Слайд 1Французская Shanson
Работу выполнили: Антонова Екатерина и Александрова Александра
Группа: АХ/19-1б
Слайд 2Shanson– это светская многоголосная песня, создателем которой считают Клемана Жанекена.
Представители: Жиль Беншуа, Йоханнес Окегем, Жоскен Депре, Клеман Женекен, Антуан
Бюнуа.
Слайд 3Shanson появилась во французских аристократических кругах еще в период раннего
Ренессанса. В XVII в становится одним из самых популярных жанров,
распространенных далеко за пределами Франции. Содержание shanson чаще всего связанно с образами любовной лирики, как правило, повествует о житейских радостях и невзгодах, о военных походах и сражениях, о любовных горестях и печали.
Поэзия становится более утончённой и манерной, вместо грубоватой и несколько фривольной тематики песен XV в. (Клеман Маро, Пьер Ронсар, Этьен Жодель, Реми Белло).
Слайд 4Основополагающее значение становления многоголосной shanson сыграла народная песня. Источником shanson
служили популярные мелодии не относящиеся к фольклорной традиции, а взятые
из сочинений композиторов- профессионалов.
Слайд 5Изначально shanson опирался на музыкально-тематический материал к которому присоединялись другие
голоса. Но с конца XVв. техника композиции шансон меняется. Мастера
Высокого Возрождения выстраивают многоголосное сочинение разделами «многоэтажных» (многозвучных по вертикали) комплексов, координирующим началом в которых выступают ритм, имитация, созвучие.
Shanson существовал не только как самостоятельный жанр: ее материал проникал в произведения самых разных форм (муз. части месс, мотетов, основы инструментальных сочинении и т.д.)
Слайд 6Одним из важнейших периодов в развитии shanson составляют творчество композиторов
нидерландской школы (Дюфаи, Окегем). Композиторы этой школы создают род многоголосной
песни характеризующейся высокой степенью полифоничности.
Слайд 7Во второй половине XV в. shanson приобретает новое свойство: в
её вертикали значительно уменьшается число диссонансов, голоса становятся более певучими,
между ними чаще вводятся имитации, tempus perfectum( 3-х дольный) сменяются tempus imperfectum(2-х дольный).
Слайд 8Shanson Жоскена Депре знаменует собой одну из вершинных фаз в
развитии этого жанра.
Во-первых, меняется характер самого тематизма, он становится
более собранным в интонационном и ритмическом отношении, чётким по структуре, более определенном в ладовом решении.
Во-вторых, это как правило уже четырех- ,пяти-, шестиголосные произведения с равнозначными и тематически идентичными голосами вовлечёнными в сложные имитационные отношения. Их структура напоминает мотетную форму, в которой в каждой строке текста соответствует своя фраза мелодии интонационно излагающаяся во всех голосах. СКРИНШОТ
После Жоскена Депре с одной стороны shanson продолжает развиваться с формой сквозного имитационного строения, в которых каждой строчке текста соответствует своя мелодическая фраза. С другой стороны создается shanson аккордово-гармонического склада, свободно акцетированного напева с мелодией уже не в теноре, а в верхнем голосе.
Слайд 9Впервые черты аккордового письма проникают в шансон еще у Обрехта,
Брумеля, Изаака. Позднее гармоническое начало отчетливо выражено в творчестве Сертона,
Жанекена, Орландо Лассо. Однако их shanson строится, как правило, на сочетании двух типов изложения: гомофонного и полифонического.
Слайд 10Композиторы второй половины XVI в. (Клод Лежен, Гийом Котле) создают
чисто аккордовую шансон в ее вертикали преобладают трезвучные аккорды в
соединении которых намечаются нормы голосоведения классической гармонии.
Музыка shanson второй половины XVI в. становится живой, яркой, разнообразной. Она перекликается с выразительным стилем musica reservato – искусства воспроизведения предметов и образов, смысл слов и понятий.
Слайд 11Внимание к тексту, стремление передать в музыке его сюжетную сторону
органично подводят к рождению, так называемой, программной shanson, искусным мастером
которой был Клеман Жанекен («la guerre», «le chasse», «la caquet des femmes»).
Важно также отметить тяготение композиторов XVI в. к развёрнутой многочастной пьесе показательным в этом отношении является shanson Ле Женно «Ma mingnonne» состоящая из восьми частей каждая из которых развивает одну и ту же тему, но предназначена для разного количества голосов.
Слайд 12Выводы
Значение shanson в музыке XV-XVI вв. было огромно, его можно
было бы сравнить со значением сонаты и концерта в XIX
в.. Благодаря shanson, музыкальное искусство эпохи возрождения обогатилось разнообразием поэтических сюжетов и форм. Оно впитало в себя наиболее яркие народно-бытовые традиции. Песня стимулировала творческое отношение мастеров строгого стиля к избранной модели – музыкально – поэтическому источнику, в достаточной мере пополнив сферу выразительных приёмов новыми художественными средствами.