Слайд 1Формирование мотивации обучающихся
к профессиональному самоопределению средствами современной библиотеки
«Нет профессий
с большим будущим, но есть профессионалы
с большим будущим»
(Илья
Ильф, Евгений Петров)
Материал подготовила заведующая библиотекой
Челябинского радиотехнического техникума
Лихачева Любовь Николаевна.
Слайд 2Теоретические основы профессиональной мотивации
Мотивация – влечение или потребность, побуждающая людей
действовать.
Цели мотивации:
‑ поиск стимулов к действию: цели, вознаграждение;
‑
побуждение к действию:
внутреннее (человек сам себя побуждает к действию),
внешнее (кто-то другой побуждает человека к действию) или
смешанная мотивация.
Профессиональная мотивация - совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация - внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности.
Слайд 3Формирование профессиональной мотивации
Основные направления:
формирование потребностей и мотивов профессионального развития;
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности;
оценка профессиональных способностей
и возможностей, сравнение их с целью.
Слайд 4На формирование учебной мотивации студента ведущую роль оказывают следующие психологические
факторы:
‑ объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности:
черты
характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;
общественные воздействия на мотивы;
‑ субъективные:
потенциал личности, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора;
потребность в самоутверждении, потребность в признании;
работа над собой: анализ и построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, саморазвитие, принятие профессиональной роли.
- психолого-акмеологические условия и факторы микросреды студентов:
учебная среда;
поощрения;
личностный рост.
Слайд 6По характеру учебной деятельности и моделям поведения можно выделить три
типа студентов:
у первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний,
очерченных учебным планом и программами дисциплин;
для студентов второго типа характерна четкая ориентация на узкую специальность;
у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы.
Студенты довольно четко делятся на три группы в соответствии с выбранной профессией:
студенты, ориентированные на образование как на профессию;
бизнес-ориентированные студенты;
студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой
– придавленными разными проблемами личного, бытового плана.
Осознанный выбор способны сделать единицы.
В процессе профессионального обучения в техникуме студенты проходят два уровня адаптации: принятие роли студента и принятие профессиональной роли.
Второй уровень адаптации достигается только на четвертом году обучения.
Слайд 7Системная работа библиотеки по профессиональной ориентации Направления:
формирование культуры профессионального самоопределения
(поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой профессии, трудовой деятельности);
оказание
помощи в образовании и самообразовании;
доступ к информации и знаниям через профессиональное просвещение;
содействие социальной адаптации и социальной защиты;
разработка и внедрение библиотечных технологий профориентационной направленности;
организация профконсультационной работы как индивидуально-ориентированной помощи в профессиональном самоопределении
Слайд 8Наиболее значимые социально-психологический факторы:
повышение роли самой личности, ее интеллектуального развития
в процессе профессионального самоопределения;
удовлетворение местом в системе взаимоотношений, эмоциональное отношение
к
коллективу;
оценка руководителем успешности его адаптации в коллективе;
активное участие в коллективных мероприятиях;
авторитет в коллективе.
Чем больше молодых людей будет втянуто в информационно-поисковую и читательскую деятельность, направленную на адекватное решение задачи своего поиска места в жизни, в профессии, тем больший вклад внесет деятельность библиотеки в создание условий для развития личности, ее профессионального самоопределения.
Слайд 9Изучение мотивации учебной деятельности
Постановка цели: выявление уровня мотивации обучающихся.
Выбор объекта
исследования:
(студенты 1-го и 3-го курса: группы СА-140, РТ-138, КБ-144, РК-143,
ИС-141; РР-324, ИС- 327, СА-326, РК-328, КБ-329).
Выбор формы исследования: анкетирование.
Анализ полученных данных.
Определение уровня мотивации: (высокий, средний, низкий уровень).
Преобладание познавательных и социальных мотивов:
Учебная деятельность успешна.
Возможность формирования внутренних мотивов.
Разработка программы по формированию положительной учебной мотивации.
Слайд 10Анкета на тему «Мотивация к выбору профессии»
Ответы могут быть 5
видов:
«очень сильно повлияло» – 5 баллов;
«сильно повлияло» –
4 балла;
«средне повлияло» – 3 балла;
«слабо повлияло» – 2 балла;
«никак не повлияло» – 1 балл.
Слайд 11Внутренние индивидуально-значимые мотивы (1, 5, 8, 15, 20)
Внутренние социально-значимые мотивы
(3, 7, 12, 14, 17)
Слайд 12Внешние положительные мотивы (4, 9, 10, 16, 19)
Внешние отрицательные мотивы
(2, 6, 11, 13, 18)
Слайд 14Анкета для исследования качества образовательного процесса
«Осознание профессии: оценка качества образования»
3-й курс
Порядок работы с анкетой:
сделать выбор главного и обвести
кружочком вариант ответа.
Слайд 241. Определение уровня мотивации.
У первого курса - высокий, у третьего
курса - средний.
2. Преобладание внутренних индивидуально-значимых
и внутренних социально-значимых мотивов
(и у первого и у третьего курса):
Учебная деятельность успешна.
Возможность формирования внутренних мотивов.
3. Разработка программы по формированию положительной учебной мотивации.
Программа:
знакомство с информационными ресурсами библиотеки (библиотечные уроки);
продвижение чтения (рекомендательные списки, буккроссинг);
книжные выставки – «К Дню радио», «В помощь дипломнику»);
проведение массовых мероприятий: фотоконкурс «Челябинск – это мы!» (к Дню рождения города); выставка творческих работ «Хэнд - мэйд»;
посещение музеев (Музей почты, выставка почтовых открыток «Новый год в стиле ретро»);
музейная экспозиция «Экскурс в историю радиоэлектронику» и мн. др.
Слайд 25Библиотечный урок
Информационные ресурсы библиотеки в помощь профессиональному самоопределению
Слайд 27Фотоконкурс «Челябинск – это мы!»
Слайд 29Выставка
альбомов и книг
по искусству
Слайд 30»
Выставка творческих работ «Хэнд-мэйд»
Слайд 33
Спасибо за внимание.
Творческих успехов!
Материал подготовила заведующая библиотекой
Челябинского радиотехнического техникума
Лихачева Любовь Николаевна.
ГБПОУ «ЧРТ»
г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 17, тел. (351)
260-91-47
E-mail: lnlihacheva@radiotech.su