Слайд 1ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.)
2002 г.
Слайд 2Цель
повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за
счет внедрения и массового распространения ИКТ
создание технологических предпосылок для развития
гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации
расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей
Слайд 3Задачи
сформировать эффективную нормативно-правовую базу;
обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия органов государственного
управления и местного самоуправления;
обеспечить условия для повышения эффективности использования информационных
технологий в экономике;
обеспечить повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет модернизации системы образования на базе ИКТ;
Слайд 4Задачи
содействовать развитию независимых СМИ;
содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий,
организаций и граждан к телекоммуникационным сетям, к общедоступным электронным библиотекам
и базам данных;
сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления, единой образовательной информационной среды России
Слайд 5Этапы реализации Программы
2002 г. - формирование институциональных предпосылок к реализации
мероприятий ФЦП
2003-2004 гг. – реализация организационных мероприятий по развитию проектов
по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами
2005-2010 гг. - создание предпосылок для массового распространения ИКТ в экономике
Слайд 6совершенствование регулирования в сфере ИКТ;
обеспечение информационной прозрачности и открытости гос-ва
для гражданского общества;
модернизация органов власти;
взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и
создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор
образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;
содействие развитию независимых СМИ;
развитие инфраструктуры публичных сетей доступа
Направления реализации ФЦП
Слайд 7Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ
Цель: создание правовых предпосылок для
широкого использования информационных технологий в обществе и бизнесе, а также
во взаимоотношениях государства с гражданами и организациями
Слайд 8Задачи
расширение правового поля равноправного использования электронных форм информации наряду с
другими видами носителей,
сокращение числа ограничений и барьеров в создании,
распространении и использовании информационных продуктов и технологий,
обеспечение равных прав доступа ко всем источникам несекретной информации
Слайд 9Принципы нормативно-правового регулирования
обеспечение единства информационного пространства на территории России;
минимизация препятствий
для интеграции РФ в межд. системы информационного обмена;
обеспечение права каждого
на доступ к открытым гос-венным и общественным информ.ресурсам;
гласность и открытость разработки правовых норм;
создание равных условий конкуренции и устранение монополизма на рынке ИКТ;
установление равноправности электронных документов и документов на других носителях;
"гармонизация" законодательства.
Слайд 10Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства
ЗАДАЧИ:
максимальное расширение объема информации,
предоставляемой государством обществу,
создание эффективной системы предоставления общественных услуг гражданам
в наиболее удобной для них форме,
формирование механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственных организаций
Слайд 11Принципы
открытость, информационная полнота, прозрачность деятельности государственных органов;
обеспечение условий для установления
"обратной связи" и развития взаимодействия между государством и гражданами, в
т.ч. повышение доверия граждан к государству
Слайд 12Модернизация органов власти
развитие системы внутриведомственного документооборота;
развитие систем межведомственного электронного документооборота,
обеспечивающих сокращение сроков обработки различных документов между органами государственной власти
и местного самоуправления;
развитие систем горизонтального взаимодействия региональных и местных органов власти
Слайд 13Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами
снижение текущих издержек предприятий по
взаимодействию с государством, органами местного самоуправления
создание предпосылок к переводу
в электронную форму большинства видов обязательного взаимодействия предприятий с государством и органами местного самоуправления
Слайд 14Задачи
обеспечить совместимость делопроизводства и документооборота в государственных органах с открытыми
международными стандартами;
установить последовательность перехода к безбумажному документообороту.
Слайд 15Образование и наука
создание единой информационно-образовательной среды.
