Слайд 1
фото
фото
фото
Административное право
Дмитрикова Екатерина Александровна
доцент кафедры административного
и финансового
права, к.ю.н.
Слайд 2
фото
фото
фото
Тема 1. Административное право как отрасль права. Публичное
управление
Слайд 3
фото
фото
фото
1. Понятие и содержание публичного управления. Виды публичного
управления.
2. Разделение властей и государственное управление.
3. Государственное управление
и исполнительная власть.
4. Предмет административного права.
5. Метод административного права.
Слайд 4
фото
фото
фото
Публичное управление
К вопросу о предмете отрасли
Управление (regere (лат.), control,
management (англ.) связано с сознательным началом, интересами, целями, волей и
деятельностью человека. В управлении все исходит от человека и ориентировано на него.
Преимущественно характеристика управления через деятельность.
Слайд 6
фото
фото
фото
Публичное управление
Статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации
обязанность государства
охранять достоинство личности во всех сферах и тем самым утверждать
приоритет личности и ее прав…
Это означает, что во взаимоотношениях с государством личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект,
который в силу статьи 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля 1998 года N 20-П и от 20 апреля 2006 года N 4-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года N 42-О, от 13 июня 2006 года N 272-О и N 274-О и др.
Слайд 7
фото
фото
фото
Публичное управление
Публичное управление обеспечивает реализацию публичной власти. Источник публичной
власти.
Публичное управление осуществляется в публичных интересах (всех и каждого). Определяется
субъектом публичной власти.
Публичное управление осуществляется субъектами, наделенными полномочиями. Возможность инициировать публично-управленческие отношения.
Публичное управление – властная деятельность. Исполнительно-распорядительные полномочия.
…деятельность уполномоченных субъектов управления, осуществляемая в публичных интересах для обеспечения реализации публичной власти.
Слайд 8фото
ото
фото
Публичное управление
Публичное управление в отдельных сферах
Направленность управленческого воздействия (внутреннее и
внешнее)
Степень зависимости от публичной власти (централизация / децентрализация)
Территориальные пределы
Слайд 9фото
ото
фото
Государственное управление осуществляется в целях обеспечения осуществления государственной власти.
Суверенитет. Верховенство. Универсальность.
Государственное управление осуществляется в государственных интересах.
Государственное управление
является административно-властной деятельностью.
Государственное управление осуществляется государственными органами.
Слайд 10фото
ото
фото
Разделение властей и государственное управление
Уровни государственной власти (РФ и
субъектов).
Ст. 5, 11 Конституции РФ. На основе разграничения предметов
ведения и полномочий. Территория, самостоятельность.
Специализация государственного управления с учетом принципа разделения властей. Ст. 10, 11 Конституции РФ. Управление по обеспечению осуществления…..власти.
Власть осуществляется конкретным органом государственной власти. Обеспечено автономной государственно-управленческой деятельностью.
Самостоятельность государственно-управленческой деятельности (Счетная палата, ЦБ РФ)
Слайд 11фото
ото
фото
Соотношение государственного управления и исполнительной власти
Исполнительная (административная) власть производна
от публичной власти (государственной, муниципальной либо общественной).
Исполнительная (административная) власть
подзаконна.
Исполнительная (административная) власть иерархичная.
Исполнительная (административная) власть осуществляется уполномоченными публичной властью субъектами управления.
Исполнительная (административная) власть обеспечивает осуществление публичной власти во всех ее разновидностях.
…выражается в том, что
государственное управление является формой практической реализации государственной административной власти.
Слайд 14фото
ото
фото
Предмет административного права
С.С.Студеникин, Ю.М.Козлов О вертикальных административных правоотношениях.
Горизонтальные административные правоотношения.
О возможности возникновения административно-правовых отношений без участия государственных органов (Петров
Г. И. Сущность советского административного права. Л., 1959).
Современный подход. Признание в части модели горизонтальных административных правоотношений (Бахрах Д. К, Российский Б. В., Старилов Ю. Н.).
Слайд 15фото
ото
фото
Предмет административного права
Отношения с участием структурных подразделений государственных органов
Сфера государственного
управления (государственное управление, организация и деятельность ИВ – Коренев А.П.).
