Слайд 1Фотокорреспонденты в условиях экстремальной ситуации
Лекция 8
Слайд 4Василий Верещагин
«Апофеоз войны»
Слайд 11Роберт Капа
Для военного фотокорреспондента пропустить вторжение — все равно, что
отказаться от свидания с Ланой Тернер!
Слайд 12
«Loyalist Militiaman at the Moment of Death, Cerro Muriano,
September 5, 1936»
Слайд 14Испорченные кадры
Лаборант допустил небрежность при проявке, в результате которой все
пленки, были сильно перепроявлены.
Слайд 15Испорченные кадры
Из 106 снятых в тяжелейших условиях кадров удалось спасти
только 10
Слайд 16Капа во время высадки союзников
Я чувствовал жуткий страх,
сотрясающий все тело. Но я снимал и снимал, дрожащими руками
перезаряжал камеру и снова снимал, повторяя все время фразу, которая прилипла ко мне со времен войны в Испании: «Es una cosa muy seria» («Это очень серьезное дело»).
Он использовал три пленки, сделал 106 фотографий.
Слайд 25Агентство «Магнум фото»
www.magnumphotos.com
1947 год
Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджерс, Дэвид
Сеймур
Париж, Лондон, Нью-Йорк
менее сотни фотографов одновременно
использовать фотоаппарат Leica
фотографировать для
агентства Magnum Photo
не допускать постановочных съёмок, кадрирования фотографий
Слайд 30Джеймс Нахтвей
www.jamesnachtwey.com
Судан, 1993
Слайд 34Роберт Диамент
Разрушенные при налете вражеской авиации здания в Мурманске
Слайд 35Андре Зукка
Солдаты люфтваффе в оккупированном Париже
Слайд 36Марк Редькин,
Залп реактивных минометов БМ-13 («Катюша») в Берлине
Слайд 37Марк Редькин
Беженцы идут по Фридрихштрассе в Берлине после окончания боев
Слайд 38
Марк Редькин
Красноармейцы Батраков и Тамберидзе
на границе с Восточной Пруссией
Слайд 39Яков Рюмкин
Лошадь на улице разрушенного Сталинграда
Слайд 40Яков Рюмкин
Группа советских мирных жителей идет по разрушенному Сталинграду
Слайд 41Яков Рюмкин
Пленный немецкий солдат в эрзац-валенках в поле под Сталинградом
Слайд 42
Наталья Боде , специальный фотокорреспондент фронтовой газеты «Красная Армия», фотографируется
на разбитом немецком пикирующем бомбардировщике Ю-87 «Штука» (Junkers Ju 87)
Слайд 43Давид Трахтенберг
Два советских кинооператора на позициях войск на Пулковских высотах.
Зима 1943—1944 годов
Слайд 44Давид Трахтенберг
Трупы ленинградцев на пустыре около Волкова кладбища
Слайд 45Тони Фрисселл
Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2
Слайд 46Евгений Халдей
Истребители «Харрикейн» 151-го британского авиакрыла пролетают над оленем в
Заполярье
Слайд 47Евгений Халдей
Советские офицеры возлагают цветы на могилу Штрауса
Слайд 48Евгений Халдей
Сын полка с ППС-43 на улице Будапешта
Слайд 49Николай Хандогин
Неожиданная встреча советского солдата со своей матерью после парада
на ленинградской улице
Слайд 50Николай Хандогин
Родственники везут на кладбище умершего блокадника
Слайд 51Иван Шагин
Советские беженцы за приготовлением еды у входа в землянку
Слайд 52Аркадий Шайхет
Бывшие узницы с тележкой в концлагере на территории Германии
Слайд 53Владимир Сварцевич (АиФ)
Косово, 1999
Слайд 55Владимир Сварцевич
Косово, 1999
Во всех аэропортах Москвы были специальные шкафы для
хранения матриц центральных печатных изданий. Через эти ячейки мы и
отправляли плёнки. Ни разу не было такого, чтобы у меня или у моих коллег что-то пропало. Вот такой был тогда «Интернет».
Слайд 56Владимир Сварцевич
Северный Кавказ, 90-е
Слайд 57Владимир Сварцевич
Московский путч, 1991
Слайд 58Дмитрий Костюков
Ещё во времена чеченской кампании появилась тенденция: фоторедакторы стали
ждать снимков не конкретных событий, а конкретных авторов — Стенли
Грина, Юры Козырева.
