Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на ступени начального общего образования в
рамках реализации задач
ГОС НОО
Слайд 2Литература
ГОС НОО (2018г.)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования// http://standart.edu.ru/attachment.aspx? id=127
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
Слайд 3ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2018)
1.8. В основу Стандарта
положены
системно-деятельностный, метапредметный,
личностно ориентированный подходы
Слайд 4предполагают:
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира как цели и основного результата образования
Слайд 5ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.9. В соответствии со Стандартом
при получении начального общего образования осуществляется:
формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности - овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности
Слайд 6Универсальные учебные действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться
в учебной
деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-
смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов
действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию
Слайд 7Умение учиться предполагает
полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые
включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные
действия и операции (анализ, планирование, контроль, оценка и др.)
Слайд 8в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в узком значении
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия
Слайд 9Формирование основ гражданской идентичности личности
Формирование психологических условий развития общения, кооперации
сотрудничества
Развитие ценностно-смысловой сферы личности
Развитие умения учиться как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
Ценностные ориентиры
Слайд 10Функции УУД
Создание условий для саморазвития и самореализации личности
Регуляция учебной деятельности
Обеспечение
успешности обучения
Слайд 11III. Личностные
I. Предметные
II. Метапредметные
личностные
коммуникативные
познавательные
регулятивные
Универсальные учебные действия
Виды УУД
работа с информацией
совместная деятельность
Слайд 12Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования (Личностные УУД)
принятие
и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе и др.
Слайд 14Личностные УУД
Действие смыслообразо-вания
Действие нравственно-этического оценивания
Личностное профессиональное, жизненное самоопре-деление
Установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения, и тем, что побуж-дает деятельность, ради чего она осу-ществляется. Ученик должен задавать-ся вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Оценивание усваиваемого содержа-ния, исходя из социальных и личност-ных ценностей, обеспечивающее лич-ностный моральный выбор
Слайд 15Математика, 4 класс, часть 1
Математика, 3 класс, часть 2
Математика, 3
класс, часть 1
Математика, 3 класс, часть 1
Самоопределение: чувство сопричастности к
своей Родине, народу и истории и гордости за них; ознакомление с миром профессий; развитие Я - концепции
Слайд 16Нравственно-этическая ориентация: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; формирование
чувства прекрасного и эстетических чувств; формирование установки на ЗОЖ
Математика, 1
класс, 1 часть
Слайд 17Метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования (познавательные УУД)
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Слайд 19Познавательные УУД
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
Слайд 20Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой информации;
моделирование – преобразование объекта из чувственной
формы в модель,
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение
постановка и формулирование проблемы
Слайд 21Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом),
измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы,
столбчатые диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Слайд 22Изменения в содержании
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок
и слов («верно/неверно, что…», «если…, то…», «все», «каждый» и др.)
Анализ
и представление информации в форме столбчатой диаграммы. Чтение и построение столбчатых диаграмм.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, пирамида, шар.
Слайд 24Знакомство с языком логики
1 класс
Слайд 25Поиск информации в различных источниках. Справочники
4 класс
Слайд 26Целенаправленный поиск информации
4 класс, часть 1
Слайд 27Понимание и преобразование информации.
Дешифровка
2 класс
1 класс
Слайд 28Понимание и преобразование информации.
Чтение разверток
4 класс
Слайд 29Математика, 3 класс, часть 2
Математика, 3 класс, часть 2
Математика, 2
класс, часть 1
Математика, 1 класс, часть 1
Моделирование
Математика, 1 класс, часть
2
При изучении нумерации
Слайд 30Моделирование
При изучении арифметических действий
1-2 класс
Слайд 31Логические УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 32Анализ и синтез
4 класс
Анализ текста задачи:
Семантический – направлен на обеспечение
понимания содержания текста;
Логический – предполагает умение заменять термин их определениями,
выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
Математический – включает анализ условия и требования задачи.