Государственная администрация (Д.Н.Бахрах).
Функционирование органов законодательной и судебной власти (Ю.М.Козлов)
Слайд 16общественные отношения, складывающиеся
в сфере публичного управления
в процессе внутриорганизационной
деятельности
в процессе юрисдикционной деятельности
обеспечение защиты прав, свобод, законных интересов частного
лица
ото
ото
Предмет административного права
Слайд 17фото
ото
фото
Закрытая модель
Формальное закрепление полномочий
Процедура реализации полномочий
Проблема: гарантии защиты
Открытая модель
Оценка
эффективности
О возможности судебной оценки деятельности
Наличие (формальное) полномочий не означает обоснованность
Слайд 18фото
ото
фото
«классическая теория»: императивный (свобода усмотрения отсутствует) и диспозитивный метод
теория
«единого метода» (В.Д. Сорокин): предписание, запрет и дозволение как универсальные
общеправовые методы, первичные способы воздействия, обусловленные единым предметом
Метод административного права следует отличать от методов реализации властных полномочий государственной администрации.
Слайд 19фото
ото
фото
Особенности административно-правового метода:
1. Участники правоотношения юридически неравны между собой.
2. Административные правоотношения чаще всего возникают независимо от воли их
участников.
3. Содержание правоотношения (права и обязанности сторон) не зависят от воли их участников.
4. Санкции носят характер карательной ответственности перед государством.
Слайд 20фото
ото
фото
Требования к механизму административно-правового регулирования:
- нормами административного права
должны исчерпывающе определяться пределы и основания властных полномочий государственных органов;
-
усмотрение органов не должно предполагать возможности расширения вмешательства либо установления дополнительных обременений для частных лиц;
- недопустимо применение административно-правовых норм по аналогии.
Слайд 21фото
ото
фото
Система административного права
Традиционная модель:
Общая часть:
общие вопросы (понятие и
природа государственного управления),
участники административно-правовых отношений,
формы и методы осуществления
государственного управления,
законность и дисциплина в управлении.
Особенная часть:
административно-политическая сфера
социально-культурная сфера
экономическая сфера.
Слайд 22фото
ото
фото
Общая часть
Акцент на публичном статусе физических лиц, органов исполнительной
власти, некоммерческих организаций, обществ, общественных объединений
Государственная служба
Особые административные режимы (ЧП,
ВП, ЗАТО)
Публичные процедуры (регистрация, регламентация)
Особенная часть
Традиционные сферы
Слайд 23фото
ото
фото
Поиск критериев систематизации. Практическое значение
Трансформация предмета
О необходимости сохранения
особенной части
Изменения в общей части
Слайд 24фото
ото
фото
Общая часть:
– теория административных правоотношений
– понятие и особенности правового положения
субъектов административных правоотношений
– система и структура органов исполнительной власти
– учение об административном действии
– правила административного процесса
– виды деятельности административных органов
– контроль за административной деятельностью
Слайд 25фото
ото
фото
АП и другие отрасли публичного права
конституционное право
конституционно-правовые отношения складываются
между частным лицом и государством в целом; конкретизация в рамках
административных правоотношений
внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства
регулирование отношений в связи с установлением административно-правовых режимов.
Слайд 26фото
ото
фото
АП и другие отрасли публичного права
Уголовное право
Разграничение противоправных деяний
по признаку общественной опасности
Квалификация составов (признаки составов)
Последствия привлечения лица к
юридической ответственности
Субъект административной и уголовной ответственности
Декриминализация составов ст. 129 УК РФ, 130 УК РФ - 07.12.2011 N 420-ФЗ; 5.60 КоАП РФ клевета -128.1 УК РФ ( 28.07.2012 N 141-ФЗ), 5.61 КоАП РФ оскорбление, 116 УК РФ побои
Гарантии защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП
Слайд 27фото
ото
фото
АП и гражданское право
Трансформация управленческой деятельности. Согласование административных действий.
