Слайд 1 Франция 18 века
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Презентация для учащихся 7
класса ДХШ № 2
Преподаватель Голикова М.В.
Слайд 2ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Со второго десятилетия 18 века начался новый период развития
французского искусства. Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой
демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
Французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» – они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества».
Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий – за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни.
Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.
Слайд 3Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты
во главе с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше придали французской
культуре 18 века общеевропейское значение.
Ж. Л. де Бюффон создал «Естественную историю» – величественную поэму о природе. Во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой истории был возведен гигантский памятник – написана многотомная Энциклопедия.
Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и хороводами. Уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. Расширился диапазон французского искусства
Слайд 4Сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их
мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее
благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.
Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.
Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.
Слайд 5Период регенства
Франция эпохи Регентства (начало XVIII века) К моменту смерти Людовика
XIV 1 сентября 1715 года единственным законным претендентом является правнук
короля, пятилетний ребенок — Людовик, герцог Анжуйский (будущий Людовик XV).
Перед своей смертью король назначил Филиппа Орлеанского регентом королевства. Вся Франция надеется, что новый правитель будет совсем не похож на своего прадеда.
Своей резиденцией регент выбрал Пале-Рояль.
Филипп Орлеанский вёл активную переписку с Петром I, полагая, что Россия может быть надёжным союзником для Франции. (Союз Франции, Пруссии и России был заключён в Амстердаме 4 августа 1717 года). Имела место и личная встреча царя и регента: Пётр находился в Париже с 7 мая по 20 июня 1717 года. В результате этой встречи возник смелый проект — женитьба Людовика XV на младшей дочери Петра — Елизавете.
Слайд 6Филипп II Орлеанский
Художник Жан Батист Сантер
Пале Рояль (Королевский дворец)
Слайд 7Французский двор эпохи Регентства имел самую дурную репутацию в Европе.
Его именовали не иначе, как «вертеп». Однако герцог Орлеанский старался
оградить маленького короля от дурного влияния своих придворных — молодой Людовик XV был поручен заботам добродетельной герцогини де Вантадур и священнику де Флёри (будущему кардиналу).
8 декабря 1722 года в возрасте семидесяти одного года скончалась принцесса Елизавета Шарлотта Пфальцская. Смерть любимой матери так потрясла регента, что вызвала тяжелейшую депрессию.
2 декабря 1723 года Филипп Орлеанский скончался в Версале на руках своей возлюбленной — мадам де Фалари. Похоронен в Сен-Клу. Сердце регента находится в Королевской капелле в Дрё.
Елизавета-Шарлотта Пфальцская
Гиацинт Риго
Слайд 8В эпоху Людовика XIV носили платья очень сложного покроя, с
четким геометрическим силуэтом.
Во многом в качестве реакции на строгость этого
стиля в начале эпохи Регентства (1715-1723 гг.) в моду входит платье под названием robe volante (летящее платье), похожее на пеньюар или дезабийе. Раньше подобные костюмы носили только в домашней обстановке, теперь же оно становится городской одеждой. Robe volante носили поверх корсета и нижней юбки.
Слайд 9Антуан Ватто
Французский рисовальщик и живописец Жан Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от
бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью.
Между
1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа.
Там он нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку за чтением» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
В 1704 становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин, изображавших сцены итальянской комедии. Возможно, что учёба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности.
Слайд 10Интерес к театральной образности, — возникший, возможно, в ранние годы
в Валансьене и сложившийся в период ученичества у Жилло —
стал одной из самых ярких примет его нового стиля. Но в произведениях Ватто нет реальных театральных сцен, конкретной обстановки. Он придумывает свои ситуации, свои мизансцены, заменяя декорации условным пейзажным фоном.
Актеры Французской комедии. Между 1711 и 1717. Эрмитаж
Любовная песня. Ок. 1717. Лондонская национальная галерея
Слайд 11
«В истории искусства „Жиль“ практически не имеет аналогий.
Мало кто вообще
писал актеров. Тем более никто не решался показать актера в
полном бездействии. Для самого Ватто это было шагом отважным: написать фигуру в самой середине холста, заполнив большую его часть широким, совершенно скрывающим тело комедианта балахоном, а в глубине изобразить лица других актеров, весельем и оживлением резко контрастирующие с почти неподвижным лицом героя. <…> Лишенный жестов и мимики, симметрично и плоско вписанный в холст, он спокойно существует во времени, словно навсегда остановившемся для него. Ему чуждо все, что скоротечно и преходяще. Суета за его спиной — в движениях актеров. Смех и веселье зрителей — перед ним. А он остается неизменно недвижным, со смешным и трогательным укором в круглых, ласковых и умных глазах…»
— М. Ю. Герман («Антуан Ватто»)
Слайд 12Вывеска лавки Жерсена, 1720. Дворец Шарлоттенбург, Берлин.