Слайд 34Сериация и классификация
1 класс
4 класс
Слайд 35Формирование основ алгоритмического мышления
1 класс
Слайд 36Формирование основ алгоритмического мышления
3-4 класс
Слайд 37Выдвижение гипотез, доказательство
1 класс
Слайд 38УУД постановки и решения проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Слайд 40Метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования (регулятивные УУД)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Слайд 42Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирова-ние
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
определение
последовательно-сти промежуточных целей с учетом конечного результата
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Слайд 43Регулятивные УУД
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуля-ция
сличение способа действия и его результата
с заданным эталоном
внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Слайд 441 класс, часть 2
Цели изучения темы
Цель деятельности на уроке
Целеполагание
Цели
изучения темы
Слайд 451 класс, часть 2
Структура урока: организация деятельности
Слайд 47Контроль, коррекция, оценка
1 класс
Слайд 50Прогнозирование
1 класс, часть 1
3 класс, часть 1
2 класс, часть 1
Слайд 51Саморегуляция
Помнить и удерживать правило
Умение действовать по образцу
4 класс, часть 1
3
класс, часть 1
Слайд 52Метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования (коммуникативные УУД)
готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Слайд 56П. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования (ГОС НОО)
Л
И
Ч
Н
О
С
Т
Н
Ы
М
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к познанию и обучению, ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции и личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности, активное участие в социально значимой деятельности
Слайд 57включающим освоенные обучающимися межпредметные термины и понятия, а также УУД
(познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
М
Е
Т
А
П
Р
Е
Д
М
Е
Т
Н
Ы
М
Слайд 58П
Р
Е
Д
М
Е
Т
Н
Ы
М
включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности,
специфической для данной предметной области по получению нового знания, его
преобразованию и применению
Слайд 64Требования к результатам освоения УУД
текст и иллюстрации задач, направленных на
формирование БНЦ
странички для любознательных
шмуцтитулы
шмуцтитулы
Что узнали? Чему научились?
Проверим себя и оценим
свои достижения
Наши проекты
структура урока
система заданий
система заданий
Странички для любознательных
Наши проекты
Наши проекты
парная работа
групповая работа
система заданий
Слайд 65Вывод
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но
и совокупности универсальных учебных действий.
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Слайд 66Структура ОП НОО
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 67Программа формирования универсальных учебных действий
описание ценностных ориентиров содержания образования на
ступени начального общего образования;
связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Слайд 68Оценка личностных результатов выпускника начальной школы (личностных УУД)
Отсутствует блок «Выпускник
научится», т.е. личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования
в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке
Оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований специалистами
Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения
Слайд 69Оценка личностных результатов выпускника начальной школы (личностных УУД)
В рамках системы
внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов
Такая оценка
включает три основных компонента:
характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
систему психолого-педагогических рекомендаций
Проводится психологом, имеющим проф. подготовку в области возрастной психологии
Слайд 70Оценка метапредметных результатов (регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД)
Строится вокруг умения
учиться
специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности конкретного
вида универсальных учебных действий
достижение метапредметных результатов как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов (предметные контрольные работы).
Как условие успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе (проекты, учебные исследования).
Слайд 71Риски
Появление у учителей уверенности, что «мы всё это и так
всегда делали»;
формальное составление Программы формирования УУД;
приблизительная оценка «на глазок» сформированности
УУД в ходе традиционных предметных КР.
Как следствие, невыполнение требований нового стандарта.
Слайд 72Показатели сформированности умений:
Скорость выполнения работы
Высокое качество
Самостоятельность
Осознанность
Слайд 73Достичь всех этих показателей (особенно 4-го) можно,
если действие
занимает в структуре учебной деятельности обучающегося не место операции, выступая
средством, а место цели активности ребёнка», т.е. надо специально, целенаправленно работать над формированием УУД
Слайд 74Опыт работы по формированию учебной деятельности младших школьников
Определить задачи формирования
УУД.
Расписать их по классам.
Внести доп. цели в тематическое планирование по
каждому учебному предмету.
В содержание каждого урока (большинства уроков) по всем учебным дисциплинам включать специальные приёмы, непосредственно формирующие то или иное учебное умение (анализ, целеполагание, планирование и т.д.)
Периодически проводить срезы при помощи специальных диагностических заданий.
Слайд 75На занятии Я…
УЗНАЛА…
ПОНЯЛА…
НАУЧИЛАСЬ…
САМЫЙ БОЛЬШОЙ МОЙ УСПЕХ – ЭТО …
САМЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
ТРУДНОСТИ Я ОЩУТИЛА…
Я НЕ УМЕЛА, А ТЕПЕРЬ УМЕЮ…
Я ИЗМЕНИЛА СВОЁ
ОТНОШЕНИЕ К …