теория
интереса
теория субъектов
теория метода регулирования
Черепахин Б.Б. К вопросу о
частном и публичном праве // X cб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1926.C. 8-35;Л.А. Мицкевич Очерки теории административного права: современное наполнение. М., 2015
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством
юридическое лицо, представительство
Слайд 28фото
ото
фото
АП и трудовое право
(ст.11 ТК РФ) На государственных
служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Слайд 29фото
ото
фото
Тема 2. Теория административных правоотношений
Слайд 30фото
ото
фото
Административное правоотношение
Состав правоотношений
Обязательное условие – субъект, который реализует свою
публично-правовую компетенцию или обеспечивает реализацию такой компетенции
Содержание правоотношений
Особенность – имеет
место реализация публично-правовой компетенции
Предмет ведения, функции и полномочия
Слайд 31фото
ото
фото
Административное правоотношение
Субъекты административного правоотношения
государственные органы
должностные лица и
государственные служащие,
государственные организации (учреждения и предприятия),
частные лица –
граждане (граждане Российской Федерации, иностранцы и апатриды),
коллективные объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации.
Объект административного правоотношения
– реализация государственных функций, защита публичных, государственных интересов и обеспечение интересов частных лиц.
Слайд 32фото
ото
фото
Административное правоотношение
Содержание административного правоотношения
А.И. Елистратов: «Момент долга или
обязанности сохраняет в публичном праве доминирующее значение» (Основные начала административного
права).
Для властной стороны издание административных распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно реализовывать по своему усмотрению), а как публично-правовое полномочие – одновременно и право, и обязанность по отстаиванию публичных интересов.
Для частного лица реализация его правовых возможностей также становится не только правом, но и обязанностью. В отдельных случаях административное право сохраняет диспозитивность.
Слайд 33фото
ото
фото
Административное правоотношение
Основание возникновения административного правоотношения – сложный юридический состав
(1)
материально-правовое основание – события либо действия (правомерные или неправомерные)
(2) формально-правовое
основание – совершение действий, юридически закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания
Слайд 34фото
ото
фото
Административное правоотношение
I. По составу субъектов:
между государственными органами, в зависимости
от подчиненности органов субординационные и координационные отношения;
между должностными лицами и
сотрудниками одного государственного органа, отношения связаны с организацией работы государственного органа и носят характер служебных;
между государственными органами и подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями;
между государственными органами и частными лицами (гражданами и организациями), а также с неподведомственными этим органам государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями;
между государственными учреждениями и частными лицами (гражданами и организациями).
Слайд 35фото
ото
фото
Административное правоотношение
II. По цели, которую преследует властный субъект в
правоотношении - регулятивные и охранительные отношения.
III. По характеру властного
воздействия отношения государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут быть властно-принудительными и предоставляющими.
Слайд 36фото
ото
фото
Механизм административно-правового регулирования
Нормы административного права
Принципы регулирования административных правоотношений и
правоприменительной деятельности
Слайд 37фото
ото
фото
Принципы административного права
1. Приоритет прав и свобод человека и
гражданина над иными социальными ценностями и непосредственное действие прав и
свобод (ст.2 и18 Конституции РФ). Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть обоснована, необходима и соразмерна.
2. Принцип равенства перед законом. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства: в одинаковых случаях применять одни нормы закона и толковать их в одинаковом смысле.
Слайд 38фото
ото
фото
Принципы административного права
3. Принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ)
предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и
судебной власти: ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер её деятельности.
4. Принцип законности формальное соответствие полномочиям, вытекающим из закона и соответствие по содержанию тем целям и принципам, которые установлены законом.
Слайд 39фото
ото
фото
Принципы административного права
5. Принцип судебного контроля за административной деятельностью:
Действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации могут
быть проверены с точки зрения их законности и обоснованности.
Судебный контроль – способ разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право субъекта обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. (ПКС РФ от 16.07.2004 №14-П).
Судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации: должна быть предоставлена гарантия судебного пересмотра административных действий
(ПКС РФ от 30.07.2001 г. №13-П, п.5 мотивировочной части).
Слайд 40фото
ото
фото
Принципы административного права
6. Принцип единства системы государственной власти.
Федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по
предметам исключительного ведения Российской Федерации и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения составляют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
Слайд 41фото
ото
фото
Принципы административного права
7. В экономической сфере – принципы поддержки
конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц.
