Слайд 1ФРАЗЕОЛОГИЯ
Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений
В.В. Виноградов
Слайд 2ФРАЗЕОЛОГИЯ
Фразис –
Логос – «выражение» «учение»
Фразеология - состав фразеологических
сочетаний в языке
Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.
Слайд 3Признаки фразеологизмов:
1. Устойчивость
2. Воспроизводимость
3. Целостность значения
Слайд 4Фразеологизмы и их признаки
Признаки свободных словосочетаний
Признаки фразеологизмов
1. Любое из слов
можно заменить другими словами
1. В их составе нельзя заменять слова
по своему желанию
2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность
3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
Слайд 5Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова
Зарубить на носу
– запомнить
Как в воду глядеть – предвидеть
За милую душу –
охотно
Слайд 6Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы, омонимы
Тёртый калач – стреляный воробей
Непочатый
край – раз-два и обчёлся
Пустить петуха (поджечь)
Пустить петуха (фальшиво спеть
ноту)
Слайд 7Способы образования
фразеологизмов
ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА РУССКОГО ЯЗЫКА
СВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ РУССКОЙ
РЕЧИ
ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИНОЯЗЫЧНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Слайд 8Стилистическая окраска фразеологизмов может быть:
Нейтральной (время от времени, находить общий
язык, от мала до велика)
Возвышенной (хлеб насущный, краеугольный камень)
Просторечной (содрать
три шкуры, воротить нос, семь пятниц на неделе)
Слайд 9ДЕЛЕНИЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
РУССКОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЗАИМСТВОВАННЫЕ
СТАРОСЛАВЯНСКИЕ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ
«ЧИСТЫЕ» ЗАИМСТВОВАНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАЛЬКИ
Слайд 10Источники русских фразеологизмов
Исконно русские фразеологизмы: овчинка выделки не стоит; зубы
заговаривать; а ларчик просто открывался: попасть впросак; еле-еле душа в
теле; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; а Васька слушает да ест; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил.
Старославянские: попал как кур в ощип; без году неделя; исчадие ада; по образу и подобию; блажен тот, кто смолоду был молод; во время оно.
Заимствованные: играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; вавилонское столпотворение; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята.
Слайд 11Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов
1. Искажение смысла (на выпускном вечере
мы спели свою лебединую песню)
2. Нарушение состава: включение лишних или
исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы)
Слайд 123. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми
нитками)
4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо
«…лукаво»)
Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов
Слайд 13Художник В.И.Тильман
http://idioms.chat.ru/09/pix/212.gif
Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками?
Золотые руки
Водить за нос
Вошёл
в историю
Слайд 14Художник В.И.Тильман
http://idioms.chat.ru/09/pix/212.gif
Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками?
Ехать зайцем
Слайд 15Художник В.И.Тильман
http://idioms.chat.ru/09/pix/212.gif
Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками?
Медведь на ухо наступил
Делать
из мухи слона
Слайд 16Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками?
Художник В.И.Тильман
Слайд 17Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками?
Художник В.И.Тильман
Слайд 18Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками?
Художник В.И.Тильман
Слайд 19Фразеологические загадки
Отгадайте, о чем идет речь.
1. Его вешают, приходя
в уныние; его задирают, зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут; не
ладоши, а ими хлопают, не бельё, а развешивают
3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
4. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
5. Её набирают в рот, когда молчат.
6. Его держат за зубами.
Слайд 20
Найдите пары фразеологизмов-антонимов
вставлять палки в колеса
хоть
пруд пруди
кот наплакал
дать зеленый свет
приносить пользу
выйти из себя
одержать победу
наносить
вред
взять себя в руки
терпеть поражение
Слайд 21Припомните не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь
зверя и птицы.
?
?
?
?
?
?
?
?
Слайд 22Переделайте предложения, включив в них устойчивые сочетания
Он умеет всё делать
Он много болтает
Он быстро побежал
И пошёл он сам не зная
куда
Он с утра в плохом настроении
Дела обстоят совсем плохо
Слайд 23С.Р. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
1) волк в
овечьей шкуре
2) тише воды и ниже травы
3) вольная птица
4) заячья
душа
Слайд 24С.Р. В каком предложении нет фразеологического оборота?
1. Сам я стараюсь
с ними держаться на дружеской ноге.
2. Он объявил им, что
ноги его не будет в этом доме.
3. Девочка сидела на диване, поджав ноги.
4. Можно было подумать, что ещё нога не ступала в этих диких местах.
Слайд 25С.Р. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1.
Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны
2. Душа
уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку
3. Выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы
4. Прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар
Слайд 26С.Р. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) капля в море,
сколько душе угодно
2) воспрянуть духом, повесить голову
3) выеденного яйца не
стоит, цены нет
4) как две капли воды, как с гуся вода
Слайд 27Домашнее задание
Упражнение 1. Выпишите из текста фразеологизмы, раскройте их смысл.
Проснулся
я сегодня ни свет ни заря. Перекусил чем Бог послал и
сломя голову бросился в школу. Всю дорогу бежал не чуя ног под собой. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас за тридевять земель находится. Бежал я сметая все на своем пути. Прибежал к звонку тютелька в тютельку. Да все равно в калошу сел - забыл дома учебник. Пришлось возвращаться повесив голову. Учебник схватил в охопку да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю чувствую: контрольная-то уже на носу. Забегаю в класс красный как рак. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто не в зуб ногой. А тут еще учитель на меня смотрит как удав на кролика и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стоя и молчу как воды в рот набрал.