Слайд 1Функциональные блоки мозга
структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека
Слайд 2БЛОКИ МОЗГА — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций
человека, разработанная в нейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной
деятельности мозга как единой системы.
Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3 блоков мозга, каждый из которых вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.
Слайд 4
Ретикулярная формация,неспецифические структуры среднего мозга, лимбическая система, гиппокамп, медиобазальные отделы
лобных долей
Слайд 5Ретикулярная формация - сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в
центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных
буграх).
Слайд 9
Энергетическое обеспечение активности (степени, длительности, избирательности)
Регуляция нейродинаических параметров активности (баланс
возбуждения и торможения
Слайд 10 Регуляция эмоциональныхых и мотивационных состояний
Скорость и легкость выполнения моторных
заданий, реципрокная координация
Обеспечение деятельности (внимания, памяти)
Обеспечение общего тонуса коры (уровня
бодрствования)
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК МОЗГА
Слайд 11Поддержание постоянного тонуса коры имеет 3 источника
Слайд 12II блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (внешней) информации
Включает
зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую анализаторные системы.
Структуры: средние и задние конвекситальные
(наружные) отделы (затылочные, теменные, височные).
Структуры имеют иерархическое строение и состоят из зон трех типов: первичных (проекционных), вторичных (проекционно-ассоциативных) и третичных (зоны перекрытия).
Слайд 15
Первичные – обеспечивают тонкий анализ и переработку соответствующей по модальности
информации Принцип работы соматотопический (точка в точку).
Вторичные – обеспечивают анализ
и синтез разномодальных возбуждений, гностические виды психической деятельности.
Третичные – обеспечивает сложные надмодальные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной
Слайд 16
Первичные: зрительные - 17 проекционное поле; слуховые – 41; кожно-кинестетические
– 3 поле.
Вторичные: гностические поля зрительного анализатора -18,19; слухового -22;
кожно-кинестетического – 1,2,5,7. Обеспечивают гнозис.
Третичные: зоны перекрытия – задний ассоциативный центр 21, 37, 39, 40. Обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, переход от непосредственного наглядного синтеза к уровню символических процессов: оперирование со сложными грамматическими и логическими структурами, с системами чисел и т.д.
Слайд 20ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК
Организация деятельности
Сенсомоторные интеграции
Способность принять инструкцию
Зрительно-мотрные интеграции
Интегративные умения
Речевое развитие
Запас сведений
и знаний
Фонетико-фонематическое восприятие
Артикуляция
Ловкость выполнения
Реципрокная координация
Развитие моторики
Константность восприятия
Пространственное восприятие
Зрительное восприятие
Слайд 21II
Закон иерархического строения корковых зон (деление на первичные, вторичные,
третичные).
Закон убывающей специфичности иерерхически построенных зон. Максимально специфичны первичные поля.
Третичные поля имеют надмодальный характер.
Закон прогрессивной латерализации функций. Первичные зоны обоих полушарий равноценны. На уровне вторичных и третичных зон психические процессы в большей степени обеспечиваются одним из полушарий мозга.
Слайд 22III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля сложных
форм деятельности
Структуры: моторная (4) премоторная (6)и префронтальная (8) кора лобных
долей
Слайд 24Регуляторные функции (произвольная регуляция психической деятельности
Обеспечение целенаправленности поведенческих актов;
Построение программы
действия;
Аутокоррекция по ходу построения программы;
Переключение произвольное;
Фильтрация поступающей информации;
Обеспечение регулирующей функции
речи;
Контроль и сличение полученного результата с требуемым;
Интеграция соматических, психических и социальных процессов, проявляющееся в био-психо-социальном функционировании личности.
Слайд 25Основные нарушения при поражении структур третьего блока
Слайд 26БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
Обеспечение двигательных программ
Способность принять инструкцию и формировать
намерения, программы
Умение планировать
Регуляциия и контроль наиболее сложных форм поведения
Контроль и
сличение результата, фильтрация поступающей информации
Обеспечение регулирующей функции речи