Слайд 1г. Сыктывкар, 2017 год
Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики
при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны на территории
Республики Коми
Слайд 22017 год
Общие положения
Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления МЧС
России по Республике Коми (далее – Главное управление) включает вопросы
правоприменительной практики соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Настоящим обзором проанализирована и дана оценка деятельности Главного управления по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, исходя из задач, установленных законодательством о гражданской обороны, законодательством об административных правонарушениях, об организации контроля и защиты прав юридических лиц.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28), постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2007 № 305 «О государственном надзоре в области гражданской обороны» (далее – постановление Правительства РФ № 305), Приказ МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Главное управление наделено полномочиями по осуществлению государственного надзора за выполнением требований в области гражданской обороны и мероприятий по гражданской обороне (далее - государственная функция).
Государственную функцию осуществляют следующие уполномоченные органы государственного надзора в области гражданской обороны и должностные лица органов государственного надзора в области гражданской обороны:
1. Главное управление, в лице:
1.1. Начальника Главного управления.
1.2. Структурного подразделения Главного управления, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны – управления надзорной деятельности и профилактической работы, в лице:
заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы и его заместителей;
должностных лиц управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.
1.3. Отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления в лице:
начальников отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы городов (районов) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, и их заместителей;
сотрудников отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.
Слайд 32017 год
I Правоприменительная практика организации и осуществления государственного надзора в
области гражданской обороны
При организации и осуществлении государственного надзора в области
гражданской обороны на территории Республики Коми, органы уполномоченные осуществлять государственный надзор руководствуются следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28 –ФЗ «О гражданской обороне»;
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-постановление Правительства РФ № 489);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;
приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении административного регламента министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (далее – Административный регламент);
приказом МЧС России от 26.12.2014 № 731 «Об утверждении перечня должностных лиц министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
иными нормативными правовыми актами.
Деятельность должностных лиц осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с:
ежегодным планом проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
ежегодным планом проведения проверок субъектов надзора;
Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 294, постановления Правительства РФ
№ 489, утверждены начальником Главного управления 19.10.2016 и размещены на официальном сайте Главного управления в сети
интернет: (http://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plan_provedenija_planovih_proverok).
Слайд 42017 год
I Правоприменительная практика организации и осуществления государственного надзора в
области гражданской обороны
Плановые и внеплановые проверки в 2016 году проводились
в соответствии с положениями Федерального закона № 294, Федерального закона № 28, постановлением Правительства РФ № 305, Административным регламентом.
Должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы и должностными лицами территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы за 2016 год проведено 58 проверок, из которых 30 плановых (АППГ- 29, 3,3%) и 28 внеплановых проверок (АППГ – 47, - 40,4%). Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).
По итогам проверок вручено 17 предписаний (АППГ – 27, - 37%), предложено к исполнению 59 мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в области гражданской обороны, устранено 95 (АППГ – 251, -62,1%) нарушений, процент устранения нарушений составил 95% (АППГ – 91%).
Возбуждено 23 дела об административных правонарушениях (АППГ 30, - 23,3%), в том числе в отношении должностных лиц составлено 9 административных протоколов (11 за АППГ, - 18,1%), в отношении юридических лиц составлено 14 административных протоколов (19 за АППГ, - 26,3%).
Все материалы административных дел рассмотрены судами, из них назначено 19 административных наказаний виде административного штрафа (82 %) от общего числа рассмотренных материалов административных дел, 4 административных дела (17 %) прекращены.
За два месяца 2017 года проведена 1 плановая проверка субъекта надзора в области гражданской обороны. Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).
Внеплановых проверок за два месяца 2017 года не запланировано.
За указанный период 2017 года к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области гражданской обороны юридические и должностные лица не привлекались.
Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145.
Обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушений требований и мероприятий по гражданской обороне в 2016 году и за два месяца 2017 года в Главное управление не поступало.
Обращений на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, от должностных и юридических лиц не поступало.