модернизация профессионального образования в
области ИКТ, его содержательного и структурного обновления, формирования современного материально-технического
оснащения учебного процесса
Слайд 16Направления деятельности
создание современной методической и материально-технической базы в ведущих вузах;
формирование
кадровой и материально-технической базы в учебных заведения;
создание нормативно-правовой базы информатизации
образования;
развитие внутренней информационной инфраструктуры школах и университетах;
разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников бюджетных организаций
Слайд 17Программа развития среднего специального и высшего образования в сфере ИКТ
разработка
квалификационных и образовательных стандартов новых профессий, связанных с использованием ИКТ;
разработка
и издание предметной методической литературы;
ускоренная подготовка преподавателей, осуществляющих обучение студентов и учащихся специальным курсам в области ИКТ;
обеспечение эффективной координации предметных программ высшего и среднего специального образования с потребностями частного сектора экономики в сфере ИКТ
Слайд 18Содействие развитию независимых СМИ
подготовка сотрудников редакций для работы с
современными средствами ИКТ;
организация доступа к информации через интернет, в том
числе – к электронным базам данных, интернет-представительствам и архивам органов власти всех уровней, электронным версиям ведущих отечественных и зарубежных СМИ;
помощь в разработке и поддержке собственных электронных версий, в том числе через предоставление каналов связи и услуг хостинга
Слайд 19Развитие инфраструктуры
публичных сетей доступа
инвентаризация и организация регулярного мониторинга доступа
бюджетных организаций к информационным сетям.
разработка программы поэтапного подключения территориальных подразделений
федеральных органов власти и бюджетных организаций к информационным сетям.
реализация проектов по информатизации государственных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, а также местных СМИ, центров общественного доступа к сети интернет
Слайд 20Концепция формирования электронного правительства до 2010 г.
2008 г.
Слайд 21Цели формирования электронного правительства
Повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг;
Повышение
открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности
доступа к ней;
Повышение качества административно-управленческих процессов;
4. Предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет;
5. Создание системы межведомственного электронного документооборота.
Слайд 22Приоритеты формирования электронного правительства
Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к
информации о деятельности государственных органов
Предоставление государственных услуг с использованием ИКТ
Создание
единой инфраструктуры обеспечения электронного взаимодействия
Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота
Формирование нормативной правовой базы формирования электронного правительства
Слайд 23Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности
государственных органов
развитие ведомственных сайтов в Интернете;
формирование инфраструктуры общественного доступа к
размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах организациям и гражданам;
создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами
Слайд 24Задачи МФЦ
реализация принципа "одного окна";
организация деятельности, касающейся полного информирования граждан
и организаций по вопросам предоставления гос-венных услуг;
сокращение количества документов, предоставляемых
заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;
сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного документационного взаимодействия;
Слайд 25Задачи МФЦ
организация информационного обмена данными между органами государственной власти;
организация взаимодействия
с заявителями, а также с территориальными органами государственной власти;
организация работы
по приему документов, необходимых для получения гос-венной услуги;
организация доставки полученных документов в соответствующие территориальные органы государственной власти, а также получение и обработка результатов предоставления государственных и муниципальных услуг
Слайд 26Приоритетные группы госулуг, доступных через Интернет
государственные услуги в сфере учета
объектов недвижимости, а также регистрации прав на них и сделок
с ними;
государственные услуги в сфере обеспечения социальной помощи и социальных выплат;
государственные услуги по оформлению правового состояния граждан;
государственные услуги в сфере получения разрешений для предпринимательской деятельности
Слайд 27Создание единой инфраструктуры обеспечения электронного взаимодействия
создание единой межведомственной сети обмена
данными, которая объединит ведомственные и региональные информационные сети и обеспечит
возможность передачи данных в электронной форме на межведомственном уровне;
формирование общероссийского государственного информационного центра
Слайд 28Формирование нормативной правовой базы формирования электронного правительства
развитие зак-ва РФ,
обеспечивающего использование электронной цифровой подписи;
внесение изменений в нормативные правовые акты
о закупках товаров для гос-венных нужд;
внесение изменений в нормативные правовые акты РФ с целью урегулирования отношений, связанных с внедрением в органах гос-венной власти систем электронного документооборота,;
подготовка системы законов, регламентирующих вопросы информационного взаимодействия органов гос. власти в процессе выполнения закрепленных за ними функций.
