Разделы презентаций


Тема: Технология учебно-воспитательного процесса по предмету ЛЕКЦИЯ 13

Содержание

Технологический подход к учебному процессу по дисциплине «Физическая культура»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема:
Технология учебно-воспитательного процесса по предмету
ЛЕКЦИЯ 13

Тема:Технология учебно-воспитательного процесса по предметуЛЕКЦИЯ 13

Слайд 2Технологический подход к учебному процессу по дисциплине «Физическая культура»

Технологический подход к учебному процессу по дисциплине «Физическая культура»

Слайд 31. Методика урока
физической культуры в школе
ПЛАН

1. Методика урока физической культуры в школеПЛАН

Слайд 4ПЛАН
2. Технология преподавания предмета«Физическая культура» в общеобразовательной школе

ПЛАН2. Технология преподавания предмета«Физическая культура» в общеобразовательной школе

Слайд 5В педагогической литературе «методика» приводится в словосочетаниях «методика учебного предмета»

и «методика обучения учебному предмету».
Методика учебного предмета

— это педагогическая наука, исследующая закономерности обучения по определенному учебному предмету и рассматриваемая как частная дидактика.

Общая методика

в состав многих учебных
предметов могут входить
основы различных отраслей
соответствующей науки

Частная методика

теория обучения
определенному учебному
предмету

В педагогической литературе «методика» приводится в словосочетаниях «методика учебного предмета» и «методика обучения учебному предмету».

Слайд 6 Методика обучения учебному предмету рассматривается как отрасль

педагогической науки, представляющей собой:
Частную теорию
обучения
Частную дидактику
В данной отрасли педагогической

науки выдвигаются две задачи:

на основе изучения
явлений обучения данному
учебному предмету раскрывать
между ними закономерные
связи

2) на основе познанных
закономерностей устанавливать
нормативные требования к обучающей
деятельности учителя (преподаванию) и
познавательной деятельности
учащихся (учению).

Методика обучения учебному предмету рассматривается как отрасль педагогической науки, представляющей собой:Частную теорию обученияЧастную дидактикуВ

Слайд 7В содержании методики предусмотрены:
Значение
предмета (познаватель-
ный, воспитательный,
развивающий);
Его место в
системе

школьного
образования;
Перечень задач
обучения по данной
дисциплине;
Выработка
методов средств и
организационных форм
Методика

учебного предмета

1. Суживается до разработки рекомендаций учителем
определенных систем учебных воздействий, которые находят
свое выражение в содержании образования, реализуются в
методах средствах и, организационных формах обучения

2. В другом случае объектом исследования служит
процесс обучения той или иной учебной дисциплине,
а предметом— связь, взаимодействие преподавания и
учения в обучении конкретному учебному предмету

В содержании методики предусмотрены:Значениепредмета (познаватель-ный, воспитательный, развивающий);Его место в системе школьного образования;Перечень задач обучения по даннойдисциплине;Выработка методов

Слайд 8В педагогике рассматриваются дисциплины,
связанные с методикой урока:
«Методика
учебного предмета»
«Методика

обучения
учебному предмету»
и
В 1954—1955 гг. были опубликованы первые пособия по

методике урока физической культуры. Они рассматривали вопросы:

урок — основная форма
организации занятий

подготовка к уроку

методика урока

части урока, их
содержание

построение урока

рекомендации изучения
отдельных тем

особенности
организации на
открытом воздухе

описание использова-
ния методов обучения

воспитательная
работа на уроке

варианты планирования учебного
материала и реализации
учета успеваемости учащихся

Планирование
и учет

В педагогике рассматриваются дисциплины, связанные с методикой урока:«Методика учебного предмета»«Методика обучения учебному предмету»иВ 1954—1955 гг. были опубликованы

Слайд 9Адаптированное к
ступеням школы
В 1960— 1970-е гг.

выходило учебное пособие «Уроки физической культуры»
Методика проведения
уроков по гимнастике
Методика

проведения
уроков по легкой
атлетике

Методика проведения
уроков по лыжной
подготовке

Методика проведения уроков по
подвижным и спортивным играм

эти пособия не претендовали на целостную
методику обучения по предмету «Физическая культура»

Методика обучения предмету «Физическая культура» была сведена к:

формированию системы знаний о цели и задачах физического
воспитания школьников (но не о цели преподавания предмета)

учебной программе (но не о
содержании образования)

уроку как основной
форме учебно-воспита-
тельного процесса

Контролю за результатами
учебно-познавательной
деятельности

Планировании
учебной работы

оценке и учету
успеваемости

Адаптированное к ступеням школы   В 1960— 1970-е гг. выходило учебное пособие «Уроки физической культуры»Методика проведения

