Слайд 1ГБПОУ РК “Симферопольский автотранспортный техникум”
”Пневматическая подвеска”
Подготовил: Омельченко А.В.
Симферополь, 2020
Слайд 2План занятия
Пневматические упругие элементы подвесок.
Общее устройство пневматических подвесок.
Слайд 31. Пневматические упругие
элементы подвесок
Пневматической называется подвеска, в
которой роль упругого элемента выполняет сжимающийся газ, обычно воздух, но
могут применяться и другие газы, например, азот. Рабочий газ заключен в резинотканевый баллон - пневмобаллон, который может иметь различную форму и конструкцию.
Кордная ткань выполняется из полиамидных волокон (нейлона или капрона) и защищена от повреждений поверхностными слоями резины.
Рис. Устройство пневмобаллона
5- болт, 6,7- кольца,
8 - оболочка
Слайд 4 Положительным качеством пневмобаллонной подвески является возможность изменения давления рабочего газа
в баллонах, что позволяет изменять несущую способность и упругие свойства
подвески в автоматическом режиме, в зависимости от степени загрузки транспортного средства.
Давление в баллонах регулируется специальным регулятором положения несущей системы (кузова или рамы) в зависимости от статической нагрузки (количества пассажиров или груза).
Слайд 5 При увеличении нагрузки, кузов проседает и воздействует на датчик или
чувствительный элемент регулятора, после чего впускной клапан регулятора открывается и
подает в пневмобаллоны дополнительно сжатый воздух (или газ) из пневмосистемы автомобиля (или из емкости для хранения запаса газа), повышая давление в пневмобаллонах, после чего несущая способность подвески увеличивается.
При уменьшении нагрузки на кузов регулятор выпускает часть воздуха из пневмобаллонов, уменьшая жесткость подвески.
Слайд 6 Преимущества пневматической подвески:
возможность изменения жесткости при различных нагрузках в кузове;
сохранение
постоянства ходов подвески;получение переменного и поддержание постоянного дорожного просвета;
небольшая масса;
относительно
высокий срок службы (в три-пять раз выше, чем у листовых рессор).
Слайд 7 Тем не менее, такие подвески применяются ограниченно по причине сложности
и, соответственно, стоимости изготовления.
Пневматические подвески находят применение в некоторых марках
автобусов, грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности, а также прицепах и полуприцепах.
По понятным причинам, пневматическая подвеска применима на транспортных средствах, оборудованных компрессором для получения сжатого газа.
Перевозка запаса сжатого газа в отдельных баллонах приводит к существенному усложнению конструкции транспортного средства.
Слайд 82. Общее устройство пневматических подвесок
По своей сути пневмоподвеска не является
отдельным видом подвески автомобиля, т.к. реализована со многими конструкциями подвесок
(МакФерсон, многорычажная подвеска и др.).
В настоящее время пневмоподвеску используют на своих автомобилях многие автопроизводители: Audi, Bentley, BMW, Lexus, GM, Ford, Land Rover, Mercedes-Benz, SsangYong, Subaru, Volkswagen. Некоторые конструкции подвесок имеют собственные названия, например, Airmatic Dual Control от Mercedes-Benz.
Пневмоподвеска, как правило, применяется в комбинации с автоматически регулируемыми амортизаторами. Такая конструкция называется адаптивная пневмоподвеска.
Слайд 9 Пневматическая подвеска включает пневматические упругие элементы на каждое колесо, модуль
подачи воздуха, ресивер и систему управления.
Слайд 10 Пневматический упругий элемент выполняет основную функцию подвески – поддержание определенного уровня
кузова автомобиля. Это достигается путем изменения давления и соответствующего ему
объема воздуха в упругих элементах.
Пневматический упругий элемент состоит из корпуса с направляющей, манжеты и поршня. Конструктивно пневматический упругий элемент может изготавливаться со встроенным амортизатором или устанавливаться отдельно. Упругий элемент, объединенный с амортизатором, имеет название пневматическая стойка (по аналогии с амортизаторной стойкой подвески МакФерсон).
Слайд 11 Манжета пневматического упругого элемента изготавливается из прочного многослойного эластомера.
В
некоторых конструкциях упругих элементов применяется дополнительные пневмоаккумуляторы.
Для поддержания давления
при утечке воздуха в упругом элементе может устанавливаться клапан остаточного давления.
Слайд 12 Ресивер представляет собой резервуар для воздуха и обеспечивает регулирование дорожного просвета
при движении на небольшой скорости без включения компрессора, а также
корректировку положения кузова на стоянке.
Слайд 13 Модуль подачи воздуха служит для питания упругих элементов воздухом. Он включает
электродвигатель, компрессор и осушитель воздуха. Конструктивно в модуль включен блок
электромагнитных клапанов системы управления подвеской.
Модуль подачи воздуха и пневматические стойки образуют пневматическую систему подвески. Система может быть открытой или закрытой (замкнутой). Предпочтительной является замкнутая пневматическая система, обеспечивающая минимальные потери воздуха, а значит экономию энергии на его создание.
Слайд 14 Создание и регулирование давления в пневматической системе подвески осуществляется с
помощью электронной системы управления, которая включает входные датчики, блок управления
и исполнительные устройства.
К входным устройствам относятся датчики уровня кузова, ускорения кузова, температуры компрессора, давления в системе, а также переключатель режимов работы.
С помощью переключателя на панели приборов осуществляется ручное регулирование уровня кузова. Датчики отслеживают параметры работы системы и преобразуют их в электрические сигналы.
Слайд 15 Блок управления преобразует электрические сигналы входных датчиков в управляющие воздействия
на исполнительные устройства. В своей работе блок управления взаимодействует с
блоками системы управления двигателем, системы курсовой устойчивости.
В системе управления пневматической подвески используются следующие исполнительные устройства: клапаны пневматических упругих элементов (для создания давления), выпускной клапан (для сброса давления), переключающий клапан (для поддержания давления в ресивере), реле включения компрессора. Конструктивно все клапаны сосредоточены в блоке электромагнитных клапанов, расположенном в модуле подачи воздуха.
Слайд 16 В пневматической подвеске реализовано, как правило, три алгоритма управления:
автоматическое поддержание
уровня кузова;
принудительное изменение уровня кузова;
автоматическое изменение уровня кузова в зависимости
от скорости движения.
Слайд 17 Автоматическое поддержание определенного уровня кузова в пневматической подвеске осуществляется независимо
от степени загруженности автомобиля. Датчики уровня кузова постоянно измеряют расстояние
от колес до кузова.
Результаты измерений сравниваются с заданной величиной. При расхождении показаний электронный блок управления задействует необходимые исполнительные устройства: клапаны упругих элементов для подъема, выпускной клапан для опускания подвески.
Слайд 18 Принудительное изменение высоты кузова обычно предусматривает три уровня: номинальный, повышенный
и пониженный. Номинальный уровень используется для передвижения по обычным дорогам
со скоростью до 100 км/ч.
Пониженный уровень применяется для высокоскоростного движения. Повышенный уровень нужен для передвижения вне дорог и реализуется на скорости до 40 км/ч. Уровни кузова устанавливаются водителем с помощью переключателя. В конструкции пневмоподвески больших внедорожников предусмотрен дополнительный уровень для посадки пассажиров и погрузки багажа, который реализуется на неподвижном автомобиле.
Слайд 19 Автоматическое изменение уровня кузова в зависимости от скорости обеспечивает устойчивость
автомобиля в движении.
При увеличении скорости программа управления подвеской переводит
уровень кузова последовательно от повышенного к номинальному и далее, с ростом скорости, к пониженному. При снижении скорости система переводит положение кузова из пониженного в номинальное.
Слайд 20 Применение амортизаторов с регулируемой степенью демпфирования значительно расширяет характеристики пневматической
подвески, позволяя помимо высоты кузова изменять жесткость подвески в зависимости
от условий движения.
Слайд 21Вопросы для самопроверки
Назначение и существующие типы подвесок.
Устройство пневматического элементы.
Работа пневмаподвески.