Разделы презентаций


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Содержание

В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими, военными и социальными потрясениями 1917 – 1920 гг. Но мощное культурное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Слайд 2В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один

из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими,

военными и социальными потрясениями 1917 – 1920 гг. Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств. Серебряный век не исчез. Он был разорван, и большая его часть продолжала существовать в культуре «России №2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920-1930 гг.
В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век

Слайд 3Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917

и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или

три волны русской эмигрантской литературы.
Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают

Слайд 4Первая волна (1918-1940) - с 1918 года до начала второй

мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый характер.
Вторая волна

(1940-е – 1950-е годы) возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д.Кленовский, Л.Ржевский, Н.Моршен, Б.Филлипов).
Третья волна (1960–1980-е годы) началась после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов).
Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. 
Первая волна (1918-1940) - с 1918 года до начала второй мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый

Слайд 5Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917

г., когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 г. из

России выехало около 2 млн. человек. В центрах рассеяния – Берлине, Харбине, Париже - была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества.
К середине 1920-х годов стало очевидным, что России не вернуть и в Россию не вернуться.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917 г., когда Россию массово начали покидать беженцы.

Слайд 6Россию покинул цвет русской интеллигенции.
Саша Черный
Алексей Толстой
Аркадий Аверченко

Россию покинул цвет русской интеллигенции.Саша ЧерныйАлексей Толстой Аркадий Аверченко

Слайд 7Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.Пушкина

С 1927 года

начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие

книги.
Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.ПушкинаС 1927 года начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском

Слайд 8Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в

основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и

составить себе имя ещё в дореволюционной России. В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги:
Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти

Слайд 10Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об

утраченной родине.
Наиболее часто используемые темы - это
тоска по «вечной России»;

события революции и гражданской войны;
русская история;
воспоминания о детстве и юности.
Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине.Наиболее часто используемые темы - этотоска

Слайд 11Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу

утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в

новую действительность эмиграции.
Это обусловило и эстетический консерватизм «старших»: «Пора бросить идти по следам Л.Толстого?- недоумевал И.Бунин. – А по чьим следам надо идти?»
Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая

Слайд 12Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции.
К «незамеченному

поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную

репутацию в России.

Владимир Набоков

Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции.К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать

Слайд 13Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым,

даже мировую славу

Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым, даже мировую славу

Слайд 14Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на

жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом, Кнут развозил товары, Терапино служил

в фармацевтической фирме. Многие перебивались грошовым приработком. Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.
Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом, Кнут

Слайд 15«Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу

русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы» –

Г.Струве (исследователь эмигрантской литературы)
Эссеистика
Высокая публицистика
Критика
Философская проза
Мемуарная проза

«Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы

Слайд 16В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие

свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о

себе ещё в России. В эмигрантской поэзии они стоят особняком.
В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно

Слайд 17Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники

Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники

Слайд 18Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные

в золотой фонд русской поэзии.

Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в золотой фонд русской поэзии.

Слайд 19Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:
Париж - литературным
Прага -

научным
Берлин был издательским центром

Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:Париж - литературнымПрага - научнымБерлин был издательским центром

Слайд 20Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда

горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться.

Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру и неиспоганенную русскую православную веру для будущей свободной России.
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и

Слайд 21По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла

из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы,

журналисты.

Эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром» для русской культуры за рубежом.
За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике.
«Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных наук.

По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России:

Слайд 22Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией большевистской власти

против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок,

отъездов и просто бегства интеллигенции из Советского Союза иссяк только к концу 20-х годов, когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии.

К 1925 – 1927 гг. окончательно сформировался состав «России №2». В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень

Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции. Но не самой

Слайд 23Эта эфемерная «Россия №2», не имея ни столицы, ни правительства,

ни законов, держалась только одним – сохранением прежней культуры России

в инокультурном, инонациональном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования.
«Мы не в изгнании. Мы – в послании», - говорил Д.С.Мережковский. Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции.

Эта эфемерная «Россия №2», не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, держалась только одним – сохранением

Слайд 24 В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком

принадлежности к ушедшей России. Газеты, журналы, книги – все это

было единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций. Газеты, журналы, книги - стали самым действенным средством объединения эмиграции.
Для налаживания некоего подобия национальной духовной жизни требовалось творческое объединение. Духовная жизнь эмиграции стала собираться вокруг небольших интеллектуальных точек тяготения: издательств, образовательных и просветительских учреждений. Достаточно быстро сформировались эмигрантские библиотеки и архивы.
В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком принадлежности к ушедшей России.  Газеты, журналы,

Слайд 25 Среди библиотек особо выделялась библиотека им. И.С.Тургенева в Париже.

Она была основана ещё в 1875 г. самим И.С.Тургеневым при

поддержке певицы Полины Виардо.
В 20-е – 30-е годы Тургеневская библиотека пережила свой второй расцвет. В её фонды поступали не только издаваемые в эмиграции книги и журналы, но и вывезенная из России литература, документы, письма, дневники.

Среди библиотек особо выделялась библиотека им. И.С.Тургенева в Париже. Она была основана ещё в 1875 г.

Слайд 26Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к

формам культурной жизни начала 19 века: литературным салонам, кружкам, клубам.

Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к формам культурной жизни начала 19 века: литературным

Слайд 27Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным и

существовало более 10 лет. На его заседаниях слушали доклады

о культуре и литературе, читали новые произведения..

Здесь бывали П.Милюков, А.Керенский, И.А.Бунин, А.Н.Бенуа, Г.Иванов, И Одоевцева и другие.

Основным механизмом существования русской культуры за рубежом явился принцип «культурного гнезда», который предполагал тесное взаимодействие всех сфер творчества: литературы, музыки, живописи, сценографии.

Относительно более консервативными стали и художественные вкусы: реализм, символизм, модерн.
Авангардные поиски 10-х гг. в эмиграции не прижились.

Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным и существовало более 10 лет.   На

Слайд 28Сегодня сбывается мечта первых эмигрантов: их произведения, как и сочинения

писателей двух последующих волн эмиграции, возвращаются на родину, их имена

звучат среди тех, кто обогатил русскую культуру и науку. Сделаны и первые попытки научного осмысления вклада русского зарубежья в национальную и мировую культуру.
Сегодня сбывается мечта первых эмигрантов: их произведения, как и сочинения писателей двух последующих волн эмиграции, возвращаются на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика