Слайд 1Герцен А.И
Подготовила:
студентка гр. ТАОП-312
Копкина Надежда
Преподаватель: Васильева Татьяна Владимировна
РОСЖЕЛДОР Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей
сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС) Тамбовский техникум железнодорожного транспорта (ТаТЖТ-филиал РГУПС)
Тамбов 2020 г.
Слайд 3Русский прозаик, публицист и философ Александр Иванович Герцен родился 6 апреля (25
марта по старому стилю) 1812 года в Москве в семье
богатого русского помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был официально зарегистрирован, поэтому ребенок был незаконнорожденным и считался воспитанником своего отца, который дал ему фамилию Герцен, происходящую от немецкого слова Herz и означающую "дитя сердца".
Слайд 4Детство будущего писателя прошло в доме дяди, Александра Яковлева, на
Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт
имени А.М. Горького). С детства Герцен не был обделен вниманием, но положение незаконнорожденного вызывало в нем ощущение сиротства.
С раннего возраста Александр Герцен зачитывался произведениями философа Вольтера, драматурга Бомарше, поэта Гете и романиста Коцебу, поэтому он рано усвоил вольномысленный скептицизм, который сохранил до конца жизни.
Слайд 5В 1829 году Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета,
где вскоре вместе с Николаем Огаревым (поступившим годом позже) образовал
кружок единомышленников, среди которых наиболее известными были будущий писатель, историк и этнограф Вадим Пассек, переводчик Николай Кетчер. Молодые люди обсуждали общественно-политические проблемы современности – Французскую революцию 1830 года, Польское восстание (1830–1831), увлекались идеями сенсимонизма (учение французского философа Сен-Симона – построение идеального общества с помощью уничтожения частной собственности, наследования, сословий, равноправия мужчин и женщин).
Слайд 6В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет и
поступил на работу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Служба оставляла
ему достаточно свободного времени для занятий творчеством. Герцен собирался издавать журнал, который должен был объединить литературу, социальные вопросы и естествознание идеей сенсимонизма, но в июле 1834 года он был арестован – за то, что распевал песни, порочащие царскую фамилию, на вечеринке, где был разбит бюст императора Николая Павловича. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835 года Герцен был выслан сначала в Пермь, потом Вятку с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства.
С 1836 года Герцен печатался под псевдонимом Искандер.
В конце 1837 года он был переведен во Владимир и получил возможность посещать Москву и Петербург, где был принят в круг критика Виссариона Белинского, историка Тимофея Грановского и беллетриста Ивана Панаева.
В 1840 году жандармерией было перехвачено письмо Герцена к отцу, где он писал о душегубстве петербургского будочника – уличного постового, убившего прохожего. За распространение неосновательных слухов он был выслан в Новгород без права въезда в столицы. Министр внутренних дел Строганов назначил Герцена советником губернского правления, что было служебным повышением.
Слайд 7Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в рамках западничества, были известные
мыслители и общественные деятели: Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Александр Иванович
Герцен (1812-1870), Николай Платонович Огарев (1813-1877). В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными методами. Мысли об активной роли философии в общественной жизни пронизывают произведения В.Г. Белинского и А.И. Герцена. В статье «Дилетантизм в науке» Герцен утверждает, что целью философии нельзя считать только познание, что должно быть осуществление философских знаний, идеалов. Задача философии - содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.
Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Под влиянием философии Гегеля они стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества. Затем подкрепили свои социалистические убеждения идеями антропологического материализма, ссылаясь на при сущие человеческой природе стремления к свободе и социальному равенству.
Слайд 8В философском труде «Письма об изучении природы» Герцен выступает как
приверженец материализма, хотя называет его филocoфиeй «реализма». В центре этой
работы - проблема взаимоотношений между философией и естествознанием. По мнению Герцена, философия и естествознание изучают одно и то же - окружающий нас «фактический мир» И не могут развиваться без опоры друг на друга. Естествознание, как утверждал Герцен, без овладения философской диалектикой не сможет создать истинную картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет развиваться.