Государственная администрация
может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях
для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей
Слайд 42фото
ото
фото
Норма административного права
Норма административного права – установленное государством правило
поведения субъектов с целью регулирования отношений, возникающих в процессе реализации
субъектом публично-правовой компетенции.
Норма административного права и содержание правоотношения
Структура
санкция может быть выделена в запретительную / охранительную норму
Слайд 43фото
ото
фото
Норма административного права
Возложение на конкретных субъектов определенных обязанностей
Предоставление полномочий
требовать от субъектов должного поведения
Предоставление субъектам прав
Гарантии реализации прав
Слайд 44фото
ото
фото
Норма административного права
Виды административно-правовых норм:
регулятивные и охранительные
материальные и процессуальные
содержание
территория
/ уровень принятия
круг лиц
Слайд 45фото
ото
фото
Норма административного права (реализация)
Использование
осуществляется посредством совершения юридически значимых
действий частными субъектами и публичными субъектами административного права в рамках
их компетенции. Указанные возможности используются частными и публичными субъектами административного права по-разному.
Право частного лица
Слайд 46фото
ото
фото
Норма административного права (реализация)
Исполнение
заключается в совершении действий и
принятии решений предусмотренных соответствующей нормой. Способ реализации связан с осуществлением
субъектами (частный субъект, публичный субъект) административных правоотношений своих обязанностей.
«Субъект права подчиняется требованиям».
Активный способ-действие, пассивный способ – воздержание.
Слайд 47фото
ото
фото
Норма административного права (реализация)
Соблюдение
заключается в следовании установленному в
них порядку поведения для достижения желаемых результатов. Субъект административного права
(только частный) не обязан соблюдать порядок, однако, иное поведение не приведет к реализации преследуемых субъектами административного права интересов.
Условие
Слайд 48фото
ото
фото
Норма административного права (реализация)
Применение
осуществляется исключительно субъектами публичного управления.
К применению норм административного права, как правило, прибегают в тех
случаях, когда норма административного права иными способами не может быть реализована.
Слайд 49фото
ото
фото
Норма административного права (реализация)
Применение должно строго соответствовать содержанию.
Применение строго
в рамках полномочий.
Применение с соблюдением процессуальных требований.
Применение должно быть оформлено
(акт применения).
Субъект правоприменения обязан обеспечить проведение в жизнь акта.
Слайд 50фото
ото
фото
Источник административного права
Источник административного права обладает определенной формой выражения
(выбор внешней формы – юридическая сила, соотношение с другими предписаниями)
Предназначение
источника – регулирование общественных отношений в административно-публичной сфере путем отмены, изменения или установления норм административного права
Официальный характер – исходит от уполномоченного субъекта в рамках его компетенции
Общеобязательность
Формальная определенность
Слайд 51фото
ото
фото
Источник административного права
Проблемы кодификации административного законодательства
Значительность нормативного массива
Отношения разнохарактерные
Порядок
издания и требования к индивидуальным правовым актам
Об административных процедурах
Слайд 52фото
ото
фото
Источник административного права
Роль правотворческой деятельности органов государственного управления
второстепенное Vs
дополнительное регулирование
нормотворчество органов исполнительно власти …на основании закона…во исполнении закона;
условия и пределы регулирования
Постановление Конституционного Суда РФ 27 января 2004 № 1-П
Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. № 537-О «требование к подзаконным актам, изданным во взаимосвязи»
Слайд 53фото
фото
фото
e.dmitrikova@spbu.ru
Слайд 54фото
фото
фото
Тема 3. Субъекты административных правоотношений
Слайд 55фото
фото
фото
Субъект административного права
Субъект административного правоотношения
Субъект административного права = участник
отношений, регулируемых нормами административного права, у которого возникают определенные субъективные
права и юридические обязанности …носитель прав и обязанностей
П.И.Кононов, Д.Н.Бахрах, А.Б.Агапов, Л.Л.Попов
Субъект административного права – носитель прав и обязанностей.
Субъект административного правоотношения- субъект, реализовавший правосубъектность.
