Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 комбинированного вида»
города Ишима
Формирование математических
представлений средствами логических игр
Подготовила:
Граф Т.П., воспитатель
высшей квалификационной категории
Ишим, 2016
Слайд 2Что развивают логические игры?
* Развивают у детей познавательный интерес;
*
способность к творческому поиску;
* желание и умение учиться;
* умение
доказывать;
* способствуют развитию умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения;
* умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений;
* умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи;
* развивают мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.
Слайд 3Программа
дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
«Логика»
Составитель программы:
Граф Тамара Петровна,
воспитатель
Слайд 5Пояснительная записка
Основные положения Концепции модернизации Российского образования направлены на укрепление
и сохранение здоровья ребенка. Основы здоровья закладываются в раннем детстве.
На основе физического и духовного здоровья строится жизнь любого ребенка, и особое значение в таком концептуальном обустройстве играет речь. Развитие речи является показателем интеллектуального, психического развития ребенка.
У детей нередко наблюдается ряд особенностей:
-сужение памяти,
-неустойчивость внимания,
-снижение способности к символизации и т.д.
Данные нарушения влияет и на развитие интеллектуальных способностей.
Большое влияние на интеллектуальное развитие оказывает логика.
Логика развивает умственные способности ребенка, влияет на развитие мышления, речи, внимания, памяти, восприятия окружающей среды.
Особенностью данной программы является интегрирование логических игр и развлечений с логопедическими приемами (изучение правильного произношение математической терминологии, расширение словарного запаса воспитанников, логически грамотное употребление математической терминологии в речи), что позволить решить отсюда цель:
Слайд 6Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Способствовать развитию умственных способностей,
совершенствованию речевых навыков, увеличению словарного запаса воспитанника, уменьшению или устранению речевых дефектов;
Научить дошкольников элементарной поисковой деятельности на основе формирования развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами;
Научить применять теоретические знания, полученные на занятиях на практике;
Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников к математике через логические игровые формы работы;
Способствовать воспитанию волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, настойчивость, упорство).
Программа предусматривает применение разнообразных форм и методов работы: математические мастерилки, математические логические игры, головоломки, пальчиковая гимнастика.
Слайд 7
Педагогическая деятельность строится на единых принципах и подходах к организации
и проведению учебных занятий: научно-методическая грамотность (использование в практике новых
педагогических технологий, проведение научно и педагогически обоснованной диагностики); дифференцированный, индивидуальный подход при педагогическом воздействии на членов детского коллектива, этапность проведения, комплексность.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и является программой дополнительного дошкольного образования. Наполняемость группы по изучению курса - 12 человек. Программа реализуется в течение двух лет на базе МА ДОУ д/с № 2.
Продолжительность реализации программы составляет 136 часов (отводится по 68 часа на каждый год). Занятия проводятся два раз в неделю.
Слайд 8
Механизм реализации программы.
Взаимосвязь направлений деятельности строится таким образом, чтобы
дать возможность каждому ребенку реализовать себя на практике, как в
деятельности малой группы, так и на уровне всех участников программы.
Реализация программного материала осуществляется в три этапа:
I.Подготовительный.
1.1.Создание учебно- методической базы
1.2. Диагностирование уровня развития математических представлений у воспитанников;
II. Основной этап.
2.1. Реализация программного материала
III. Завершающий этап.
3.1. Диагностирование уровня усвоения программного материала воспитанниками;
3.2. Анализ эффективности реализации программы.
Слайд 9Ожидаемые результаты:
высокий уровень усвоения программного материала;
увеличение словарного
запаса;
частичное или полное устранение речевого дефекта по специальной программной
терминологии;
развитие интеллектуальных способностей.
В программе разработаны методические рекомендации для родителей по домашнему обучению математике- логике детей старшего дошкольного возраста и различные математические задания, мастерилки, головоломки.
При проведении занятий, таких как математическая мастерилка, математический мини театр, решение головоломок, задач большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, поэтому для реализации выше указанного аспекта на каждом занятии используется пальчиковая гимнастика .