Информация о номере единого «телефона доверия» постоянно размещается в сети Интернет. Вместе с этим, номер единого «телефона доверия» размещен на бланках писем управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, информационных стендах отделов (отделений) управления надзорной деятельности и «бегущей строке», размещенной на здании Главного управления.
Внедрение новых подходов к осуществлению надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами
разъясняющего, консультативного, обучающего характера, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику
нарушений требований в области гражданской обороны.
Организация и проведение указанных мероприятий в 2017 году проводится в соответствии с «Программой профилактики
нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на тер -
Слайд 52017 год
I Правоприменительная практика организации и осуществления государственного надзора в
области гражданской обороны
- ритории Республики Коми на 2017 год».
Основными направлениями
профилактической работы являются:
предупреждение нарушений населением и подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, и как следствие снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов;
повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности контрольно-надзорных органов Министерства;
разъяснение населению и подконтрольным субъектам системы обязательных требований, правил безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайной ситуации;
В 2016 году Главным управлением продолжена работа, направленная на пропаганду знаний в области гражданской обороны среди населения.
В конце февраля – начале марта 2016 года в Республике Коми прошли мероприятия, посвящённые празднованию Всемирного дня гражданской обороны: дни открытых дверей в пожарно-спасательных подразделениях, уроки безопасности, военно-патриотические игры, классные часы в образовательных организациях и др. Всего прошло 140 различных мероприятий, в которых приняло участие более 100 тысяч человек.
С 4 октября по 3 ноября в Республике Коми прошел месячник гражданской обороны.
В рамках месячника в образовательных организациях Республики Коми был проведен Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности», посвященный Дню гражданской обороны.
Формат открытого урока был различным:
Беседы и уроки (с демонстрацией презентационных материалов, показом фильмов, раздачей памяток), в ходе которых до подрастающего поколения была доведена информация о праздновании Дня гражданской обороны, системе гражданской обороны Российской Федерации в целом, истории ее становления и роли в обеспечении безопасности страны.
Проведение Дней открытых дверей в пожарно-спасательных подразделениях.
Демонстрация пожарной и спасательной техники.
Проведение практических мероприятий по эвакуации, правилам пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, средствами медицинской защиты, первичными средствами пожаротушения, правилам оказания первой помощи.
В открытом уроке приняли участие 346 общеобразовательных организаций и 93880 учащихся, а также 25 образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования и 25220 студентов.
К проведению открытого урока было привлечено 174 сотрудника подразделений Главного управления.
В учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне, функционирующих на территории Республики Коми, в рамках
месячника проведено 350 занятий с неработающим населением, из них – 60 лекций, 20 – вечеров вопросов и ответов, 100 –
консультаций, 40 – показов учебных фильмов, 130 – других мероприятий. Общий охват населения составил 105000 человек.
Слайд 62017 год
I Правоприменительная практика организации и осуществления государственного надзора в
области гражданской обороны
Также пропаганда знаний в области ГО велась с
использованием средств массовой информации (далее – СМИ).
Всего в 2016 году в СМИ размещено и опубликовано материалов:
- в печатных – 238 (АППГ – 224);
- на республиканских телеканалах – 237 сюжетов и передач (АППГ – 197);
- на федеральных телеканалах – 376 сюжетов и передач (АППГ – 296);
- на радио – 2415 информаций (АППГ – 1089);
- в информационных агентствах – 1749 материалов (АППГ – 1541);
- иные интернет-издания – 3963 материала (АППГ – 3484);
- в блогосфере размещено 11182 информационных сообщения (АППГ – 8822).
-на официальном сайте Главного управления в текущем году размещено 1128 материалов (АППГ – 1092).
На технических средствах информирования населения, размещенных в местах массового пребывания людей, в 2016 году 5391360 раз транслировались ролики Главного управления о сложившейся оперативной обстановке и порядке действий при чрезвычайных ситуациях.
Главным управлением в ходе проведения различных массовых мероприятий в 2016 году распространено свыше 12000 учебных и наглядных пособий, памяток и листовок по вопросам ГО и защиты от ЧС.