Слайд 10ПЛАН
2. Технология преподавания предмета«Физическая культура» в общеобразовательной школе

ПЛАН2. Технология преподавания предмета«Физическая культура» в общеобразовательной школе

Слайд 11Педагогическая технология может быть представлена как:
один из подходов к организации

и
осуществлению учебно-воспитательного
процесса, и как принцип организации
как метод его

реализации, и
как идея построения обучения
и воспитания одновременно

Является ли педагогическая технология инновацией для отечественной педагогической мысли было несколько мнений

Одни подтверждали
новизну

Другие ее
отрицали

Иные считали выражение «педагогическая
технология» игрой слов, заменой
понятий «методика» и «технология»

Третьи затруднялись
в ответе

Педагогическая технология может быть представлена как:один из подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, и как принцип

Слайд 12Те кто рассматривали педагогическую технологию как новый подход к образовательной

практике, исходили из следующего
В 20 — 80-х гг. педагогическая технология

не входила в число изучаемых вопросов в
системе повышения квалификации учителей

Технологический подход к педагогическим явлениям
не освещался в педагогической литературе как метод
или подход альтернативный или сопутствующий
методике преподавания учебных дисциплин

Проблемы педагогической технологии не обсуждались
на научных, научно-теоретических, научно-практических
или научно-методических конференциях (всесоюзного,
всероссийского) или регионального масштаба.

Традиционный методический подход к преподаванию
учебных дисциплин и управлению системой
образования рассматривался в качестве единственно
возможного и безальтернативного

Те кто рассматривали педагогическую технологию как новый подход к образовательной практике, исходили из следующегоВ 20 — 80-х

Слайд 13 А. С. Макаренко ратовал за построение технологической

логики педагогического производства. Такую логику он рассматривал как совокупность цели,

средств, педагогического процесса, учета операций, конструкторской работы, нормирования, контроля коррекции и др.

Во-первых, в большинстве
определений технологичность
выражается во множестве чего-либо

Сущность
и толкования термина
технологи выражается
как

совокупность
(знаний, операций,
методов, приемов)

система
(предписаний)

Во-вторых, это множество в
совокупности и взаимосвязи
составляет процесс

В-третьих, элементы множества — не что иное, как
действия, которые образуют компоненты
деятельности по осуществлению данного процесса

А. С. Макаренко ратовал за построение технологической логики педагогического производства. Такую логику он рассматривал

Слайд 14 Последовательность и взаимосвязь отмеченных действий обеспечивают смену состояния субъектов

— участников дидактического процесса, ведущую к достижению цели (результату).

Технологичность педагогических процессов выражается в том, что они состоят из определенной совокупности действий учителя и учащихся, администрации общеобразовательных школ и педагогических коллективов а также и ученических коллективов.

Сущность технологии изначально отражает текучесть явлений, которые приводят к заранее определенным результатам.

Эти действия составляют компоненты деятельности учителя (педагога) и учебной деятельности обучаемых, воспитываемых.

Последовательность и взаимосвязь отмеченных действий обеспечивают смену состояния субъектов — участников дидактического процесса, ведущую к достижению

Слайд 15 Рассмотрим иерархию уровней функционирования процессов и явлений, сопричастных с

технологией обучения, воспитания, развития.
педагогическая технология дифференцируется
на такие ее разновидности,

как общепедагогическая,
общедидактическая, частнодидактическая.

В первом
случае

возможно выделить уровни сфер
использования технологического подхода:

Во втором
случае

национальной
системы
образования
в целом

Подсистем
субъектов
Федерации, их
территории

Учреждений
образования

ступеней и
подразделений
(начальная,
основная,
полная)

Временные интервалы
(учебный год, семестр,
триместр, четверть)

система занятий

Посвященных конкретным
темам (урок, практические, и
другие формы организации
учебного процесса

Рассмотрим иерархию уровней функционирования процессов и явлений, сопричастных с технологией обучения, воспитания, развития.педагогическая технология дифференцируется на

Слайд 16 Общедидактическая разработка проблемы охватывает учебно-воспитательный процесс в целом,

без учета своеобразия учреждений образования и их структуры, конкретизируются методология

разработки сущности явления, его содержание, принципы критериального аппарата, отличительные (от традиционного методического подхода) признаки и компоненты, его составляющие.

