Слайд 1ГБПОУ «Катайский профессионально-педагогический техникум»
Мотивация школьников
Давыдова Н.В.
Слайд 2*
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Психологические подходы
к мотивации обучения школьников
Древняя мудрость гласит: можно привести коня
к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить
детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний и саморазвития не произойдет, Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний и самосовершенствоваться?
Слайд 4«Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй
его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов
к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее» - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает»
Слайд 5Развитие и его некоторые особенности
В развитии ребенка имеют место три основных
вида изменения:
- биологическое – количественное изменение, прежде всего анатомо-физиологическое увеличение костной массы, мышечных тканей, объема мозга, скорости и силы определенных физиологических процессов;
- психическое – изменение (усиление, усложнение) психических процессов, их качественное структурное преобразование. Происходит возникновение сложных «новообразований»: речи, способностей, чувств, воли, характера, сознания и самосознания;
- социальное – приобщение к человеческому сообществу, взаимодействию с другими, освоение всего многообразия форм общественной жизни, новых, более сложных видов деятельности и социальных ролей.
.
Слайд 6факторы, влияющие на развитие человека
наследственность, среда и воспитание
Личностью человек становится
только в процессе социализации.
условия и предпосылки развития является активность
и деятельность человека
В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки. В деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества, способности и характер. Влияние деятельности на развитие во многом зависит от мотивов, т. е. от того, что побуждает ребенка заниматься деятельностью.
На развитие ребенка влияет общение, обучение и воспитание.
Слайд 7Обучение играет ведущую роль в психическом развитии ребенка, оно должно
осуществляться в зоне его ближайшего развития (разница между тем, что
ребенок может делать совместно с взрослыми и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности).
Влияние наследственности и среды на ребенка корректируется воспитанием.
Слайд 8Понятия
Мотивация (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки)
– это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего
она совершается.
Слайд 9Мотивы
Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное
использование их, формирование личности в нужном направлении – сердцевина педагогического
труда.
Мотив
– конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
– отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.
– динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
– потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Слайд 10Виды и уровни мотивов
Виды мотивов: социальные; познавательные.
Уровни мотивов:
широкие
социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); стремление личности
через учение утвердить свой социальный статус;
узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд;
мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими;
широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;
учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;
мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.
Слайд 11Направленность и содержание мотивов
социальные
познавательные
профессионально-значимые
эстетические
коммуникативные
статусно-позиционные
традиционные
меркантильные (утилитарно-практические)
Движущая сила учения – сочетание групп мотивов, находящихся
в динамической связи между собой.
Слайд 12Мотивы учения
внешние (мотивы обучения)
внутренние (мотивы учения)
осознанные (умения школьника рассказать о
том, какие причины побуждают его к действию)
неосознанные (существуют в смутных,
не контролируемых сознанием влечениях)
реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения)
мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)
Слайд 13Ступени отношения школьника к учению
отрицательное: бедность и узость мотивов, слабая
заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать
трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям;
безразличное: наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов;
положительное: устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.
Слайд 14Методы мотивации
I. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4
- создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 -
стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Слайд 15II. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3
- создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5
- выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Слайд 16 Волевые
1- предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах
обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5
- самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
Слайд 17IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение
подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов
и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 - рецензирование.
Слайд 18Мотивацию надо специально формировать, развивать и стимулировать.
Положительная мотивация – мощный
фактор сохранения и развития психического, духовного, нравственного и даже физического
здоровья.
Слайд 19факторы, влияющими на формирование положительной мотивации
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль
общения учителя и учащихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Само по
себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.