Слайд 29Этапы формирования электронного правительства
2008 г.: разработка необходимых нормативно- правовых и
нормативно-технических документов, регламентирующих порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан
к информации о деятельности государственных органов, а также предоставления государственных услуг.
2009-2014 гг.: внедрение в широкую практику деятельности органов гос-венной власти типовых ведомственных технологических решений, а также завершение создания межведомственных компонентов информационного взаимодействия и введение их в промышленную эксплуатацию
Слайд 30Стратегия развития информационного общества в РФ
2008 г.
Слайд 31Цель формирования информационного общества в РФ
повышение качества жизни граждан,
обеспечение
конкурентоспособности России,
развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни
общества,
совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий
Слайд 32Задачи
формирование современной информационной инфраструктуры,;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной
защиты населения;
совершенствование системы гос-венных гарантий конституционных прав человека и
гражданина в информационной сфере;
развитие экономики РФ на основе использования ИКТ;
Слайд 33Задачи
повышение эффективности гос-венного управления, взаимодействия общества и с органами гос-венной
власти;
развитие науки и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере
ИКТ;
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации;
противодействие использованию потенциала ИКТв целях угрозы национальным интересам России
Слайд 34Российская модель построения информационного общества
ЛЕКЦИЯ 12
Слайд 35Принципы развития информационного общества
партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
свобода
и равенство доступа к информации и знаниям;
поддержка отечественных производителей
продукции и услуг в сфере ИКТ;
содействие развитию международного сотрудничества в сфере ИКТ;
обеспечение национальной безопасности в информационной сфере
Слайд 36Направления реализации Стратегии
в области формирования современной информационной инфраструктуры;
в области повышения
качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе использования
ИКТ;
в области совершенствования системы гос. гарантий прав и свобод человека;
в области развития экономики Российской Федерации на основе использования ИКТ;
в области повышения эффективности госуправления, качества и оперативности предоставления госуслуг;
Слайд 37Направления реализации Стратегии
в области развития науки, технологий, техники и подготовки
кадров в сфере ИКТ;
в области сохранения культуры многонационального народа РФ;
в области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России
Слайд 38В области формирования современной информационной инфраструктуры
создание инфраструктуры широкополосного доступа на
всей территории РФ;
повышение доступности для населения и организаций современных
услуг в сфере ИКТ;
формирование единого информационного пространства;
модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам
Слайд 39 В области повышения качества образования, медицинского обслуживания,соцзащиты
населения
расширение использования ИКТ для развития новых форм и методов обучения,
в том числе дистанционного образования;
внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;
предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием ИКТ
Слайд 40развитие законодательных механизмов
В области совершенствования системы госгарантий
прав и свобод человека
Слайд 41В области развития экономики Российской Федерации на основе использования ИКТ
стимулирование
применения организациями и гражданами ИКТ;
создание условий для развития отечественной
индустрии информационных технологий;
привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных технологий;
создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
стимулирование создания новых компаний, занятых производством ИКТ;
увеличение экспорта продукции в сфере ИКТ;
развитие системы региональной информатизации
Слайд 42В области повышения
эффективности госуправления
обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального
информационного обмена;
интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
увеличение объемов
и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;
совершенствование системы предоставления государственных услуг гражданам
Слайд 43В области развития науки, технологий, техники и подготовки кадров в
сфере ИКТ
развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники;
создание условий
для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований, а также расширение обмена, научной информацией;
создание правовых, организационных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы;
повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области ИКТ.
