьеров обработки и передачи полученной информации на родной язык
приемы:
соотнесение новой информации с известной;
поиск эквивалентов-терминов;
дословный перевод;
словотворчество;
генерализация; конкретизация;
переструктурирование;
парафраз;
пояснение;
прогнозирование;
использование синонимов

КОМПЕНСАТОРНАЯ (СТРАТЕГИЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПОНЕНТЫ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  Стратегии преодоления языковых, коммуникативных и социокультурных барьеровприемы: языковая догадка; интуиция; повторение; аналогия с

Слайд 26МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ компенсаторной компетенции у студентов СПО

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ  компенсаторной компетенции у студентов СПО

Слайд 27Литература
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов.

- СПб.: Златоуст,1999.
2 Европейский языковой портфель:предложения по разработке. М.:

Еврошкола,1999.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2006. №5.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. №8.
5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. №11.


Литература1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. - СПб.: Златоуст,1999. 2 Европейский языковой портфель:предложения

Слайд 286. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода

в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. №6.
7.

Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. №7.
8. Пассов Е.И. Метод диалога культур: Эскиз-размышление о развитии методической науки. – Липецк: Научная школа проф. Е.И. Пассова,2011.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
10. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола,2004.
11. Сысоев П.В., М.Н. Евстигнеев. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. №6.
12. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №3.

6. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе.

Слайд 2913. Федорова О.Н. Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в

высшей профессиональной школе // Языковое образование в вузе. СПб.: Каро,2005.
14.

Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компететностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №8.
15. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Из-во МГУ, 2003.
16. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компететностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8.
 

13. Федорова О.Н. Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей профессиональной школе // Языковое образование в

Слайд 30



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика