Слайд 1РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Слайд 2В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один
из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими,
военными и социальными потрясениями 1917 – 1920 гг. Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств.
Серебряный век не исчез. Он был разорван, и большая его часть продолжала существовать в культуре «России №2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920-1930 гг.
Слайд 3Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917
и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или
три волны русской эмигрантской литературы.
Слайд 4Первая волна (1918-1940) - с 1918 года до начала второй
мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый характер.
Вторая волна
(1940-е – 1950-е годы) возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д.Кленовский, Л.Ржевский, Н.Моршен, Б.Филлипов).
Третья волна (1960–1980-е годы) началась после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов).
Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.
Слайд 5Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917
г., когда Россию массово начали покидать беженцы.
После 1917 г. из
России выехало около 2 млн. человек.
В центрах рассеяния – Берлине, Харбине, Париже - была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества.
К середине 1920-х годов стало очевидным, что России не вернуть и в Россию не вернуться.
Слайд 6Россию покинул цвет русской интеллигенции.
Саша Черный
Алексей Толстой
Аркадий Аверченко
Слайд 7Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.Пушкина
С 1927 года
начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие
книги.
Слайд 8Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в
основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и
составить себе имя ещё в дореволюционной России.
В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги:
Слайд 10Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об
утраченной родине.
Наиболее часто используемые темы - это
тоска по «вечной России»;
события революции и гражданской войны;
русская история;
воспоминания о детстве и юности.
Слайд 11Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу
утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в
новую действительность эмиграции.
Это обусловило и эстетический консерватизм «старших»: «Пора бросить идти по следам Л.Толстого?- недоумевал И.Бунин. – А по чьим следам надо идти?»
Слайд 12Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции.
К «незамеченному
поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную
репутацию в России.
Владимир Набоков
Слайд 13Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым,
даже мировую славу
Слайд 14Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на
жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом,
Кнут развозил товары, Терапино служил
в фармацевтической фирме. Многие перебивались грошовым приработком.
Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.
Слайд 15«Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу
русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы» –
Г.Струве (исследователь эмигрантской литературы)
Эссеистика
Высокая публицистика
Критика
Философская проза
Мемуарная
проза
Слайд 16В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие
свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о
себе ещё в России. В эмигрантской поэзии они стоят особняком.
Слайд 17Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники
Слайд 18Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные
в золотой фонд русской поэзии.
Слайд 19Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:
Париж - литературным
Прага -
научным
Берлин был издательским центром
Слайд 20Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда
горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться.
Они сохранили русский флаг и правду о России.
Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси.
Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру и неиспоганенную русскую православную веру для будущей свободной России.
Слайд 21По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла
из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы,
журналисты.
Эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром» для русской культуры за рубежом.
За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике.
«Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных наук.
Слайд 22Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией большевистской власти
против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок,
отъездов и просто бегства интеллигенции из Советского Союза иссяк только к концу 20-х годов, когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии.
К 1925 – 1927 гг. окончательно сформировался состав «России №2». В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень
Слайд 23Эта эфемерная «Россия №2», не имея ни столицы, ни правительства,
ни законов, держалась только одним – сохранением прежней культуры России
в инокультурном, инонациональном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования.
«Мы не в изгнании. Мы – в послании», - говорил Д.С.Мережковский. Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции.
Слайд 24 В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком
принадлежности к ушедшей России.
Газеты, журналы, книги – все это
было единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций.
Газеты, журналы, книги - стали самым действенным средством объединения эмиграции.
Для налаживания некоего подобия национальной духовной жизни требовалось творческое
объединение. Духовная жизнь эмиграции стала собираться вокруг небольших интеллектуальных точек тяготения: издательств, образовательных и просветительских учреждений.
Достаточно быстро сформировались эмигрантские библиотеки и архивы.
Слайд 25 Среди библиотек особо выделялась библиотека им. И.С.Тургенева в Париже.
Она была основана ещё в 1875 г. самим И.С.Тургеневым при
поддержке певицы Полины Виардо.
В 20-е – 30-е годы Тургеневская библиотека пережила свой второй расцвет. В её фонды поступали не только издаваемые в эмиграции книги и журналы, но и вывезенная из России литература, документы, письма, дневники.
Слайд 26Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к
формам культурной жизни начала 19 века: литературным салонам, кружкам, клубам.
Слайд 27Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным и
существовало более 10 лет.
На его заседаниях слушали доклады
о культуре и литературе, читали новые произведения..
Здесь бывали П.Милюков, А.Керенский, И.А.Бунин, А.Н.Бенуа, Г.Иванов, И Одоевцева и другие.
Основным механизмом существования русской культуры за рубежом явился принцип «культурного гнезда», который предполагал тесное взаимодействие всех сфер творчества: литературы, музыки, живописи, сценографии.
Относительно более консервативными стали и художественные вкусы: реализм, символизм, модерн.
Авангардные поиски 10-х гг. в эмиграции не прижились.
Слайд 28Сегодня сбывается мечта первых эмигрантов: их произведения, как и сочинения
писателей двух последующих волн эмиграции, возвращаются на родину, их имена
звучат среди тех, кто обогатил русскую культуру и науку.
Сделаны и первые попытки научного осмысления вклада русского зарубежья в национальную и мировую культуру.