Слайд 44в области сохранения культуры многонационального народа РФ
развитие системы библиотечных фондов;
поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;
формирование
госзаказа на создание кинематографической и печатной продукции, интернет-ресурсов в области культуры;
поддержка деятельности организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей в обществе;
пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;
сохранение культурного наследия России
Слайд 45 В области противодействия использованию ИКТ в целях угрозы национальным
интересам РФ
обеспечение безопасности функционирования информационной инфраструктуры;
обеспечение безопасности функционирования ИКТ
ключевых объектов инфраструктуры РФ;
повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информсистем;
создание единой системы информационного обеспечения нужд государственного управления;
совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования ИКТ во враждебных целях;
Слайд 46 В области противодействия использованию ИКТ в целях угрозы национальным
интересам РФ
обеспечение неприкосновенности частной жизни, соблюдение требований по обеспечению безопасности
информации ограниченного доступа;
противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия
Слайд 47Международное сотрудничество
участие в разработке международных норм права, регулирующих отношения в
области использования глобальной информационной инфраструктуры;
участие в международном информационном обмене;
участие в формировании системы международной информационной безопасности;
участие РФ в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки и техники;
участие в разработке международных стандартов в сфере ИКТ
Слайд 48Государственная Программа «Информационное общество» 2011-2020 гг.
2011 г.
Слайд 49Цель
получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за
счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента,
применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Слайд 50Подпрограммы
Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в
информационном обществе
Построение электронного правительства и повышение эффективности гос.управления
Развитие российского
рынка ИКТ, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий
Слайд 51Подпрограммы
Преодоление высокого уровня различия в использовании ИКТ регионами, различными слоями
общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества
Обеспечение безопасности в
информационном обществе
Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия
Слайд 52Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в
информационном обществе
развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства
с использованием информационных технологий;
перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
повышение открытости деятельности органов государственной власти;
создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, ЖКХ, образования и науки, культуры и спорта
Слайд 53Построение электронного правительства и повышение эффективности гос.управления
формирование единого пространства
электронного взаимодействия;
создание государственных межведомственных информационных систем;
создание справочников и классификаторов, используемых
в государственных и муниципальных информационных системах;
повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
Слайд 54Построение электронного правительства и повышение эффективности гос.управления
создание инфраструктуры пространственных
данных Российской Федерации;
развитие системы учета результатов НИОКР, выполненных в рамках
государственного заказа;
обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
создание специальных информационных систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота
Слайд 55Развитие российского рынка ИКТ
стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;
подготовку
квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
развитие экономики и финансовой сферы
на основе использования ИКТ;
формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
развитие технопарков в сфере высоких технологий
Слайд 56Преодоление высокого уровня различия в использовании ИКТ регионами
развитие телерадиовещания;
развитие
базовой инфраструктуры информационного общества;
популяризацию возможностей и преимуществ информационного общества;
повышение готовности
населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий
Слайд 57Обеспечение безопасности в информационном обществе
противодействие использованию ИКТ в целях
угрозы национальным интересам РФ;
обеспечение технологической независимости РФ в отрасли информационных
технологий;
развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, а также безопасность информации ограниченного доступа;
обеспечение развития законодательства РФ и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий
Слайд 58Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия
оцифровка объектов культурного
наследия, включая архивные фонды;
развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа
к цифровому контенту.
Слайд 59Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 гг
и на перспективу до 2025 г.
Утверждена Распоряжением Правительства РФ от
1 ноября 2013 г. №2036-р
В стратегии дана оценка текущему состоянию отрасли, определены цели её дальнейшего развития и пути их достижения, а также описаны риски реализации стратегии и способы их минимизации..
Слайд 60Структура
I. Общие положения
II. Состояние и перспективные направления развития отрасли информационных
технологий (ИТ)
1. Современное состояние российской отрасли ИТ
2. Развитие
отдельных сегментов отрасли ИТ
3. Роль ИТ в экономике государства
4. Роль государства в развитии отрасли ИТ
5. Принципы, цели и задачи развития
отрасли ИТ
Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 гг и на перспективу до 2025 г.