Бытовая сцена с изображением
интерьера заведения (в стиле «антикварных лавок» Тенирса) полна метафор –
размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV .
Слайд 13Паломничество на остров Киферу
(1-й вариант). 1717. Лувр, Париж
Сюжет картины
изображает аллегорическое паломничество современных Антуану Ватто персонажей на остров Киферу,
культовый центр богини любви и красоты Афродиты.
Первый вариант «Паломничества на остров Киферу» был создан Ватто в качестве обязательной картины для баллотирования в полные члены Королевской академии художеств.
Слайд 14Второй авторский вариант в середине XVIII века был приобретён для
художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого. Ныне этот вариант, для
отличия получивший немного изменённое название: «Высадка на остров Киферу», экспонируется в берлинском дворце Шарлоттенбург.
Слайд 15Жан-Марк Натье 1685 -1766
Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от
своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В
пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. По заказу короля Людовика XIV Жан-Марк Натье писал репродукции картин Рубенса из серии «Истории Марии Медичи» картинной галереи Люксембургского дворца.
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и по его заказу написал портреты царя и российской императрицы Екатерины
Жан-Марк Натье является создателем нового стиля живописи — исторического портрета (фр. portrait historié). Картины Натье обожествляют и идеализируют образ женщин, которых мастер изображал на своих в холстах облачёнными в одеяния мифических персонажей.
Картины Жан-Марка Натье хранятся в Лувре, Версале, Эрмитаже, Пушкинском музее Москвы, Дрезденской картинной галерее и в других многочисленных художественных музеях мира. Многие картины художника находятся в частных коллекциях.
«Портрет Жан-Марка Натье» работы Луи Токке (конец 1740-х гг.) Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Слайд 16Екатерина I Петр I п-т работы Натье Эрмитаж
Слайд 17П-т князя Куракина, жуд. Натье (Эрмитаж),
п-т Мадам де Пампадур, худ. Натье (Версаль)
Слайд 18Луи Токке 1696-1772, — французский художник-портретист.
Учился сперва у Н. Бертена,
а потом у Ж.-М. Натье. Ещё в молодости стал выставлять
свои работы в парижском салоне, каждый раз с большим успехом, и удостоился написать портреты королевы, дофина и его супруги, благодаря чему получил известность не только во Франции, но и за её пределами. В 1734 году стал членом Парижской академии.
В 1756 году приехал в Санкт-Петербург, где провёл восемнадцать месяцев, в течение которых исполнил несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны (из них два, во весь рост, — в Романовской галерее Зимнего дворца и в Большом Царскосельском дворце, один, коленный, — в Александровском Царскосельском дворце и другой коленный — в Версальском дворце близ Парижа)
В 1769 году вторично посетил Копенгаген, причём был избран в члены тамошней академии. Произведения Токке отличаются правильным рисунком и приятным колоритом.
Жан-Марк Натье. Портрет Луи Токке.1739 г.
Слайд 19Портрет дофина Людовика (1739),
Портрет графини Екатерины Головкиной Государственный Эрмитаж
Слайд 20
Портрет российской императрицы Елизаветы Петровны (1758), Государственный Эрмитаж
Слайд 21Людовик XV (фр. Le Bien Aimé; 1710 — 1774) —
король Франции c 1 сентября 1715 года из династии Бурбонов.
Его правление — одно из самых длительных в мировой истории. Оно характеризуется расцветом французской культуры, так называемой эпохой рококо, но его многолетнее правление ознаменовалось постепенным упадком экономики и нарастанием напряжённости в стране. По легенде, ему принадлежит фраза «После меня хоть потоп».
В 1726 году король объявил, что он берет бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флёри, который руководил страной до своей смерти в 1743 году.
Людовик XV. Портрет работы ван Лоо.
Кардинал Флёри (Гиацинт Риго)
Слайд 22Ввиду слабого здоровья Людовика и опасения, чтобы в случае бездетной
его смерти, его дядя испанский король Филипп V не изъявил
притязания на французский престол, герцог Бурбон поспешил женить короля на Марии Лещинской, дочери экс-короля Польши Станислава.
На период правления Людовика XV приходится ведение двух разорительных войн, за польское наследство и за австрийское. Первая, по крайней мере, присоединила к владениям Франции Лотарингию, на престол которой был возведён тесть короля Станислав Лещинский. Вторая, начавшись в 1741 году при благоприятных условиях, велась с переменным успехом до 1748 года и закончилась Аахенским миром, по которому Франция вынуждена была уступить неприятелю все свои завоевания в Нидерландах взамен уступки Филиппу Испанскому Пармы и Пьяченцы.
