Слайд 1Педагогический анализ как функция управления
Слайд 2Педагогический анализ как функция управления
Педагогический анализ – функция управления, направленная
на изучение состояния и тенденции развития педагогического процесса и объективную
оценку его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы и ли переводу ее в более высокое качественное состояние.
Цель анализа – содействовать улучшению работы школы, служить основой для планового перспективного и оперативного управления деятельностью педколлектива, стимулировать качество обучения и воспитания.
Слайд 3Педагогический анализ как функция управления
Задачи педагогического анализа:
1. Изучение состояния управляемой
системы за определенное время и в целом.
2. Изучение результатов работы
школы и ее подразделений за определенный период.
3. Выявление факторов, влияющих на уровень воспитанности и обученности школьников.
4. Определение причин рассогласованности в деятельности структурных подразделений школы, между звеньями учебно-воспитательного процесса.
5. Анализ взаимоотношений школы с окружающей средой.
6. Выявление и обоснование внутренних и внешних для школы педагогических резервов повышения качества преподавания знаний, умений и навыков учащихся и уровня воспитанности.
7. Изучение, выявление передового педагогического опыта.
8. Анализ эффективности управления школой.
Слайд 4Объекты педагогического анализа:
Цели и задачи всей учебно – воспитательной работы
для определения реальных целей и задач педагогического процесса;
Модели построения педпроцесса,
личности учителя, учащегося для создания типа модели, для конкретного образовательного учреждения;
Основные организационные и другие формы обучения и воспитания для эффективного воздействия на учащихся;
Воздействия (убеждения, оценки и формы стимулирования) для определения условий их применения в отдельности или в сочетании с другими по отношению к конкретному лицу;
Уровень качества обучения и воспитания учащихся, эффективности как педагогического процесса в целом, так и его отдельных элементов;
Причины проявления успехов (в различных видах деятельности развития личностных качеств и т.д.) или появления негативных явлений у участников педагогического процесса
Слайд 5Источники информации:
Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников;
Материалы
психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей;
Справки по итогам
проверки школьной документации
Журналы по технике безопасности и др.
Слайд 6Формы исследований
Наблюдение
Мониторинг (сбор, обработка и распространение информации)
Тестирование
Опрос
Контрольные срезы
Анализ и оценка
результатов
Слайд 7Структура анализа деятельности школьного
методического объединения
Цель, задачи, которые ставились перед
методическим объединением на учебный год.
2. Методическая тема, над которой работало
методическое объединение, ее согласованность с методической темой школы.
3. Количество заседаний методического объединения, проведенных за отчетный период. Тематика заседаний. Анализ эффективности заседаний (насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи?).
4. Анализ проведенных в течение учебного года открытых уроков (кто, в какой форме, с какой целью проводил открытые уроки?), их результативности.
5. Анализ состояния преподавания и качества знаний обучающихся в динамике. Выявление причин наиболее высоких и наиболее низких показателей по классам (Ф.И.О. учителя, интеллектуальные возможности классов, профессионализм и система работы учителя).
Слайд 86. Анализ эффективности внеклассной работы
по предмету.
7. Анализ участия и
результативности обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях, представленный в
динамике за 3 года.
8. Внедрение в работу методического объединения инноваций.
9.Анализ самообразовательной работы учителей.
10. Работа по методическому обеспечению учебного и воспитательного процессов.
Слайд 911. Освоение учителями - членами методического объединения, новых учебных программ,
разработка и преподавание по авторским программам.
12. Работа по обобщению, распространению
ППО (семинары, открытые уроки, педагогические чтения, конференции, педсоветы), внедрению ППО в практику работы учителей изменение качества преподавания учителей.
13. Эффективность используемых в методическом объединении форм работы с кадрами.
14. Микроклимат в методическом объединении.
15. Проблемы, над которыми предстоит работать членам методического объединения в следующем учебном году.
Слайд 10
1.Четкость построения
2.Логическая последовательность изложения
3.Аргументированность
4.Точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования
5.Доказательность выводов
6.Установление
причинно – следственных связей
7.Обязательное применение средств наглядности: таблиц, графиков, диаграмм
Общие
требования к анализу:
Слайд 11Проблемно- ориентированный анализ
Концепция
План действий
Слайд 12Педагогический анализ как функция управления
Примерная структура итогового анализа деятельности школы
за год:
1. Выполнение школой, учителями приказов, директивных, нормативных документов вышестоящих
органов народного образования и Министерства образования.
2. Эффективность годового управленческого цикла. Цель анализа: определить степень влияния внутришкольного управления на развитие педагогического процесса, формирование его результативности, на включение школы в режим развития.
3. Анализ результативности методической работы. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
4. Анализ качества преподавания. Уровень сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся.
Слайд 13Педагогический анализ как функция управления
Примерная структура итогового анализа деятельности школы
за год (продолжение):
5. Анализ качества результативности работы школы с родителями.
6.
Анализ эффективности педагогического руководства деятельностью детских общественных организаций и эффективность их деятельности.
7. Анализ уровня воспитанности, сформированности базовых компетенций учащихся.
8. Анализ состояния здоровья учащихся и санитарно-гигиенического состояния школы.
9. Состояние, развитие и эффективность использования материально-учебной базы и кабинетной системы.
10. Итоги реализации образовательной программы школы. Оценка конечных результатов работы школы. Цель анализа: подвести итоги функционирования школы за истекший учебный год и за одиннадцать лет (выпускные экзамены). Определить уровень целостности образовательного пространства. Наметить пути устранения причин, выявленных в ходе анализа недостатков.
Слайд 14Педагогический анализ как функция управления
SWOT анализ
Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением
четырем англоязычным словам: сила strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat, и
именно на них и строиться SWOT анализ.
SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри организации, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке, в частности, образовательных услуг. Все данные впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из четырех основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.
Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон организации, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития школы при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.
Слайд 15Педагогический анализ как функция управления
Матрица SWOT