Слайд 1
Форум-театр
как эффективная технология предотвращения и разрешения
конфликтных ситуаций
Юлия
Андреевна Горохова,
заместитель директора
по воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 550
Центрального района
Районный семинар
"Использование современных игровых технологий в воспитательной деятельности.
В помощь классному руководителю"
Слайд 2Что такое ФОРУМ-ТЕАТР?
Методика интерактивной работы с разными слоями общества с
целью решения социальных проблем.
Сущность – поиск вместе с участниками спектакля
и зрителями различных путей решения проблемы. По сути, ФОРУМ-ТЕАТР – один из способов разрешения и профилактики конфликтных ситуаций.
Что необходимо? ПОНЯТНАЯ ИСТОРИЯ с точками возможного изменения хода событий, ПРОТАГОНИСТ, АНТАГОНИСТ, КОНФЛИКТ угнетатель-угнетенный, ДЖОКЕР, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.
Слайд 3Рождение форум-театра
Аугусто Боаль (1931-2009) – бразильский режиссёр и общественный деятель
Народный
Театр Угнетенных
Крестьянин Виргилио (Солидарность – это умение разделять ответственность)
Большая женщина
Слайд 4«Театр – это форма знаний: он должен и может быть
способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее,
вместо того чтобы просто ждать этого будущего»
(Аугусто Боаль)
Слайд 5Этапы работы
Формирование группы, определение болевых точек (скульптура-проговаривание)
Выбор РАБОЧЕЙ истории. (2
главных героя, ясность в изложении сюжета, четко определенный протагонист (жертва),
в это должно вериться, в сцене должна быть возможность изменения ситуации, в идеале должны быть четко определенные моменты для вмешательства)
Слайд 6Этапы работы
Создание сценария. Необходимые персонажи:
Джокер - это персонаж, который находится
между зрителями и актерами. Он модерирует форум.
Протагонист – это потерпевший, угнетённый,
которому не дают реализовать его цель.
Антагонист - это тот, кто является угнетателем.
Тритагонисты - это свидетели конфликта, помощники антагониста или сочувствующие протагонисту.
(В форум-театре сюжет спектакля создается по определенной структуре: протагонист сталкивается с жизненными трудностями, но ему не удается успешно решить проблемы. Разыгранная история всегда обрывается на пике конфликта с тем, чтобы спровоцировать зрителей на резкую спонтанную реакцию.)
Репетиции (использование техник работы с актерами)
Слайд 7Представление. Этапы:
Работа джокера (разогрев публики, необходимые пояснения о том, что
такое форум-театр, что ожидает зрителей).
Показ.
Работа джокера (обсуждение того, что происходило
на сцене, что и как поняли зрители, обсуждение вариантов разрешения конфликта)
Замены и обсуждение получившихся вариантов развития сюжета. (После просмотра зрители обсуждают, каковы причины этой ситуации. Можно ли сказать, что эта проблема является типичной в обществе, то есть с ней сталкивается большое количество людей? Какие культурные, законодательные, социальные нормы создают или поддерживают эту проблему?Зритель в определённый момент должен выйти на сцену, заменить одного из актеров и показать свою жизненную стратегию для решения предложенной проблемы. После каждого такого вмешательства – интервенции – джокер модерирует обсуждение предложенной стратегии.)
Слайд 8Форум-театр
начинается после окончания спектакля
(Аугусто Боаль)
Слайд 9Аугусто Боаль. Театр Угнетенных.
Загорская И.А. Форум-театр – интерактивная техника групповой
работы.
Корнильцева Валерия. Аугусто Боаль, или театр для всех.
Мухина Ада. Copyright: Goethe-InstitutRussland. "Шляпа"
и другие истории Театра угнетённых. (KultureIIeBildung – Культурное просвещение. Диалог России и Германии). Октябрь 2016
Пархомовская Ника. Аугусто Боаль и Театр Угнетенных.
Салахова Яна. О методике Театра Угнетенных.
Чистякова Екатерина. Метод Боаля: театр и терапия.
Воронина И.И. Интерактивный форум - театр как один из методов работы с трудными подростками.
Сорокин Д.Ю. Форум-театр как актуальный метод профилактики зависимости. – Нижний
Слайд 10Синквейн
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1
строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание
предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету, содержащая главную мысль;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Слайд 11Рефлексия
Замрите статуей (скульптурой), которая отражает ваше состояние, ощущение, понимание
того, что сейчас происходит.
Когда я коснусь вас рукой, произнесите только
одно слово, которое осталось у вас после занятия. Произносите его, пока я не дотронусь до вас еще раз.
А теперь по знаку произнесите только одну фразу.
Отомрите СПАСИБО!
Слайд 12Релакс
Е-пои-та-та-е-по
А-е-пои-та-та-е
А-е-пои-туки-туки
Е-пои-туки-туки
Е-пои-туки-туки
Ееееееееее
Слайд 13Начало – «разогрев»
Найдите свою правую руку – найдите соседа –
поздоровайтесь – познакомьтесь
Не отпуская первого соседа, найдите левую руку –
найдите еще одного соседа – поздоровайтесь – познакомьтесь
Теперь, не отпуская рук, представьте своих соседей друг-другу
Слайд 14Упражнение - «манипуляция»
Рассчитайтесь на 1-2
1 – поймайте ладонью взгляд номера
2, начните «управлять» его движениями
Поменяйтесь ролями
Взаимное «управление»