В 1756 году вспыхнула Семилетняя война, в которой Людовик стал на сторону Австрии, традиционной противницы Франции, и после целого ряда поражений вынужден был заключить в 1763 году Парижский мир, лишивший Францию многих её колоний (между прочим — Индии, Канады) в пользу Англии, которая сумела воспользоваться неудачами своей соперницы, чтобы уничтожить её морское значение и разрушить её флот. Франция опустилась до уровня третьестепенной державы.
Король умер от оспы 10 мая 1774 г.
Мария Лещинская и дофин Людовик, Алексис-Симон Белль.
Слайд 23Рококо (фр. rococo от rocaille «скальный»)
В XIX в. стиль рококо
неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства
барокко».
Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715—1722).
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Что интересно, молодость тут выражалась при помощи румянца на лице нарисованного персонажа.
Слайд 24Франсуа Буше (1703–1770)
Франсуа́ Буше́— французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель
художественной культуры рококо.
Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо,
Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа
Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга
Слайд 25Творчество Франсуа Буше
Пейзажи и пасторали
Написанные им пейзажи окрестностей Бове и
Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых
они создавались, на станковые полотна. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке.
С темой сельских пейзажей связаны и пасторали Буше, тоже строящиеся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене молодым миловидным поселянам.
Мифологические и библейские сцены
Декоративный талант и фантазия художника проявились и в мифологических сценах. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной гамме.
В духе академической традиции художник пишет и библейские сцены, отсутствие внутреннего драматизма восполняется в них эмоциональной живописной манерой и ярким колоритом.
Жанровые сцены
В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей — дам, занятых туалетом и беседой со служанками, но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением
Портреты
Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур.
Игра в китайские шахматы, гравюра из коллекции музея Метрополитен
Слайд 26Маркиза де Помпадур
Портрет работы Франсуа Буше
Жанна-Антуанетта Пуассон 1721— 1764 официальная
фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении
20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.
Слайд 27Шарль-Андре ван Лоо
1705—1765
Французский придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы
де Помпадур, «первый художник» при дворе Людовика XV.
Ван Лоо происходил
из старинной семьи художников, выходцев из Фландрии.
Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста и сопровождал его в поездках в Италию в 1712—1715 и в 1716—1718 годах.
В 1720 Шарль-Андре приезжает в Париж , где он служит помощником своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (1724).
В 1728 году художник приезжает в Италию. Здесь он пишет многочисленные полотна на религиозную и мифологическую тематику.
На портрете кисти племянника, Луи-Мишеля ван Лоо
Слайд 281. Портрет императрицы Елизаветы Петровны
2. Мария Лещинская королева Франции и
Наварры
3. Людовик XV
Слайд 29П-т Мадам де Помпадур
П-т Марии – Антуанетты в коронационном платье
Слайд 30Клод Жозе́ф Верне́ 1714 — 1789 — французский живописец.
Учился в
Италии у Бернардино Ферджони и стал одним из самых выдающихся
пейзажистов своего времени. В течение двадцати лет Верне жил в Риме, где изучал ландшафтных дизайнеров и морских художников, таких как Клод Желле. При жизни прославился, в основном, изображением морских бурь, которые, в частности, нравились российскому императору Павлу I.
Его большие холсты приобретались для украшения дворцов по всей Европе, в настоящее время находятся во всех крупных европейских музеях.
Одна из крупнейших коллекций — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. С рисунков К. Ж. Верне делались гравюры.
Портрет кисти Элизабет Виже-Лебрен
Слайд 31«Вход в Палермский порт при лунном свете». 1769. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
Водопад в Тивполи, 1737. Кливлендский музей искусств
Слайд 32Жан-Оноре Фрагонар 1732 - 1806
Жан-Оноре́ Фрагона́р— французский живописец и
гравёр. Работал в стиле рококо. Создал более 550 картин
Сперва
ученик Ж.-Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Прежде чем отправиться в Рим, он продолжал учиться в течение трех лет под руководством Шарля-Андре ван Лоо. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Однако позднее, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше.
Слайд 33Иеровоам приносит жертву идолам
1752. Академия изящных искусств, Париж.
Слайд 34«Молодая читательница»
холст, масло. 81,1 × 64,8 см
Национальная галерея искусства,
Вашингтон.
Картина Жана Оноре Фрагонара, написанная около 1769 года. Принадлежит
к серии «причудливых портретовс моделями в экстравагантных костюмах, написанных в быстрой манере широкими мазками кистью.
Работа принадлежит скорее к жанровой живописи, нежели к портрету, и остаются неизвестными как обстоятельства её написания, так и изображена ли на ней реальная женщина
Слайд 35Сперва ученик Ж.-Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Прежде чем
отправиться в Рим, он продолжал учиться в течение трех лет
под руководством Шарля-Андре ван Лоо.
«Поцелуй украдкой»
Холст, масло. 45 × 55 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 36Жан батист симеон шарден 1699 —1779
Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н) —
французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один
из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени.
Автопортрет
Слайд 37Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на
натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная
домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности
«Молитва перед обедом»
(1744, Государственный Эрмитаж)
Слайд 38Жан-Батист Шарден, -"Мыльные пузыри"
(Вашингтонская нац. галерея)
Слайд 39Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г., Государственный Эрмитаж) выполнена
по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии
художеств
Слайд 40Морис Кантен де Латур 1704—1788 — французский портретист, работавший преимущественно
пастелью.
Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кантен, и
явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников.
С английским посланником отправился в Египет, работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца.
Был превосходным пастелистом.
Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Академии художеств; в 1746 году он был избран в её действительные члены, а в 1750-м получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет.
Автопортрет, 1751, пастель на бумаге.
Слайд 41Жан-Батист Грёз, 1725-1805.
В раннем возрасте проявил талант к рисованию.
Первоначально
учился в Лионе под руководством Грандона, потом в парижской Академии
художеств. Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию».
Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж , не добившись успеха, обратился к бытовому жанру, благодаря чему, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.
Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику.
К концу жизни обеднел и умер в нищете.
Автопортрет
Слайд 42
Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века,
Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве
воспитания нравов.
В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дени Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Избалованное дитя, 1760–е
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 43(“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В своих
жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дени Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Слайд 44Портреты четы Шуваловых Екатерины и Андрея
Слайд 45Дени Дидро
1713 - 1784
Д. Г. Левицкий портрет Дидро
Луи-Мишель Ван Лоо п-т Дидро
В 1765 году Дидро с целью улучшить своё материальное положение он выразил желание продать свою знаменитую библиотеку. Русский посол в Париже с 1762 года, князь Д. А. Голицын посоветовал Екатерине II купить это собрание. После смерти Дидро библиотека была выставлена в одном из залов Эрмитажа.
Французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).
Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).
Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.
Слайд 46Просветитель переписывался с императрицей, помогал советами и консультациями в области
художественного образования и практики России, выполнял различные поручения императорского двора
по приобретению произведений искусства: «Фактически именно Дидро заложил основу западноевропейской коллекции Эрмитажа, выступая как поверенный в делах князя Д. А. Голицына и в этой функции сыграв решающую роль в приобретении для России ряда выдающихся по своему значению частных собраний, в том числе замечательного барона Кроза» - крупное частное собрание произведений искусства, сформированное в первой половине XVIII века и принадлежавшее французской семье Кроза́.
Портрет Дени Дидро работы О. Фрагонара
Слайд 47Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил
путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество
Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года – последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность.
"Изобразительное искусство, – писал Дидро, – нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в "Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше.
Слайд 48Людовик XVI 1754-1793 (после 21 сентября 1792 официально именовался Луи
Капет по имени его предка Гуго Капета, основателя династии Капетингов
) — король Франции из династии Бурбонов, сын дофина Людовика Фердинанда, наследовал своему деду Людовику XV в 1774 году.
Последний монарх Франции Старого порядка. При нём после созыва Генеральных штатов в 1789 году началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. 21 сентября 1792 года низложен, предан суду Конвента и вскоре казнён на гильотине.
Людовик XVI в 1775 году
портрет работы Жозефа Дюплесси
Слайд 49Мари́я-Антуане́тта 1755 — 1793, младшая дочь императора Франца I и
Марии-Терезии.
Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года, королева
Франции и Наварры (с 10 мая 1774 года) После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.
Мария-Антуанетта
Jean-Baptiste André Gautier-Dagoty
Слайд 50Мария-Антуанетта играет на арфе Jean-Baptiste André Gautier-Dagoty
Мария-Антуанетта в девичестве (портрет
Лиотара)
Слайд 51Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене
и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского.
Детство
и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн, в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи.
Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы.
Несмотря на старания педагогов, современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Ее воспитатель аббат Вермон писал: «У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать.»
Замужество в 14 лет.
Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией- Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией.
Восшествие на престол Людовика XVI 10 мая 1774 года было встречено с энтузиазмом: все восприняли его как окончание долгой эпохи фаворитизма и ожидали перемен к лучшему. Супруга короля имела репутацию доброй, милосердной, щедрой и великодушной женщины.
Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало.
Ещё одной дорогой игрушкой для неё стал дворец Трианон
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён
Мария-Антуанетта Австрийская портрет
работы Элизабет Виже Лебрён
Слайд 53Мария-Антуанетта вместе с детьми, кисти Виже-Лебрен, 1787.
Нападение жирондистов на Тюильри.
Мария-Антуанетта защищает своих детей