Слайд 1Геометрический материал в начальном курсе математики
Кузнецова Ю.Ю.
Слайд 2План изучения темы
Характеристика геометрического содержания курса математики в начальной школе.
Методика формирования представлений и понятий о геометрических фигурах: точка, прямая,
кривая, ломаная кривая, луч, угол, круг, окружность, многоугольник, куб, их элементы и простейшие свойства.
Обучение простейшим геометрическим построениям.
Решение задач на вычисление периметра и площади геометрических фигур.
Слайд 3Задачи изучения геометрического материала
формирование пространственных представлений и некоторых геометрических понятий;
развитие пространственного воображения;
использование геометрического материала в качестве одного из средств
наглядной интерпретации рассматриваемых арифметических фактов, для расширения сферы применения приобретаемых детьми арифметических знаний, умений и навыков (при решении задач геометрического содержания);
вооружение детей практическими навыками измерения длины, площади;
подготовка к изучению систематического курса геометрии.
Слайд 4Содержание геометрического материала в начальном курсе математики
точка, прямая и кривая
линии, отрезок, ломаная линия, виды ломаных линий, луч, угол, виды
углов;
многоугольники и их виды, прямоугольник, квадрат, треугольник, виды треугольников; окружность, части окружности, круг;
измерение длины, площади, вычисление периметра и площади;
отношения пересечения, перпендикулярности, параллельности прямых.
Слайд 5Геометрические фигуры в начальном курсе математики выступают в двух ролях:
а)
как дидактическое средство (счётный материал, счётная линейка, модели доли и
дроби);
б) как предмет изучения (выясняются существенные свойства многоугольников, свойства сторон прямоугольника, определяется понятие «квадрат»)
Геометрические представления у детей начинают складываться ещё до школы и характеризуются, прежде всего, своей конкретностью: каждую геометрическую форму ребёнок связывает с реальным предметом из окружающей обстановки. При обучении в школе необходимо использовать имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать их представления.
При формировании геометрических представлений важно, чтобы учащиеся твёрдо осознали, что «геометрические фигуры взяты ни откуда-нибудь, а из окружающей действительности», закладывая тем самым основы материалистического миропонимания.
Слайд 6Особенности изучения геометрического материала
Основными методами изучения являются методы демонстрации, лабораторно-практические
работы учащихся (моделирование, вычерчивание, измерение, конструирование, вырезывание), метод наблюдений.
Геометрический материал,
по возможности, рассматривается в неразрывной связи с арифметическим материалом и не выделяется в самостоятельный раздел программы.
В изучении геометрического материала реализуется и собственная логика, связанная с введением новых геометрических фигур и рассмотрением их свойств.
Слайд 7Особенности изучения геометрического материала
4. Большинство геометрических понятий доводится лишь до
уровня представлений, а не их формальных определений.
5. Для дифференциации геометрических
понятий широко используется приём сравнения: прямая и отрезок; прямая и кривая; окружность и круг; прямой угол и непрямой.
6. При изучении геометрического материала формируются элементарные навыки черчения.
Слайд 8Изучение геометрической фигуры осуществляется по такой схеме:
В соответствии с теорией
формирования понятий, разработанной Н.Ф. Талызиной, формирование понятий, в том числе
и геометрических, можно осуществлять, соблюдая следующие этапы:
Выделение всевозможных свойств объектов (объекта).
Отделение существенных признаков от несущественных. Этап заканчивается введением названия понятия и выделением его существенных признаков
Слайд 9Система упражнений геометрического характера
геометрические объекты для пересчитывания (цель: узнавание и
различение геометрических фигур, усвоение терминологии);
формирование представлений о геометрических величинах (длина,
площадь) и навыков их измерения;
вычислительные задачи (периметр, площадь);
элементарные построения геометрических фигур на клетчатой бумаге, в том числе с заданными параметрами;
классификация геометрических фигур;
деление фигур на части и составление фигур из частей;
формирование элементарных навыков чтения чертежей (буквенные обозначения);
выяснение геометрической формы предметов или их частей.
Слайд 10Кpивыe линии мoгyг быть замкнутые и нeзамкнутые. Дети легко усваивают
эти понятия, если они ассоциируются с жизненными ситуациями
а) какая мышка
сможет прибежать в домик не перепрыгивая через линию?
б) сделай так, чтобы мышки не смогли прибежать в домик
Слайд 11Проведи прямую через точки К и В. Сколько таких прямых
можно провести?
Проведи кривую линию через точки К и В. Сколько
таких линий можно провести?
Проведи прямую линию так, чтобы она пересекла кривую
а) в одной точке,
б) в двух точках,
в) в трех точках
Слайд 13Методика изучения дробей
Задачи:
Научить образовывать доли и дроби.
Научить называть и записывать
доли и дроби (запись их предусмотрена не во всех программах).
Сравнивать доли и дроби.
Находить долю от числа и число по его доле.
Разъяснить понятие «проценты».
Решать задачи на доли и дроби
Слайд 14Источники получения долей и дробей:
Деление предметов на равные части.
Измерение величин.
Действия
над числами (деление)
Слайд 15Конкретное представление о долях создаётся в результате выполнения практической работы
с демонстрацией.
числитель
знаменатель
Слайд 16Формирование понятия «доля»
Практическая работа: детям выдаются полоски бумаги, и предлагается
разделить их перегибанием на 2 равные части, на 4, на
8, сказать, как называется каждая часть, закрасить 1\2, 1\4, 1\8 отрезка.
Рассматриваются рисунки с геометрическими фигурами, разбитыми на равные части подписанным названием частей. Дети должны объяснить смысл записи.
Слайд 17Предлагается начертить квадрат с заданной длиной стороны, разбить его на
2, 3, 4. 6, 8 равных частей, закрасить одну из
них, назвать, записать. Возможны различные варианты разбиения, но должно учитываться одно условие – все части одинаковые
Слайд 19Сравнение долей дробей
При помощи наглядности
На числовом луче
При помощи правил
Слайд 20Сравнение долей дробей
(на числовом луче)
Слайд 21
Сравнение долей дробей
При помощи правил
Слайд 22Задание – фрагмент урока
Обучение нахождению доли от числа.
Обучение нахождению
и числа по его доле.
Формирование понятия «проценты».
Решение задач на доли
и дроби.
Понятие «переменная», выражения с переменной.
Уравнение.
Решение уравнений способом подбора.
Решение уравнений на основе взаимосвязи между результатом и компонентами действий.