В «Письмах» А.И. Герцен стремится показать, что история философии развивалась, преодолевая разрыв между природой и духом, между познанием явления и познанием сущности. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развитию». Логика - только «отвлеченная разумность природы и истории, законы мышления - осознанные законы бытия». Идеализм он называет «схоластикой протестантского мира».
Человека Герцен рассматривает как часть природы, подчиненным ее законам. Без человека «природа не заключает в себе смысла своего,... именно мышление и дополняет, развивает его;... мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна...».
Слайд 9Большое место уделял Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно
научный метод, по его мнению, включает в себя три момента:
1.
Изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях;
2. Вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих (причины);
3. Нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений.
Слайд 10Своеобразие философской позиции Герцена заключалось в том, что, развиваясь в
рамках европейской философии, включаясь в ее рефлексию над основными философскими
проблемами – от онтологии, гносеологии, истории философии до философии истории, этики и эстетики, он в то же время был мыслителем «незападной» ориентации, что является интересным дополнением к изложенной А. В. Смирновым концепции о возможности и реальности существования «не-западной философии»[4]. К Герцену вполне применимы слова И. С. Аксакова, сказанные о его тесте, Ф. И. Тютчеве: «русский выходец из Европы». С самого начала своей творческой деятельности Герцен сознавал себя в качестве именно русского, а не «среднеевропейского» философа. Уже в раннем цикле статей «Дилетантизм в науке» он указывал на то, что более позднее в сравнении с Европой распространение философского знания в России может рассматриваться в качестве своеобразного рода преимущества: «...может, тут раскроется великое призвание бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения; может, мы, мало жившие в былом, явимся представителями действительного единства науки и жизни, слова и дела. В истории поздно приходящим – не кости, а сочные плоды».
Слайд 11Герцен как русский философ в своем восприятии западноевропейской жизни был
очень близок к Достоевскому и оказал существенное влияние на его
философские романы. Достоевский, прошедший каторгу, солдатчину и ссылку, отнес в «Дневнике писателя» к «старым» таких известных ему в молодые годы людей, как А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский (глава «Старые люди» за 1873 г.). Ранний христианский социализм, который Достоевский исповедовал в кружке М. В. Буташевича-Петрашевского, как известно, остался для него в прошлом. Лично для Достоевского философия просветительского типа (он называет ее «философией среды»: сделай среду лучше, и человек станет лучше) – это «старая», преодоленная и переосмысленная в годы тяжких личных испытаний философия. Но Достоевский не позволял себе никаких уничижительных оценок в адрес названных мыслителей. Он писал: «Можно очень уважать человека, расходясь с ним в мнениях радикально». И Достоевский о названных выше личностях в своих воспоминаниях отзывается весьма положительно. Например, о Чернышевском он говорит, что редко встречал более мягкого и радушного человека.
Слайд 12Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической
мысли 40-60-х гг. прошлого столетия.
Современный взгляд на философское наследие Герцена
позволяет конкретным образом понять единство русской философии – единство как продукт русской жизни и русской культурной среды, вместе с тем органически включающее в себя внутренний диалог с новоевропейской рациональностью. Это единство относительно, оно есть единство во многообразии и является сочетанием разнородных в мировоззренческом отношении построений. На единство русской философии указывает также существование реальных – идейных и личных, очных и заочных – связей между Герценом и многими, порой совершенно разными по своей мировоззренческой ориентации мыслителями: Герцен – славянофилы, Герцен – Леонтьев, Герцен – Достоевский, Герцен – Толстой, Герцен – народники, Герцен – евразийцы и т. п. В настоящей статье были затронуты лишь некоторые из этих внутренних связей в русской философской мысли.
Слайд 13Список источников:
https://www.socionauki.ru/journal/articles/143598/