Каждый субъект административного правоотношения субъект права, но не каждый субъект административного права участвует в отношениях
Р.О.Халфина, А.Ю.Якимов
Слайд 56фото
фото
фото
Правосубъектность
Правоспособность – возможность лица иметь субъективные права и нести
юридические обязанности
Дееспособность - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность
лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их
Деликтоспособность – способность отвечать за совершение противоправных действий
Слайд 58фото
фото
фото
Тезис о разграничении правоспособности и дееспособности – спорный.
Выработать единые
условия вступления в правоотношения невозможно.
Режим правосубъектности властных и невластных
субъектов различен.
Слайд 59фото
фото
фото
Статус субъекта
Общий
Специальный
- студент;
- налогоплательщик;
- владелец земельного участка в пограничной
зоне;
-военнослужащий;
-инвалид и др.
Письмо Министра обороны РФ от 21.03.2012 N 205/2/180
Перечне ограничений и запретов, распространяющихся на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту>
участвовать в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы;
обсуждать и критиковать приказы командира, реализуя свое право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации;
Слайд 60фото
фото
фото
Классификация субъектов
по особенностям формирования и выражения воли:
индивидуальные
коллективные
по
критерию того, какой интерес отстаивает субъект в административных правоотношениях
действующие
от имени государства
действующие в частных интересах
Слайд 62фото
фото
фото
Правовое положение частных лиц
в административных правоотношениях
Условия правосубъектности индивидуального
частного лица:
возраст
вменяемость
наличие гражданства РФ
социальное положение
Условия правосубъектности частного коллективного субъекта:
принятие и
вступление в силу решения о создании
назначение должностных лиц
Слайд 63фото
фото
фото
Предмет конституционного права и предмет административного права
Конкретизация конституционных прав
и обязанностей
Первичное предоставление права (процедуры, полномочия, формы)
Слайд 64фото
фото
фото
право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства
Слайд 65фото
фото
фото
Соотношение с коллективными правами
«Граждане имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан,
в том числе юридических лиц» («О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ)
«Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации» (О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях т 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ)
Ограничения для коллективного частного субъекта (79-ФЗ, но 59-ФЗ – ПКС РФ № 19 2012 г.)
Слайд 66фото
фото
фото
Гарантии реализации прав граждан в административных отношениях
юридические (материальные
и процессуальные)
организационные (самостоятельная судебная система, административная защита, создание специализированных
органов защиты прав граждан)
Слайд 67фото
фото
фото
Обязанности индивидуального субъекта – пределы их дозволенного поведения
обязанность соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы;
обязанность платить законно установленные налоги
и сборы;
обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
обязанность нести военную службу
Слайд 68фото
фото
фото
Участие частного индивидуального субъекта в административно-правовых отношениях
Идентификация субъекта, в
т.ч. гражданство
Полноправное участие в административных правоотношениях с 18 лет /
снижения возраста
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Розничная продажа алкоголя несовершеннолетним
Закон СПб от 29 января 2014 г. "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге
Несовершеннолетние для целей закона
Слайд 69фото
фото
фото
Участие частного индивидуального субъекта в административно-правовых отношениях
Момент возникновения правосубъектности
Предоставление
услуг несовершеннолетним лицам
Родители и законные представители в административных правоотношениях
Часть 4
ст.43 Конституции РФ Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Ст.32.2 КоАП РФ При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Слайд 70фото
фото
фото
Статья 62 (часть 3) Конституции РФ Иностранные граждане и
лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Слайд 71фото
фото
фото
1) Условия пребывания / проживания
Временное пребывание
Срок: виза, б/в
(90*180),
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов,
содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить срок временного пребывания (ст.5.1 25.07.2002 г. №115-ФЗ).
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Слайд 72фото
фото
фото
Временное проживание
Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на
временное проживание в Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 4 апреля
2003 г. N 193.
Подтверждение права проживания вне квоты. Верховный Суд РФ. Решение от 18 ноября 2009 № ГКПИ09-1454.
Изменение места проживания
Постоянное проживание
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Слайд 73фото
фото
фото
2) Участие в трудовых отношениях
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и
членов их семей (19 ноября 2010 г.) деятельность, связанная с привлечением
трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда
Договор о ЕАЭС
Стороны учреждают Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.