Как положительный опыт необходимо отметить организацию информирования населения через социальные сети и интернет ресурсы, так аккаунты в социальных сетях, либо интернет сайты (созданы во всех территориальных подразделениях надзорной деятельности и профилактической работы (18 страниц в социальной сети «В контакте» и 2 интернет сайта).
Количество кадетских классов, детских пожарных частей по республике увеличилось на 23% (в 2016 году функционирует 229, АППГ – 186).
Воспитание детей, организации их повседневного быта, охрана их жизни и здоровья, прежде всего возложена на родителей и опекунов. Участие в проведении родительских собраний, является одной из важных форм работы с родителями и опекунами. Должностными лицами надзорной деятельности принято участие в проведении 1035 родительских собраний в образовательных организациях (АППГ – 745, +39%).
В целях совершенствования законодательства в области организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны необходимо:
1. Определить единый подход к порядку согласования с заинтересованными надзорными органами предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, с внесением изменений в статью 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Предусмотреть основания для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний, путем внесения изменений в ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Слайд 72017 год
II Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
В ходе осуществления государственного
надзора в области гражданской обороны установлено, что степень исполнения требований
в области гражданской обороны составляет 95%.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований установлены Федеральным законом № 28, Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и иными нормативными документами по гражданской обороне.
Перечень нормативных правовых актов, а также нормативные документы в области гражданской обороны размещены на официальном сайте Главного управления в сети интернет: www.11.mchs.gov.ru.
Типичными нарушениями требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в ходе осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, являются следующие нарушения:
- не разработан (либо не согласован) план по гражданской обороне.
- не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО).
- не определены состав, структура и оснащение НФГО.
- не проводится подготовка (обучение) работников организации в области ГО.
- руководитель организации, а так же работники организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО не прошли повышение квалификации (курсовое обучение) в области ГО.
- не создан объектовый запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
- нарушение правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В целях предупреждения совершения указанных нарушений требований в области гражданской обороны приняты следующие меры.
Подписаны Соглашения о взаимодействии с:
1) Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми (04.04.2013).
2) Коми республиканским отделением общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (15.02.2012).
3) Некоммерческой организацией «Торговая ассоциация Республики Коми» (28.02.2012).
4) Торгово-промышленной палатой Республики Коми (14.02.2012).
5) Коми Республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (07.03.2013).
6) Региональным объединением работодателей Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми (05.03.2013).
Работа с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми осуществляется в соответствии с Соглашением о взаимодействии, положением о Консультационном совете по решению проблемных вопросов субъектов малого и среднего предпринимательства и ежегодными планами мероприятий.
В 2016 году проведено 3 заседания Консультационного совета по рассмотрению проблемных вопросов, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, проведено 7 совещаний, 2 семинара, 3 конференции, 20 консультационных мероприятий в городах и районах республики в рамках «Дня предпринимателя», на которых присутствовали 1274 представителя малого и среднего бизнеса, по вопросам преодоления административных барьеров и взаимодействия. Принято участие в Всероссийском форуме для предпринимателей «Территория бизнеса – территория жизни». Распространено 1417 информационных памяток среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, опубликовано 11 тематических материалов в средствах массовой информации.
Слайд 82017 год
II Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
В рамках Соглашения о
взаимодействии с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Коми» (от 1.03.2013)
реализуются ежегодные Планы основных совместных мероприятий.
В рамках взаимодействия с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Коми» Главным управлением МЧС России по Республике Коми на ежегодной основе разрабатывается и подписывается план основных совместных мероприятий. («План основных совместных мероприятий на 2016 год» подписан 30.12.2015.). Аналогичный план подписан на 2017 год.
В целях профилактики нарушений обязательных требований разработаны и размещены на официальном сайте Главного управления методические рекомендации: «О взаимодействии с комиссиями по ЧС и ПБ муниципальных образований».
Исходя из анализа правоприменительной практики соблюдения обязательных требований, в целях обеспечения ясности и взаимной согласованности обязательных требований, необходимо внести следующие корректировки:
Слайд 9г. Сыктывкар, 2017 год
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
(167983,
Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, 9)