Слайд 1Организация работы с детьми с ОВЗ проявляющими признаки одаренности в
детском саду.
Леусова Светлана Анатольевна, воспитатель I кв.к. группы компенсирующей направленности
Горностаева
Наталья Витальевна, учитель-логопед
МБДОУ города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Мастерок»
Слайд 2 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся
из земли и требующий к себе внимания.
Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одаренность - значительное по сравнению
с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие
специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Под одаренностью ребенка дошкольного возраста в ДОУ подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в Учреждении.
Одаренные дети с ОВЗ – это дети, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня.
Слайд 4Актуальность проблемы в работе с детьми с ОВЗ является то,
что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у
детей с ограниченными возможностями здоровья, а также условия их воспитания на уровне ДОУ стоит очень серьезно и насущно, так как на таких детей внимание обращают меньше, чем на их сверстников с подобными интересами.
Слайд 5Основной наш контингент – дети имеющие тяжелые нарушения речи. Дети,
лишенные таких естественных способностей как говорить, быстро и легко рассуждать,
обнаруживают у себя другие прекрасные способности – петь, рисовать, танцевать, лепить, и проявляют свои способности на достаточно высоком уровне. Поэтому для педагогов нашего детского сада актуальны вопросы выявления и развития одаренности.
Слайд 6Факторы, влияющие на развитие одарённости.
Слайд 7Виды одарённости:
интеллектуальная
академическая
творческая
социальная
художественная
психомоторная
Слайд 8Признаки одарённости
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка,
которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены
на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Слайд 9Принципы выявления одарённых детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения
и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” в индивидуальной работе с психологом;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
Слайд 10Особенности личности одарённого ребёнка
перфекционизм
самооценка
ответственность за поступки и их последствия
повышенная впечатлительность
независимость
(автономность)
лидерство
соревновательность
особенность эмоционального развития
Слайд 11Взаимодействие педагога с одарённым ребёнком
Личность педагога является ведущим фактором любого
обучения.
Педагоги, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации,
устраивают демонстрации и реже решают задачи за детей. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Педагоги одаренных детей ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что дети больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от педагога
Слайд 12Одарённые мальчики -
это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные
интересы, гибкость и критичность мышления, высокий контроль поведения. Они эмоционально
чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира.
Одарённые девочки -
богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность. Они чаще подвержены депрессиям.
Слайд 13Проблемы одарённых детей
Наблюдения показывают, что
одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети:
не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческого потенциала.
Наиболее часто встречаются проблемы:
- общения, социального поведения,
- слабое развитие речи
- эмоционального развития,
- физического развития,
- саморегуляции,
- отсутствие творческих проявлений,
- трудность профессиональной ориентации,
- дезадаптации
Слайд 14Создания условий для развития одарённости
Дети с тяжёлыми нарушениями речи –
в силу множества неблагоприятных факторов не всегда могут высказать, сформулировать
и произнести простейшую фразу, тем не менее так же нуждаются в понимании и выражении своих чувств. И они выражают их через художественное творчество и театральную деятельность и другие виды деятельности.
То что нельзя произнести, можно нарисовать красками или слепить. С такими детьми в нашем саду педагоги занимаются индивидуально, обогащая знаниями, впечатлениями, формируя специальные навыки. А также самостоятельность и независимость в восприятии и воспроизведении образов и героев.
В галерее детского сада устраиваются тематические выставки, детьми оформляются поздравительные тематические стенды.
Создавая особые условия в ДОУ мы способствуем выявлению и развитию у детей признаков одарённости.
Слайд 15Дети нашей группы ежегодно участвуют в различных конкурсах различного уровня,
получая за свои работы высокие оценки и награды.
Городская спортивная олимпиада.
I место
Городской конкурс «Юный архитектор» I, II место
Конкурс ДОУ «Родное слово» I место
Слайд 16В нашей группе проводилась активная просветительская работа с родителями по
следующим направлениям:
Принятие ребёнка таким, какой он есть
Снижение эмоционального дискомфорта в
связи с заболеванием ребёнка
Укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка
Установление адекватных детско-родительских отношение и стилей семейного воспитания
Формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций
Слайд 17Результаты проделанной работы с воспитанниками:
Повышение и укрепление самооценки
Признание и востребованность
Успешная
адаптация и социализация
Повышение интереса родителей к способностям и достижениям своего
ребёнка
ВСЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ!
Слайд 18Таким образом, работа педагога ДОУ с одаренными детьми с ОВЗ
– это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области
психологии с средств обучения одаренных детей и детей с ОВЗ, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одаренных воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одаренных детей.