Слайд 10По завершении курса воспитанники должны:
- знать
Первый год обучения: состав чисел первого, второго десятка (из отдельных
единиц); состав чисел первого, второго пятака из 2 меньших; как получить каждое число первого ,второго, десятка; название всех месяцев; последовательность дней недели.
Второй год обучения: технологию преобразования геометрических фигур; цифры от 0 до50; как прибавлять единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; сранивать; знаки +,-, =, больше, меньше; монеты достоинством 1,5 ,10,50 копеек,1,2.5.10 рублей; как ориентироваться в пространстве.
Слайд 11Уметь
Первый год обучения: называть числа в прямом и обратном порядке;
вести порядковый счет в пределах 30; измерять длину предметов с
помощью линейки, циркуля; соотносить цифру и число предметов; рисовать математические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб , трапецию , различные многоугольники и т. д.); ориентироваться на листке клетчатой бумаги, в пространстве по компасу.- конструировать из различного материала математические фигуры; изображать на бумаги цифры до 30; отгадывать математические загадки; выполнять пальчиковую гимнастику; решать математические головоломки; уметь самостоятельно использовать в речи математическую терминологию.
Второй год обучения: преобразовывать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера; изображать на бумаги цифры до 50; делить круг, квадрат на 2,4,8,16 равные части; решать математические задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действия; отгадывать головоломки; выполнять пальчиковую гимнастику; отгадывать математические загадки; уметь самостоятельно использовать в речи математическую терминологию; выполнять роли в математических спектаклях.
Слайд 12 Тематическое планирование занятий (первый год обучения)
Слайд 13Содержание программы (первый год)
Математическая мастерилка (10 часов)
Изготовление геометрических фигур
различных форм и величин с использованием трафарета (квадрат, прямоугольники, треугольники,
круг, овалы и.т.д.).
Изготовление фигур животных и растений с применением геометрических фигур.
Математические головоломки (10 часа)
Составление фигур и их измерение. Подсчет составляющих фигур.
Математические игры (10 часов)
Игры на счет.
Игры на пространственные представления.
Игры на распознавания цветов, форм, величин.
Игры на символическое распознавания форм.
Математические загадки (4 часов)
Загадки на определение фигур, цифр.
Загадки на счет.
5. Логические игры (22 часов)
Игры на развитие логического мышления, умозаключения., развитие зрительно-моторной координации
6. Контрольные испытания (2 часа)
Тестирование на степень усвоения программного материала. Выполнение тестовых заданий. Собеседование с целью проверки владения и правильного произношения математической терминологии.
Слайд 14Тематическое планирование занятий (второй год обучения)
Слайд 15Содержание программы (второй год)
Математические головоломки (10 часа)
Составление фигур. Подсчет
составляющих фигур. Преобразования фигур.
Математические игры (10 часа)
Игры на счет.
Игры
на пространственные представления.
Игры на распознавания цветов, форм, величин.
Игры на символическое распознавания форм.
Математическая мастерилка (5 часов)
Изготовление геометрических фигур различных форм и величин без трафарета (квадрат,прямоугольники, треугольники, круг, овалы и.т.д.). Преобразования фигур.
Изготовление фигур животных и растений и др. фигур с применением геометрических фигур для постановки спектаклей мини театра.
Математический мини театр (4 часов)
Постановка математических сказок («Когда это Бывает?», «Приключение Маши, Вани в стране геометрии», «Сказка о том, как круг и квадрат отправились в поход», «Теремок», «Яблоко») с использованием фигур, изготовленных в математической мастерилке и при выполнении домашних заданий воспитанниками.
Логические игры (31 часов)
Игры на развитие логики.
Контрольные испытания (2 часа)
Тестирование на степень усвоения программного материала. Выполнение тестовых заданий. Собеседование с целью проверки владения и правильного произношения математической терминологии.
Слайд 17В процессе реализации программы используются игры:
А.А Столяра
З.А. Михайлова
В.В. Воскобовича
Палочки Кюизенера
Н.
Никитина
Блоки Дьенеша
Логические игры для начальной школы
Пальчиковые игры
Физминутки различного типа