Слайд 1Социальная философия
Предмет социальной философии.
Специфика социальных систем.
Формационный и цивилизационный подходы к
исследованию общества.
Слайд 2Общество как предмет социальной философии
Варианты определения общества:
В широком смысле
общество – исторически
развивающаяся форма жизнедеятельности
людей.
В узком смысле общество – отдельный
социальный
организм, представляющий
систему социальных отношений,
возникающих в процессе совместной жизни
(античное общество, российское общество)
Слайд 3Общество (вариант периодизации)
Общество как определенный
этап человеческой истории или
ступень общественного
развития
(например:
первобытное общество,
индустриальное общество).
Слайд 4Общество как система общественных отношений
Состоит из подсистем, компонентов
и элементов, связанных
структурными,
функциональными, причинными и т.п.
связями и зависимостями.
Исходным элементом общества
является не отдельный
индивид, а
социальное (общественное) отношение.
Слайд 5Специфика социального познания
Социальное познание имеет субъект
субъектную структуру, включает элементы
диалога и
коммуникации.
Интересуется не только объективным
содержанием исторических событий, но и
субъективным смыслом, который
вкладывают в
них участники этих событий.
Социальные законы имеют статистический,
вероятностный характер и фиксируют
тенденции общественного развития.
Слайд 6Основные концепции понимания общества
Идеалистическое понимание истории
Абсолютизирует роль сознания в общественной
жизни:
рассматривает осознанные цели в качестве
причины исторических событий, а также конечной
и
определяющей силы исторического процесса.
Материалистическое понимание истории
Предполагает детерминацию различных сфер
социальной жизни материальными отношениями,
обусловленными способом и уровнем развития
общественного производства.
Слайд 7Основные подходы
к анализу общества
Системно-структурный подход (общество
рассматривается как сложная
саморазвивающаяся система)
Историко-генетический
подход
(анализируются этапы и стадии развития
общества)
Субстратно-событийный подход (внимание
исследователя концентрируется на фактах
и
событиях)
Гуманитарно-личностный подход (предметом
анализа являются смыслы и переживания участников
исторических событий)
Слайд 8Основные парадигмы структурного анализа общества
Субъектная
Общество рассматривается как
коллективный субъект общественной
жизни,
в котором выделяются социальные
группы в качестве
Институциональная
Деятельностная
Слайд 9Структурный анализ общества
Общество – сложная, высокодифференцированная, саморазвивающаяся система органического
типа.
Общество обладает сложной структурой с объективно выделенными компонентами и
не может быть объектом произвольного конструирования.
Слайд 10Основные точки зрения на социальную реальность
Социальный атомизм
Общество – обобщенное название
для
совокупности и взаимодействия множества
отдельных людей.
Социально-философский универсализм
Общество понимается как самостоятельно
существующая объективная
реальность,
представленные надындивидуальными
реалиями (социальными институтами).
Слайд 11Основные подходы
к трактовке общества
«Методологический реализм»
Общество – объективная
реальность, «не
исчерпывающая совокупность входящих в нее
индивидов» (С. Франк). Это новое
социальное качество,
представленное в т.ч. надындивидуальными объектами
(классами, этносами, социальными институтами и т.п.).
«Методологический номинализм»
Общество – абстрактное понятие, обобщенное
название для совокупности и взаимодействия множества
отдельных людей, суммативная система, состоящая из
множества отдельных людей, вступающих между собою
в сознательные отношения в процессе совместной
жизни.
Слайд 12Структурные компоненты общества
Социальные статусы и социальные роли, составляющие основу социальных
взаимодействий
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности
людей, выполняющих общественно-значимые функции
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности людей
Властные отношения, обеспечивающие функциональную целостность общества (наиболее полно проявляются в деятельности государства)
Слайд 13Формационный подход
к анализу общества
Общественно-экономическая формация – общество
на определенном этапе
его развития с характерными
для него способом производства, социальной
структурой, политической системой
и духовной
жизнью.
Выделяются такие общественно-экономические
формации, как первобытно-общинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая
и коммунистическая.
Слайд 14Структура общественно-экономической формации
Экономический базис - производственные отношения, главными, определяющими в
которых являются отношения собственности.
Политическая надстройка, которая должна полностью соответствовать
экономическому базису; главным ее элементом, по мысли К.Маркса, является государство.
Слайд 15Цивилизационный подход к анализу общества
В конце XIX - начале
ХХ века возник новый подход к пониманию
общества и его истории.
Он был разработан в трудах Н. Я.
Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули
идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их
представлениям, основу общественной жизни составляют более
или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические
типы» (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби),
проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий:
зарождение, расцвет, старение, упадок.
Слайд 16Особенности :
отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества;
вывод о
существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и
разнокачественность;
утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.
Слайд 17Цивилизация:
синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной
культуры;
уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;
ступень
общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
(Философский энциклопедический словарь. М.,1989. С.733.).
Слайд 18Цивилизация:
цивилизация - определенная ступень в развитии культуры
народов и регионов (А.Тойнби,
П.А.Сорокин);
ценность всех культур, носящая общий характер для всех
народов (К.Ясперс);
конечный момент в развитии культуры того или иного
народа или региона - его "закат" (О.Шпенглер);
высокий уровень материальной деятельности человека,
орудий труда, технологии, экономических и политических
отношений и учреждений (Н.Бердяев, С.Булгаков).
Но! В современной социальной философии под цивилизацией
чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность
людей и народов.
Слайд 19Достоинства:
помогает раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности.
особое внимание уделяется непрерывности, эволюционности общественного процесса.
помогает увидеть в
истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры.
с его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современных цивилизаций.
Недостатки:
не учитывается связь между различными цивилизациями,
не объясняется феномен повторяемости.