Слайд 59Дмитрий Костюков
Когда снимал войну в Грузии, то я выигрывал с
этими фотографиями много конкурсов, но у самого у меня было
ужасное настроение. Это состояние нормальное, не бойтесь его.
Слайд 61Дмитрий Костюков
Южная Осетия, 2008
Слайд 62Дмитрий Костюков
Южная Осетия, 2008
Слайд 63Максим Баландюх
Южная Осетия, 2008
Слайд 64Эрик Прозес
Южная Осетия, 2008
Не обошлось и без мерзотни. Осетинские ополченцы
мародерствовали прямо на трассе Тбилиси-Сухуми, подставляя русских на глазах у
всего мира, отнимая у корреспондентов видеотехнику и автомобили. Имхо эти кадры должны показать русскому народу то, что осетины в Южной Осетии - это прежде всего лишь карта в геополитической игре.
Тогда на трассе было угнано 3 автомобиля, 2 из которых вернул российский офицер, который впоследствии получил все шишки от журналистской братии.
Слайд 65Казбек Басаев
Южная Осетия, 2008
Слайд 66Казбек Басаев
Южная Осетия, 2008
Слайд 67Георгий Абдаладзе
Южная Осетия, 2008
Слайд 68Стенли Грин
Ирак, 2004
“…Я видел, как в Эль-Фаллудже сожгли американцев, сделали
из них барбекю, потом повесили сожженные тела на мосту, и
взрослые и дети отрезали от них кусочки. На память. Сувениры от американских солдат. А я фотографировал – я, американец, смотрел и фотографировал. Это мне уже никогда не стряхнуть…”
Слайд 75Катастрофа самолета SSJ-100
Индонезия, 2012
Слайд 76Катастрофа самолета SSJ-100
Индонезия, 2012
Слайд 77Аркадий Бабченко
Киргизия, 2013
В Киргизии я отказался снимать задержанных на блокпосту
узбеков, якобы снайперов, в качестве доказательства мне предъявляли найденные у
них строительные патроны. Я сказал, что это чушь, снимать не стану. Тогда это сработало.
Слайд 80Дмитрий Беляков
Итак, зачем я их снимал? Это не военно-патриотический проект.
Не пропаганда спецслужб. Наоборот, я это снял вопреки запретам, бюрократическим
барьерам, предрассудкам и сопротивлению самых различных пресс-служб и центров по содействию не знаю чему и кому… Я называю это историко-фотографическим проектом.
Слайд 81Дмитрий Беляков
Позывной «Аллигатор»
Слайд 82Дмитрий Беляков
Полковник В.П. Емышев
Слайд 83Игорь Гаврилов: «Чтобы стать хорошим фотографом – снимай, снимай и
снимай, и люби это дело»
Слайд 84Александр Гращенков: «Фотография – это то, как я вижу мир,
в тот момент, когда нажимаю на спуск затвора»
Слайд 85Юрий Козырев: «Трагедия всегда происходит с каким-то конкретным человеком, и,
если мир узнает его историю, значит, я хорошо сделал свою
работу»
Слайд 88Сергей Максимишин: «Часто мы снимаем не «жизнь», а реакцию «жизни»
на фотографа. Да и вопрос «правды» в фотографии не так
прост…»
Интересную историю мне как-то рассказал Гарик Пинхасов. Он снимал то ли в Риге, то ли в Вильнюсе расстрел демонстрантов ОМОНом. Была ночь и его за рукав потянули снимать убитых. Кто-то поднял брезент и Гарик со вспышкой сфотографировал едва различимые в темноте тела погибших. Непроявленные пленки он отправил в Париж. Когда он увидел резкие и яркие картинки с трупами и лужами крови, он был поражен — ведь это неправда, потому что этого никто не мог видеть — было темно…
Слайд 90Михаил Вяткин
Это самая больная история. Одна журналистка задала мне вопрос:
«Скажите, а зачем вы 28 раз ездили в Чечню?» И
война, и Арктика жутко затягивают. Иными отношениями между людьми. Поехать на войну и снять войну — разные задачи
Никто нас не ждет ни на войне, ни в тюрьме, ни в больнице. Невольно мы становимся свидетелями жизни, где свои законы, о которых мирным людям лучше не знать.
Слайд 91Ирина Денисова
Спасибо за внимание!
Слайд 92Задание на лекции
Основные правила работы журналиста в условиях природной катастрофы
и взаимодействие с МЧС.