Национальный порядок
!!!Постановление ВС РФ от 14 февраля 2018 г. N 83-АД18-1
!!! Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 24 октября 2016 г. по делу N А53-22119/2015
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Слайд 74фото
фото
фото
3) Ограничение передвижения. Разрешительный порядок.
Постановление Правительства РФ от 11
октября 2002 г. N 754
Решение Верховного Суда РФ от 20
мая 2014 г. N АКПИ14-326. Оспаривание перечня территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Слайд 75фото
фото
фото
4) Меры административного принуждения
Административное выдворение
Статья 3.10 КоАП РФ Административное выдворение
за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Статья
18.8 (часть 1 и часть 3) КоАП РФ и Конституция РФ (ст. 38), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.8), Конвенция о правах ребенка (ст.8,9)
Депортация
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Слайд 76фото
фото
фото
Должностное лицо осуществляет общественно полезную деятельность, которая заключается
в том, что указанное лицо своими действиями, решениями определяет и
реализует публичный интерес.
2. Должностное лицо замещает определенный пост в единоличном либо коллегиальном органе публичной власти или органе публичного управления.
3. Должностное лицо является носителем публичной, административной власти. При этом полномочия могут носить как внешний, так и внутренний характер.
Должностное лицо – субъект административного правоотношения
Слайд 77фото
фото
фото
Должностное лицо - исключительно индивидуальный субъект (для целей ответственности
- ИПБЮЛ).
Ст.12 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 «должностное лицо
юридического лица» (любые организационно-правовые формы)
Закон РФ № 2202-1 «О прокуратуре РФ». Статья 24. Направление представлений в адрес должностных лиц не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и иных организаций.
Статья 29.13 КоАП РФ – …вносят соответствующим должностным лицам…представление о принятии мер по устранению причин и условий.
Должностное лицо – субъект административного правоотношения
Слайд 78Классификация субъектов
административного права
Слайд 79фото
фото
фото
Должностное лицо – субъект административного правоотношения
Физическое лицо, замещающее по
основаниям и в порядке, установленном…, должность, реализующее компетенцию соответствующего органа,
учреждения или организации или собственную компетенцию, действующее от имени РФ, субъекта РФ или МО, наделенное внутренними
и (или) внешними организационно-распорядительными полномочиями
ДЛ, самостоятельный единоличный орган публичной власти, реализует собственные функции
ДЛ в штате органа публичной власти
Физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленном…
учредительными документами организации, действующее от имени указанной организации , выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Работники организаций
Слайд 80Классификация субъектов
административного права
Слайд 81фото
фото
фото
Организация – субъект административных правоотношений…образование:
Внешне организационно выраженное
Юридически оформленное
Выступает самостоятельно,
от своего имени
Носитель административных прав и обязанностей (особенности… субъекты малого
и среднего предпринимательства…вопросы административной ответственности, контроля и надзора)
Административно-правовой статус организаций
Слайд 82фото
фото
фото
(а) организации, которые главным образом нацелены на участие в
гражданских правоотношениях
(государственные унитарные предприятия, казенные предприятия); цель извлечение прибыли/социально-значимая
деятельность
ПКС РФ от 18.07.2012 № 19 в целях осуществления полномочий органов … могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта РФ, государственные учреждения субъекта РФ и другие организации. Будучи учредителем соответствующих организаций, создаваемых для обеспечения реализации публично значимых функций, субъект РФ вправе возлагать на такие организации обязанности, не противоречащие их определенному федеральным законодательством статусу.
Административно-правовой статус организаций
Слайд 83фото
фото
фото
(б) организации, выполняющие публично-правовые функции, в рамках публичных правоотношения,
но без властных полномочий (государственные учреждения)
Вопрос о предмете административного
права. Горизонтальные отношения.
РФ, субъект РФ, МО
в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий
в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта
вправе возложить на создаваемые для выполнения работ, оказания услуг в указанных сферах учреждения обязанности
Административно-правовой статус организаций
Слайд 84фото
фото
фото
(в) организации, наделенные властными полномочиями (государственные органы)
Критерии различия
правового статуса:
источник финансирования
наличие властных полномочий
Соотношение государственных органов и органов государственной
власти
Административно-правовой статус организаций