Слайд 61III. Основные направления реализации Стратегии
1. Развитие кадрового потенциала и
образования отрасли ИТ
2. Стимулирование работы высококвалифицированных
специалистов отрасли ИТ в
России
3. Популяризация ИТ как сферы деятельности
4. Улучшение институциональных условий развития отрасли ИТ
5. Международное сотрудничество и поддержка экспорта
6. Исследовательская деятельность в области ИТ
7. Приоритетные направления исследований и разработок в области ИТ
8. Поддержка развития малого бизнеса
9. Стимулирование появления лидеров отрасли ИТ мирового масштаба
10. Информатизация экономики и долгосрочный заказ на ИТ со стороны государства
11. Обеспечение информационной безопасности
12. Повышение грамотности населения в области ИТ
13. Статистическое обеспечение и актуализация классификаторов отрасли ИТ
Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 гг и на перспективу до 2025 г.
Слайд 62IV. Внешние условия развития отрасли ИТ
V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
VI. Организационно-финансовое обеспечение реализации Стратегии
VII. Риски и способы их
минимизации
Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 гг и на перспективу до 2025 г.
Слайд 63Концепция региональной информатизации
Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014
г. №2769-р
В 2006 г. была утверждена Концепция региональной информатизации. Период
её действия завершился в 2010 году, с 2010 по 2014 год документ, определяющий направления развития и процесс координации информатизации в субъектах РФ, отсутствовал.
Слайд 64Концепция региональной информатизации
Срок действия Концепции — до 2018 г.
В
Концепции предложены основные принципы развития информационно-коммуникационных технологий по 12 направлениям
в различных сферах социально-экономического развития субъектов Федерации, в том числе в образовании, здравоохранении, транспортной сфере и других.
Слайд 65Структура
I. Введение
II. Использование ИКТ для социально-экономического развития регионов
III. Повышение
качества предоставления государственных и муниципальных услуг
IV. Обеспечение доступа граждан
к информации о деятельности органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления
V. Организационное и инфраструктурное обеспечение
региональной информатизации
VI. Порядок реализации Концепции
Концепция региональной информатизации
Слайд 66V. Организационное и инфраструктурное обеспечение
региональной информатизации
1. Управление региональной информатизацией
(функции)
2. Органы управления региональной информатизацией:
Министерство связи и массовых коммуникаций
Организационно-методическая поддержка взаимодействия - Совет региональной информатизации.
3. Координация расходов на информатизацию
4. Формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры
VI. Порядок реализации Концепции
Концепция региональной информатизации
Концепция региональной информатизации
Концепция региональной информатизации
Концепция региональной информатизации
Слайд 674. Формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры
- Инженерная инфраструктура
- Региональный сегмент
телекоммуникационной инфраструктуры
- Региональный сегмент инфраструктуры хранения
и обработки данных
- Программно-аппаратные средства обеспечения
информационной безопасности
- Региональная информационно-телекоммуникационная
инфраструктура электронного взаимодействия
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
- Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)
- Средства использования электронной подписи
- Региональный реестр государственных и муниципальных услуг
Концепция региональной информатизации
Слайд 68- Порталы государственных и муниципальных услуг
- Личный кабинет пользователя
- Многофункциональные центры предоставления
государственных и муниципальных услуг (МФЦ)
- Единый
платежный шлюз
- Система досудебного (внесудебного) обжалования
- Информационные системы обеспечения управленческой
и типовой деятельности
- Информационные системы ведения региональных
и муниципальных информационных ресурсов
- Совместимость государственных информационных систем
Концепция региональной информатизации
Слайд 69Концепция региональной информатизации
Основными целями реализации Концепции являются: повышение качества жизни
граждан за счёт использования информационных и телекоммуникационных технологий; выравнивание уровня
развития информационного общества в субъектах Российской Федерации; формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Слайд 70Концепция региональной информатизации
Основными задачами являются:
- комплексная и согласованная с
целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;
- повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;
повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.