Слайд 2Гектор Берлиоз (11.12.1803-08.03.1869)
Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец
— врач по профессии — прививал сыну вкус к литературе,
искусству, философии. Под влиянием атеистических убеждений отца, его прогрессивных, демократических взглядов складывалось мировоззрение Берлиоза. Но для музыкального развития мальчика условия провинциального городка были очень скромны. Он учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным впечатлением было церковное пение — воскресные торжественные мессы, которые он очень любил. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии вошла в качестве лейттемы в «Фантастическую симфонию»
Слайд 3Учеба
В 1821 Берлиоз поступает в Медицинскую школу в Париже. Но
понимает, что хочет развиваться в музыке и бросает школу, из-за
чего родители прекращают помогать ему с финансами.
В 1823 Гектор начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра. Это он привил своему ученику вкус к монументальным формам искусства.
Слайд 4В 1826 Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию в класс композиции
Лесюэра и В класс контрапункта А. Рейхи.
Большое значение для формирования
эстетики молодого художника имеет общение с выдающимися представителями литературы и искусства, среди которых — О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини.
С Листом Берлиоз связывает личная дружба.
Слайд 5В 1830 г. Берлиоз создает «Фантастическую симфонию» с подзаголовком: «Эпизод
из жизни артиста». Она открывает новую эру программного романтического симфонизма,
став шедевром мировой музыкальной культуры.
1830 г. был бурным для Берлиоза. В четвертый раз участвуя в конкурсе на получение Римской премии, он наконец одержал победу, представив на суд жюри кантату «Последняя ночь Сарданапала».
Слайд 6В 1834 г. появляется вторая программная симфония «Гарольд в Италии»
(по поэме Дж. Байрона). Развитая партия солирующего альта придает этой
симфонии черты концерта. 1837 г. был ознаменован рождением одного из величайших творений Берлиоза — Реквиема, созданного в память жертв Июльской революции.
Слайд 7В 1839 г. Берлиоз заканчивает работу над третьей программной симфонией
«Ромео и Джульетта» (по трагедии В. Шекспира). Этот шедевр симфонической
музыки, оригинальнейшее творение Берлиоза, представляет собой синтез симфонии, оперы, оратории и допускает не только концертное, но и сценическое исполнение.
Слайд 8В 1840 г. появляется «Траурно-триумфальная симфония», предназначенная для исполнения на
открытом воздухе. Она приурочена к торжественной церемонии перенесения праха героев
восстания 1830 г. и живо воскрешает традиции театрализованных представлений Великой французской революции.
К «Ромео и Джульетте» примыкает драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846)
Перу Берлиоза принадлежат также ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), несколько программных увертюр («Король Лир» — 1831, «Римский карнавал» — 1844 и др.), 3 оперы («Бенвенуто Челлини» — 1838, дилогия «Троянцы» — 1856-63, «Беатриче и Бенедикт» — 1862) и целый ряд вокально-инструментальных сочинений в разных жанрах.
Слайд 9Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у
себя на родине. Мрачными, одинокими были последние годы его жизни.
Единственные светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков.