Слайд 1ГАПОУ СМПК
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития социального интеллекта у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Выполнила студентка
IV курса группы №46
специальности 44.02.04
Специальное
дошкольное образование
Кузьмина Наталья Юрьевна
Руководитель:
Усевич Антонина Никифоровна, к.п.н.
Слайд 2Актуальность
В настоящее время проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе и детей с задержкой психического развития приобретает
все большую значимость. Существенную роль в успешности протекания процессов социализации и социальной адаптации играет социальный интеллект. В связи с этим особо пристальное внимание в контексте обучения, воспитания и развития детей с задержкой психического развития должно уделяться вопросам формирования и развития их социального интеллекта.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального интеллекта ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы.
Особое место в процессе развития социального интеллекта занимают сюжетно-ролевые игры, так как в них дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя: действия взрослых и отношений между ними, направленные на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.
Слайд 3Цели и задачи
Цель исследования: выявить возможности сюжетно-ролевой игры как средства
развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи
исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Охарактеризовать процесс развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Выявить методы и приемы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сюжетно-ролевых играх.
Разработать и апробировать серию сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Слайд 4Объект и предмет
Объект исследования: процесс развития социального интеллекта у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности организации сюжетно-ролевой игры
как средства развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Слайд 5Гипотеза
Гипотеза исследования: процесс развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР будет успешным, если
определить методы и приемы
работы воспитателя по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
разработать серию сюжетно-ролевых игр и использовать их в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР;
провести данную работу совместно с родителями и специалистами дошкольной образовательной организации.
Слайд 6
Глава I. Теоретические основы развития социального интеллекта у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР в сюжетно-ролевых играх
1.1. Особенности развития социального интеллекта
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Развитие социального интеллекта у детей – это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
В настоящем исследовании под «социальным интеллектом» будем понимать относительно устойчивую совокупность психологических образований, которые проявляются в субъект-субъектных отношениях, обеспечивающих продуктивность межличностного взаимодействия и успешность социальной адаптации. В структуре социального интеллекта выделяют такие компоненты, как социальную компетентность, социальное мышление и ценности человека, которые характеризуют его самосознание.
Слайд 7 Ребенок дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) воспринимает
окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и
понимают обычные сверстники и взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей этих детей.
Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок».
Личность ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуется относительно низким уровнем развития общего интеллекта, а также разной степенью деформации системы поведенческой регуляции, несформированностью ценностных ориентаций, ригидностью установок социального взаимодействия.
Слайд 8 В дошкольных учреждениях соблюдаются некоторые условия для развития социального интеллекта.
Первым условием является опора на диалогическую форму общения воспитателя с
детьми дошкольного возраста.
Вторым и наиболее продуктивным условием развития социального интеллекта детей дошкольного возраста является использование тематических сюжетно-ролевых игр. Игра является одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста. В них происходит развитие психолого-педагогических процессов ребенка, совершенствуются умения и навыки взаимодействия со сверстниками в групповой деятельности.
Третьим условием развития социального интеллекта детей дошкольного возраста является применение социально ориентированных задач.
Четвертое условие – обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Среда должна быть открыта ребенку, а ребенок окружающему миру природы, предметов и социальному миру. Среда должна способствовать стимулированию развития социального интеллекта дошкольников.
Слайд 91.2. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе развития социального интеллекта у
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игра занимает в жизни дошкольника
особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с интересом играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка.
Игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога. Особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности. И чаще всего это реализуется в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке.
Слайд 10В игре с другими детьми у ребенка с ЗПР возникают
новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Взаимодействие носит
различный характер и проявляется по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр. В дальнейшем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры.
Опыт общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении с взрослыми, начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, таким образом, снижается детский эгоцентризм.
Слайд 11Выводы по первой главе
Характеристики социального интеллекта у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР проявляются в решении межличностных проблем, возможности выбора
стратегии социального поведения, умении применять их в решении социальных проблем. Главную роль играет самооценка, эмоции и внутренние установки ребенка. Социальный интеллект – это интеллект индивида, который формируется в процессе социализации, под влиянием обстоятельств определенной социальной среды.
Рассмотрев значение игровой деятельности в целом, отметим особую роль сюжетно-ролевой игры на развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Анализ значения сюжетно-ролевой игры в развитии у детей с ЗПР социального интеллекта, говорит о том, что характер социализации детей в игре зависит от ее сюжета и содержания. Воспитателю необходимо осуществлять целенаправленное руководство подготовкой и проведением сюжетно-ролевых игр.