Слайд 2Урочная форма организации ПО
Слайд 3ТИПЫ УРОКОВ (по Е. М. Муравьеву)
Слайд 5Организация работы учащихся на уроке
Слайд 6Правила комплектования ученических бригад
1/ варианты – однородные (примерно равные по
силам и возможностям учащиеся) или смешанные бригады («сильные», «средние» и
«слабые» учащиеся). Задания дифференцированные – повышенной сложности и облегченные;
2/ количественный состав зависит от специфики содержания работ по профессии: - 8-9 чел-к в бригаде - работы выполняются индивидуально (токари, фрезеров-щики, портные…); - 3-4 чел-ка – слесари-сборщики, ремонтники, электромонтеры (как на предприятии); - комплексные ученич. бригады – строительные работы (различные профессии – кол-во зависит от объема, сроков и организации работ;
3/ способ организации уч-производит-го труда – индивидуально-бригадная
индивид. работа направлена на выполнение задания –бригадо-комплекта);
расчлененная технология – учащийся выполняет одну технологическую операцию – необходимость ответственности и взаимодействия- кооперации;
4/ роль и место мастера (вводное инструктирование, демонстрация приемов, ООД, разбор технологии выполнения задания, текущее инструктирование, подведение итогов на заключительном инструктаже)
5/ бригадир ученической бригады – выполнение некоторых функций мастера
Слайд 7Формы организации труда мастера (обучение)ПО
Слайд 9МНОГООБРАЗИЕ МЕТОДОВ ПО
Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера
производственного обучения и обучающихся, направленный на овладение обучающимися знаниями, навыками
и умениями, на их воспитание и развитие
Слайд 11Требования к словесным методам обучения
– научная достоверность содержания; – логическая
стройность и последовательность;
– доходчивость и доступность для обучающихся ; –
доказательность и убедительность;
– четкость и ясность главной мысли на каждом этапе; – эмоциональность по форме и содержанию; образность; – стимулирование внимания и активности обучающихся.
Приемы словесных методов обучения
1/ разнообразие видов деятельности обучающихся на занятиях (зарисовкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением иллюстраций в учебниках и др.);
2/ широкое сочетание слова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоны и др.), показом слайдов и видео-фильмов, проведением мини-бесед с обучающимися и т.п.;
3/ проблемное изложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построение технологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п.);
4/ широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы не оторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных» фактов и примеров;
5/ осуществление тесных межпредметных связей с другими предметами и практическим обучением (одинаковая терминология, отбор аналогичного материала, раскрываемого в других предметах)
Слайд 12Типы «продуктивных» вопросов учащимся
на сравнение («В чем сходство и различие
...?»; «Что общего между ...?»; «Сравните и сделайте вывод о...»)
и т. п.;
на установление причинно-следственных связей «Что послужило причиной...?», «Что произойдет, если...?»; «Как изменится…», «Какая связь существует...?»; «Почему ...?») и т. п.;
на определение цели действия, явления, процесса (Какую цель имеет...?» «Каково назначение ...?»; «Для чего выполняется?)
на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений или важнейших условий какого либо процесса или действия («Укажите характерные черты условия необходимые для ...?»; «В каком случае ...?»; «Что обеспечивает...?»);
на установление значения того или иного явления, процесса («Какое влияние оказывает ...?»; «Какое значение имеет…?
на объяснение, обоснование, доказательство («Чем объяснить...?»; «Как доказать, что ...?»; «Как обосновать ...?»)
на выводы и обобщения («Какой вывод можно cделать? В чем сущность...?) и т. п.
Слайд 13
Письменное инструктирование
Использование на занятиях различных инструктивных документов (документов письменного инструктирования),
являющихся самостоятельными источниками информации.
Слайд 14Учебные алгоритмы
Применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке
сложного оборудования, агрегатов. Содержат четкие правила выполнения работ в различных
типичных ситуациях.
Алгоритмы поиска (неисправностей, способов регулировки)
Алгоритма действия (разновидность технологических карт).
Ситуация 1 Алгоритм обучения поиску причин брака при развертывании пяти отверстий в корпусе насоса (фрагмент)
Одно из развернутых отверстий имеет эллипсообразную форму
1. Проверить давление в цилиндре зажима корпуса насоса
Да
Вывод: неустойчивое крепление корпуса в зажиме из-за понижения давления в цилиндре
Нет
Вывод: дефект предшествующей обработки или смещение кондукторной плиты
2. Проверить жесткость кондукторной плиты крепления
Нет Вывод: имеется дефект, полученный при сверлении отверстия на линии А-3
Да Вывод: сместилась кондукторная плита вместе с кондукторной втулкой
3. Проверить, нет ли дефекта обработки отверстий на предшествующей линии А-3
Слайд 15Наглядно-демонстрационные методы ПО
Определяются общедидактическим принципом - наглядностью в обучении. Данный
принцип предполагает изучение учебного материала на основе живого и непосредственного
восприятия изучаемых объектов и явлений
Слайд 16Основные приемы демонстрации в ПО
Показ приемов слитно, в нормальном рабочем
темпе
Показ приемов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах;
расчленение приемов на элементы и показ отдельных трудовых движений
Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе