Слайд 1ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
И КОНСАЛТИНГ
Слайд 2Обычно выделяют пять основных функциональных потреб-
ностей организаций, к решению которых
привлекаются консультанты :
• корпоративное развитие — это стратегический консалтинг;
• операционное
развитие — операционный консалтинг;
• организационное развитие — организационный консалтинг;
• информационно-технологическое развитие — ИТ-консалтинг;
• подбор кадров высшего управленческого звена.
Слайд 3Стратегический консалтинг — классическое направление управленческого консалтинга. Консультанты разрабатывают корпоративные
стратегии, проводят стратегическое исследование рынка, определяют стратегическое позиционирование, обеспечивают сделки
по слиянию и поглощению.
Слайд 4Пример
Из практики консультирования по стратегическому управлению
Крупный научно-исследовательский институт был ориентирован
на выполнение долгосрочных заданий государственных организаций.
Слайд 5Операционный консалтинг помогает компаниям повысить эффективность оперативного управления. Консультанты предлагают
услуги по оптимизации бизнес-процессов, финансовых потоков, постановке и налаживанию управленческого
учета,
т.е. разрабатывают решения, способные повысить операционную
эффективность компании.
Слайд 6Пример
• Оптимизация производственных процессов для автомобиле-
строительной компании.
• Обеспечение эффективной интеграции
бизнес-процессов двух
молочных и соковых комбинатов после слияния.
Слайд 7Оганизационный консалтинг помогает повысить эффективность
организационного управления. Консультанты предлагают услуги по
разработке организационной структуры, повышению организационной эффективности, оформлению бизнес-процессов.
Слайд 8Пример
Организация решила создать новый отдел по связям с общественностью и
контактам с представителями прессы и лоббистами.
Слайд 9ИТ-консалтинг — самое динамично развивающееся направление управленческого консалтинга. Информация делает
бизнес более конкурентоспособным, а информационные технологии позволяют автоматизировать процессы сбора,
передачи и анализа информации. Управленческие задачи, на выполнение которых ранее требовались месяцы и огромный штат сотрудников, с помощью ИТ решаются автоматически и мгновенно.
Слайд 10пример
Выбор эффективного ИТ-решения для автоматизации управления взаимоотношениями с поставщиками для
производителя товаров массового потребления.
Слайд 11Подбор персонала (рекрутинг) высшего управленческого звена. Спрос на специалистов такого
уровня значительно превышает предложение. В последнее время консультанты расширили поле
своей деятельности, предоставляя услуги по оптимизации управленческих команд, консультированию по вопросам интеграции управленческих команд при слияниях и поглощениях.
Слайд 12Пример
Крупная организации не смогла выбрать наилучшего кандидата из предоставленных рынком
труда. Слишком часто кандидаты предпочитали другие компании, самые лучшие специалисты
покидали организацию.
Слайд 13ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КОНСАЛТИНГА
ПО ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 15Кратко охарактеризуем виды консалтинговых услуг.
Слайд 16Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента с
целью установления ее достоверности и составления финансово-хозяйственных операций по международному
и национальному законодательству.
Слайд 17Бухгалтерское обслуживание – это ведение бухучета, составление отчетности, анализ финансового
состояния предприятия.
Слайд 18Юридические услуги – это оказание помощи клиенту в подготовке и
правильном оформлении документов, проверка внутренних документов клиента по требованиям законодательства,
представление интересов клиента в суде, консультации
Слайд 19Управленческое консультирование – заключается в предоставлении независимых советов и помощи
по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей,
рекомендации соответствующих мер и помощь в реализации
Слайд 20Инжиниринг – инженерная подготовка и обеспечение процесса производства, строительства и
эксплуатации объектов.
Слайд 21Деловая информация – предоставление экономической, технической, юридической информации по заказу
клиента.
Слайд 22Реклама и отношения с общественностью – объявления, интервью, статьи, рассылка
рекламных материалов, публикации финансовых отчетов, проведение конференций, презентаций и благотворительных
мероприятий
Слайд 23Рекрутмент — это услуги по подбору и оценке кадров.
Консалтинговые фирмы
осуществляют планирование карьеры сотрудников, проводят анализ рынков труда, осуществляют трудоустройство
увольняемых специалистов.
Слайд 24Обеспечение информационными технологиями – разработка и использование компьютерных программ, создание
базы данных и сайтов.
Слайд 25Инвестиционное обслуживание – деятельность кредитно-финансовых институтов по купле-продаже ценных бумаг
Слайд 26Лоббирование осуществляется в форме легального воздействия на органы государственной и
местной власти для создания оптимальных условий деятельности фирмы.
Слайд 27Тренинг — передача знаний и информации о принятии решений. Тренинг
проводится в форме обучения на курсах, проведения конференций, семинаров, практических
занятий с отрывом и без отрыва от производства, направленных на повышение квалификации менеджеров.
Слайд 28СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТОВ
И ВИДЫ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 29Консультант — это специалист, обладающий знаниями в конкретной области, который
приглашен клиентом для выполнения работы, требующей специальных знаний и практических
навыков. Перед консультантом стоит задача не только провести экспертную оценку в качестве специалиста, но и объяснить, убедить, а в ряде случаев и помочь в реализации выработанных рекомендаций.
Слайд 30Пример
Специфику работы любого консультанта, в том числе и в сфере
управленческого
консультирования, хорошо иллюстрирует пример,
приводимый Брайаном Трейси.
Он рассказывает, что как-то
на одной атомной электростанции столкнулись с серьезной проблемой
Слайд 31Из этого примера видно, какими профессиональными
чертами должен обладать консультант:
1)
он имеет определенный специфический статус;
2) в рамках рыночных отношений он
использует свои знания и интеллект как товар;
3) в его распоряжении имеется определенный методический инструментарий;
4) в своей деятельности консультант работает с информацией — собирает и анализирует факты, делает заключения, вырабатывает рекомендации;
5) консультант обеспечивает профессиональный подход к оказанию услуг.
Слайд 32Консультанты как профессионалы должны удовлетворять
целому ряду требований, выступающих критериями профессионализма.
М. Кубр выделил ряд таких требований
Слайд 331. Интеллектуальные способности:
• способность усваивать материал быстро и легко;
• способность
наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать
факты;
• здравые суждения;
• индуктивный и дедуктивный
логический ход мысли;
• способность к синтезу и обобщению;
• творческое воображение, оригинальное мышление.
Слайд 342. Способность понимать людей и работать с ними:
• уважение к
мнению других людей, терпимость;
• способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции;
•
легкость в налаживании человеческих контактов;
• способность завоевывать доверие и уважение;
• вежливость и хорошие манеры;
• способность выслушивать собеседника.
Слайд 353. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
• стабильность в поведении и действиях;
•
независимость в выводах;
• способность противостоять давлению извне и справиться с
фрустрацией и неуверенностью;
• способность действовать уравновешенно и в спокойной объективной манере;
• самоконтроль во всех ситуациях;
• гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
Слайд 364. Личная напористость и инициатива:
• нужная степень самоуверенности;
• здоровое честолюбие;
•
дух предпринимательства;
• мужество, инициатива и самообладание в действии.
Слайд 375. Этика и честность:
• искреннее желание помочь другим;
• исключительная честность;
•
способность осознать границы собственной компетентности;
• способность признавать ошибки и извлекать
уроки из неудач.
Слайд 386. Физическое и умственное здоровье:
• способность переносить специфические рабочие и
бытовые нагрузки консультантов по вопросам управления.
Слайд 39В соответствии со знаниями, умениями и опытом происходит определенная специализация
консультантов. Принято прежде всего выделять консультантов-универсалов (их иногда называют дженералистами)
и консультантов-специалистов.
Слайд 40Различают внешних (внештатных) и внутренних (штатных)
консультантов.
Слайд 41Внешние — это независимые консультационные
фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услу-
ги
клиентам на основе соответствующих договоров.
Слайд 42Внутренние —
это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате
Слайд 43Профессия консультанта основана
на двух навыках — умении проводить анализ и
умении на основе этого анализа вырабатывать рекомендации, имеющие практическую направленность.
Как внешние, так и внутренние консультанты обладают целым рядом достоинств и недостатков.
Слайд 44Несомненное достоинство внутренних консультантов: они
хорошо знают свою организацию, им нет
необходимости тратить
время на подробное ознакомление с деталями решаемой проблемы.
Слайд 45Однако есть целый ряд отрицательных моментов в их использовании:
• им
надо платить постоянную зарплату и тратить деньги на их обучение;
•
деятельность внутренних консультантов не подвергается критике со стороны, и их ошибки редко обнаруживаются;
• у внутренних консультантов отсутствует возможность накапливать опыт на основе работы в других отраслях или фирмах;
• их положение может привести к безынициативности и отсутствию творческого подхода;
• внутреннему штату может не хватать управленческих навыков и инноваторского отношения при выполнении трудного проекта.
Слайд 46Внешние консультанты
Их преимущества таковы:
• внешние консультанты приглашаются на определенный период
для решения конкретной проблемы;
• в условиях отсутствия собственных специалистов в
данной
области внешние консультанты рассматриваются как специалисты, способные решить проблему;
• привлечение консультантов извне дает предприятию возможность получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблемы;
• обладая необходимой методологической базой, они обеспечивают системный подход к проведению аналитических работ;
• внешние консультанты дают относительно беспристрастный анализ, так как не зависят от руководителя предприятия и от бизнеса компании, не связаны какими-либо взаимоотношениями с другими сотрудниками организации;
Слайд 47К недостаткам можно отнести:
• недостаточное количество информации о компании;
• отсутствие
гарантии качества оказываемых услуг. Этот риск можно минимизировать, используя систему
выбора консультантов;
• использование стандартных, не адаптированных с учетом
особенностей конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа ситуации;
• возможность ввести клиента в определенную зависимость от своих услуг;
• продавая время и рабочий потенциал своих сотрудников, внешние консультанты, как правило, заинтересованы в максимизации прибыли.
Слайд 48С точки зрения методологии проведения консалтинга различают экспертное (нормативное, ресурсное),
процессное и обучающее консультирование.
Слайд 49В рамках экспертного консультирования
клиент предоставляет консультанту информацию, контролирует его деятельность,
усваивает его рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения.
Слайд 50При процессном консультировании помимо вышеуказанного клиент принимает участие в разработке
рекомендаций.
Слайд 51при обучающем консультировании персонал клиента тратит дополнительное время на учебные
занятия.
Слайд 52Вместе с тем в конкретных проектах или на их различных
стадиях могут применяться комбинации всех трех перечисленных видов консультирования, и
тогда оно становится
экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.
Слайд 53Если в западных странах осуществляется преимущественно
процессное и экспертно-процессное консультирование, то
в
Украине наибольшее распространение до сих пор получало экспертное и экспертно-обучающее
консультирование.
Слайд 54Различие между экспертным, процессным и обучающим консультированием устраняется во введенном
на Всемирном конгрессе консультантов в Иокогаме (1996) понятии «интегративное
(интегрированное) консультирование».