Общедидактический аспект содержит обоснование и указание на реализацию дидактической системы в образовательной практике без учета типов учреждений образования, подразделений, циклов дисциплин или отдельных учебных предметов

Частнодидактическое освещение проблем педагогической технологии представляется как обоснование и реализация дидактической, а возможно, и педагогической системы конкретной учебной дисциплины,

ее разделов, отдельных тем с учетом особенностей образовательного учреждения, его структурных подразделений, специфики самого предмета и условий его функционирования

Аспекты функционирования педагогических технологий можно представить следующим образом

Общедидактическая разработка проблемы охватывает учебно-воспитательный процесс в целом, без учета своеобразия учреждений образования и их

Слайд 17 Под педагогической технологией в общепедагогическом ее аспекте

следует понимать процесс разработки (обоснования) и реализации такой дидактической системы

учебного предмета, которая обеспечивает безусловное достижение целей его преподавания.

Отсюда технология учебного процесса по предмету «Физическая культура» понимается как разработка и реализация дидактической системы, ориентированной на достижение цели и задач данной дисциплины.

В рассуждениях о педагогической технологии употребляют выражения

«технология
организации
урока»

«технология
урока»

«технология
проведения
урока»

«технология оценки
знаний (навыков,
умений)»

это лишь отдельные фрагменты или компоненты такой технологии

Сущность технологичности образования и воспитания заключается в текучести явлений и их процессуальное, ориентированных на обеспечение заранее определенных результатов педагогической деятельности.

Под педагогической технологией в общепедагогическом ее аспекте следует понимать процесс разработки (обоснования) и реализации

Слайд 18 Поскольку процессы обучения, воспитания и управления ими необходимо рассматривать

в их генезисе и диалектике, каждый из двух аспектов становится

составляющей педагогической технологии.

Разработка (обоснование) педагогической или дидактической
системы учебно-воспитательного процесса учреждения в целом,
отдельных областей общего образования или отдельных профессионально-
образовательных программ, цикла дисциплин учебного плана образова-
тельного учреждения, отрезка учебного процесса по периодам учебного
года. Такая дидактическая или педагогическая система обязательно
учитывает реальные условия функционирования учебного заведения
(контингент учащихся, преподавателей, учебно-материальную базу).

Первая
составляющая

составляющая педагогической
технологии — деятельность по реализации
педагогической системы.

Вторая
составляющая

Поскольку процессы обучения, воспитания и управления ими необходимо рассматривать в их генезисе и диалектике, каждый из

Слайд 19 Под циклом технологии реализации дидактической системы понимаются

ограниченные во времени повторяющиеся акты дидактического взаимодействия учителя и учащихся,

направленные на достижение цели данного отрезка (фрагмента) педагогической технологии.

Технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса.

Продолжительность одного цикла и количество циклов в «технологической цепочке» зависят от места и функций учебного предмета в структуре содержания общего или профессионального образования.

Особенности организации учебного процесса в учебном году обусловливают потребность выделить технологические циклы двух разновидностей:

больших (условно
макроциклов)

малых
микроциклов

Под циклом технологии реализации дидактической системы понимаются ограниченные во времени повторяющиеся акты дидактического взаимодействия

Слайд 20Большим макроциклом можно
назвать учебный процесс в течение
всего периода

преподавания
физической культуры в общеобразовательной
школе — 11 лет
Дифференцируясь по

ступеням школы, он образует
три больших мезоцикла (средних циклов):

Начальный
(I —IV классы)

Основной
(V—IX)

полный
(X—XII)

Разработка структуры большого макроцикла
завершается образованием 11 больших
микроциклов, каждый из которых
в дальнейшем будет именоваться
малым макроциклом

Большим макроциклом можно назвать учебный процесс в течение всего периода преподавания физической культуры в общеобразовательной школе —

Слайд 21Рис. Модель большого макроцикла технологии учебно-воспитательного процесса по физическая культуре

в общеобразовательной школе

Рис. Модель большого макроцикла технологии учебно-воспитательного процесса по физическая культуре в общеобразовательной школе

Слайд 22Малые циклы отражают процессы, развертывающиеся в учебном году по его

периодам и конкретным урокам физической культуры. В малых циклах выделены

три уровня технологических процессов: малый макроцикл (учебный год), который в предыдущих циклах был представлен как большой микроцикл; малый мезоцикл, соответствующий учебным четвертям, триместрам, семестрам, и малый микроцикл — конкретные уроки физической культуры.

Рис. Модель малого макроцикла технологии дидактических процессов по физическая культуре в общеобразовательной школе

Малые циклы отражают процессы, развертывающиеся в учебном году по его периодам и конкретным урокам физической культуры. В

Слайд 23В качестве основных составляющих содержания цикла технологии выделены компоненты: целеполагания,

селекции, программирования, стимулирования и мотивации, оперативнодеятельностный, оценочно-аналитический.
Компонент целеполагания обусловливает изучение

цели преподавания предмета «Физическая культура», которая указана в директивно-нормативных материалах органов исполнительной власти страны в сфере образования.

Селективный (отборочный) компонент предусматривает соотнесение конкретизированной цели с содержанием учебной программы. Сущность селективного компонента — отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям содержания образования дидактических процессов со средствами, формами и методами их практической реализации.

В качестве основных составляющих содержания цикла технологии выделены компоненты: целеполагания, селекции, программирования, стимулирования и мотивации, оперативнодеятельностный, оценочно-аналитический.Компонент

Слайд 24 Компонент программирования в работе учителя физической культуры — это

обоснование последовательности изучения учебного материала, применения рациональных форм организации учебно-воспитательного

процесса, выбранных средств и методов его осуществления. Программированиезавершается разработкой методических документов, устанавливающих последовательность реализации упомянутых форм в учебном году, четверти (триместре, семестре) и на уроках физической культуры для каждой параллели учебных классов.

Стимуляционно-мотивационный компонент — это создание и реализация условий, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности, усвоению содержания образования по этому предмету. Важное место занимает этот компонент в содержании малого микроцикла технологии учебно-воспитательного процесса — урочного цикла.

Компонент программирования в работе учителя физической культуры — это обоснование последовательности изучения учебного материала, применения рациональных

Слайд 25Операционно-деятельностный компонент — это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся,

когда учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает педагогические воздействия, регулирует

их и добивается достижения цели каждого урока.

Оценочно-аналитический компонент — инвариантная составляющая технологии учебно-воспитательного процесса сквозного характера, которая служит элементом содержания любого цикла. Сущность компонента — контроль за результатами дидактического взаимодействия с учащимися; получение конкретной информации характеризующей ситуацию по итогам функционирования цикла;

выделение позитивных и негативных сторон процесса; разработка рекомендаций для начала нового цикла технологии учебно-воспитательного процесса с учетом результатов предыдущего.

Операционно-деятельностный компонент — это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся, когда учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает

Слайд 26Конечная обратная связь для начала нового цикла

Конечная обратная связь для начала нового цикла

Слайд 27Компоненты технологии учебно-воспитательного процесса
Оценочно-
аналитический
Стимуляционно-
мотивационный
Операционно-
деятельностный
Перевод цели
Преподавания
предмета (тема) на цели
учения и

обеспечение ее
восприятия и осознания
Стимулирование
познавательной
деятельности учащимися
по усвоению содержания
Формирование мотивов


учения и установки на
активную учебную
деятельность школьников
На уроке

Организация
педагогического
взаимодействия учителя и
учащихся в учебном году

Организация
педагогического
взаимодействия учителя
и учащихся по периодам
Учебного года

Организация
непосредственного
дидактического
взаимодействия учителя
и учащихся на уроке

Контроль за результа-
тами непосредственного
дидактического
взаимодействия

Оценка и анализ
результатов
непосредственного
дидактического взаимо-
действия учителя

Выяснение позитивных и
Негативных сторон
взаимодействия и обосно-
вание рекомендаций для
начала нового цикла

Конечная обратная связь для начала нового цикла

Компоненты технологии учебно-воспитательного процессаОценочно-аналитическийСтимуляционно-мотивационныйОперационно-деятельностныйПеревод целиПреподаванияпредмета (тема) на цели учения и обеспечение еевосприятия и осознанияСтимулирование познавательной деятельности учащимисяпо

Слайд 28 Технология учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».


СЕМИНАР (2 ЧАСА)
Ответы на предложенные вопросы

Технология учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». СЕМИНАР  (2 ЧАСА)Ответы на предложенные вопросы

Слайд 29Контрольные вопросы и задания
1. Чем различаются технология и методика учебно-воспитательного

процесса?
2. Дайте определение технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
3.

Назовите компоненты структуры технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

4. Какова взаимосвязь структур «шага» дидактических процессов и технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?

5. Что такое цикл технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?

5. Какие существуют циклы технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?

Контрольные вопросы и задания1. Чем различаются технология и методика учебно-воспитательного процесса?2. Дайте определение технологии учебно-воспитательного процесса по

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 31Малые циклы отражают процессы, развертывающиеся в учебном году по его

периодам и конкретным урокам физической культуры. В малых циклах выделены

три уровня технологических процессов: малый макроцикл (учебный год), который в предыдущих циклах был представлен как большой микроцикл; малый мезоцикл, соответствующий учебным четвертям, триместрам, семестрам, и малый микроцикл — конкретные уроки физической культуры.

Рис. Модель малого макроцикла технологии дидактических процессов по физическая культуре в общеобразовательной школе

Малые циклы отражают процессы, развертывающиеся в учебном году по его периодам и конкретным урокам физической культуры. В

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика