Слайд 1Тема 8 «Инвестиционная дея-тельность в муницип-м секторе»
1.Сущность инвестиционной деятельности в
муниципальном секторе
2.Факторы инвестиционной привлекательности
3.Инвестиционная политика органов власти МО
4.Оценка эффективности инвестиционной
деятельности в МО.
Слайд 21.Сущность инвестиционной деятельности в мун. секторе
Под инвестициями понимаются расходы бюджета
или затраты хозяйствующих субъектов, связанные с вложением средств в основной
капитал и прирост запасов.
В ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения трактуются как инвестиции в основной капитал и другие затраты.
Слайд 3В инвестиции вкладывается более широкий смысл -
Это денежные средства, имущественные
и интеллектуальные ценности государства и лиц, направляемые на создание новых
предприятий, расширение и реконструкцию действующих,
А также приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов в целях получения прибыли или иного положительного эффекта.
Слайд 4Инвестиции могут классифицироваться:
По объектам вложения (реальные и финансовые);
По характеру участия
в инвестициях (прямые и непрямые);
По периоду инвестирования (долгосрочные и краткосрочные);
По
форме собственности (иностранные, совместные, государственные, частные, муниципальные);
По региональному признаку (за рубежом, внутри страны).
Слайд 5Инвестиционная деятельность в МС может осуществляться в
Форме:
Инвестирования, осуществляемого гражданами,
организациями и другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
Государственного и
муниципального инвестирования;
Иностранного инвестирования;
Совместного инвестирования.
Слайд 6Объектом инвестиционной деятельности может стать
Любое имущество, ценные бумаги, целевые денежные
вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, а также имущественные права.
Субъектами инвестиционной
деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи, поставщики, банки, страховые компании, посреднические организации и другие участники инвестиционного процесса.
Слайд 7В муниципальном секторе инвестиционная деятельность
Может финансироваться за счет собственных ресурсов
и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизации, накоплений, заемных и страховых
средств, местных бюджетов и других).
Размеры инвестиций во многом зависят от инвестиционной привлекательности территории, которая формируется федеральными, региональными органами, а также за счет территориального маркетинга.
Слайд 82.Факторы инвестиционной привлекательности
Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою
территорию.
Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость
населения и пополнение местного бюджета.
Деятельность органов МС по привлечению и наиболее эффективному использованию средств составляет суть муниципальной инвестиционной политики.
Слайд 9Для привлечения инвестиций на территорию МО необходимы
Как объективные, так и
субъективные условия и предпосылки.
К объективным относятся реальные экономико-географические и иные
факторы, связанные с расположением территории.
Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов.
К субъективным относится деятельность МО по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.
Слайд 10Инвестиционный потенциал складывается из ряда факторов:
Выгодное
географическое
положение
Состояние
окружающей среды
«Цена» рабочей
силы
Уровень качества
жизни населения
Наличие достаточных
и эффективных
природных ресурсов
Наличие
квалифицированных
кадров
Научно-техническая,
проектная,
образовательная база
Другие
факторы
Транспортная
доступность
Инвестиционный
потенциал
территории
Емкость
потребительского
рынка
Слайд 11Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения
Своего бизнеса, всегда тщательно изучают
инвестиционный потенциал территории.
Муниципальная власть сама должна его хорошо изучить и
представлять инвесторам.
Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика МО, т.е. иметь стратегический план развития.
Субъективные условия и предпосылки связаны с регулирующей деятельностью органов МС. Здесь могут иметь место две ситуации.
Слайд 121.В качестве инвестора выступают организации
Немуниципальной формы собственности, роль органов
МС сводится к созданию благоприятных условий для инвести-
ционной деятельности:
Исследование
инвестиционного потенциала территории МО и представление его результатов потенциальным инвесторам или маркетинг территории;
Выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инфраструктуре;
Слайд 13Экспертиза и согласование проектной документации на
Строительство с точки зрения интересов
местного сообщества;
Установление льгот по уплате налогов;
Защиту интересов инвесторов;
Расширение использования средств
населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.
Слайд 142.Органы МС напрямую участвуют в инвестиционной
Деятельности. Наряду с выше перечисленными
мерами такое участие предполагает:
Использование средств местных бюджетов для полного или
частичного финансирования проектов;
Разработку и утверждение проектов;
Привлечение кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов;
Проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора проектов.
Слайд 153.Инвестиционная политика органов власти МО
Под инвестиционной политикой территориальных органов власти
следует понимать жестко скоординированную деятельность органов власти и управления по
развитию инвестиционного потенциала территории.
Особенностью ее является то, что она должна пронизывать все этапы деятельности органов МО, поскольку создание рабочих мест решает все основные задачи, стоящие перед населением территории.
Слайд 16Важным направлением инвести-ционной политики органов МС
Является работа по включению инвестиционных
проектов, необходимых для жизнеобеспечения МО в федеральные и региональные инвестиционные
программы.
Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, капитальный ремонт жилого фонда, коммунальная энергетика, социальная сфера и т.п.
Такие программы финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия.
Слайд 17Структура инвестиционной политики определяется двумя
Основными факторами: стратегическими целями и задачами
органов управления МО и полномочиями, которыми он наделен.
Структура инвестиционной политики
МО должна включать:
Индикативный инвестиционный план. В него входят мероприятия по формированию благоприятного инвестиционного климата посредством организационных, правовых, информационных и иных мероприятий в этой области;
Слайд 18Пакет инвестиционных программ и проектов прямого
Инвестирования. Он включает программы
и проекты, осуществляемые за счет средств региональных и местных бюджетов;
Пакет
программ и проектов внешних инвестиций. В него включаются программы и проекты привлеченных инвестиций.
Слайд 19Основные направления инвестиционной политики
Должны базироваться на стратегических приоритетах, определенных на
этапе стратегического планирования.
Именно на этом этапе происходит совмещение корпоративных интересов
населения данной территории и хозяйствующих субъектов, что позволяет четко определить задачи и общественно значимые ориентиры.
Слайд 20По итогам стратегического планирования задачи могут быть
Проранжированы по значимости и
в зависимости от этого определены источники инвестирования.
Так например, общественно значимые,
окупаемые целевые проекты могут быть профинансированы через привлечение средств населения (муниципальный займ).
Также могут быть проранжированы льготы и преференции, определяемые инвестору под осуществление данного проекта.
Слайд 21Не менее важно, чтобы поиск основных направлений
Инвестиционной политики был напрямую
связан и с финансовым планированием, и с процессом управления собственностью,
поскольку именно при формировании инвестиционной политики происходит взаимоувязка всех ресурсов территории.
Поэтому процесс формирования инвестиционной политики является одновременно и элементом стратегического планирования развития территории.
Слайд 22В Кировской области установлены критерии для
Инвестиционных проектов без торгов.
В
промышленности инвестпроект:
на территории сельских поселений должен предполагать инвестиции в
объеме на менее 10 млн.руб., налоги – не менее 1 млн. руб. и 10 рабочих мест;
на территории городских поселений: 20 и 3 млн.руб.и 20 рабочих мест;
Слайд 23На территории городских округов:
Вложения не менее 30, налоги -5 млн.руб.
и 40 рабочих мест.
В сельском хозяйстве: вложения не менее 5
млн.руб. и рабочие места для сельских поселений > 10 чел., городских поселений и округов > 20 рабочих мест.
10% от бизнеса безвозмездно передается в областную собственность.
Слайд 244.Оценка эффективности инвес-тиционной деятельности в МО
Выбор направления использования инвестиций и
их реализация завершаются оценкой эффективности инвестиций.
В основе оценки эффективности лежит
выявление и количественное измерение эффектов реализации программ муниципального развития для всех его участников (превышение результатов от реализации проектов над затратами на них за определенный период времени).
Слайд 25Показатели эффективности всегда относятся к
Определенному субъекту (участнику).
Несовпадение целей и
интересов участников определяет множественность частных показателей эффективности наряду с общими.
Социально-экономические
последствия осуществления проектов включают как непосредственные результаты и затраты (прямые эффекты), так и косвенные эффекты: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные эффекты.
Слайд 26Рис. Система эффективности программ и проектов
Слайд 27Коммерческая эффективность
Определяется на основании денежных потоков только от инвестиционной и
операционной деятельности.
В денежный поток от инвестиционной деятельности входят:
Притоки – доходы
(за вычетом налогов) от реализации на всех шагах периода;
Оттоки – вложения в основные средства.
При оценке коммерческой эффективности используются следующие показатели:
Слайд 28Чистый доход (ЧД) и чистый дисконтированный доход (ЧДД)
Характеризуют превышение суммарных
денежных поступлений над суммарными затратами по программе,
Внутренняя норма доходности (ВНД);
Индексы
доходности инвестиций;
Срок окупаемости проекта;
Потребность в дополнительном финансировании.
Слайд 29Бюджетная эффективность
Отражает финансовые последствия реализации программ муниципального развития для бюджета.
Основой
для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в
бюджет и выплат для бюджетов различных уровней.
Выражается показателями чистого дохода бюджета и чистого дисконтированного дохода бюджета.
Слайд 30Социальная эффективность
Определяется через выявление и согласование интересов связанных с проектом
социальных групп:
Трудовых коллективов, непосредственно участвующих в реализации программы и связывающих
с ней свое материальное благополучие;
Потребителей, чьи интересы лежат в основе разработки самой идеи проекта;
Иных групп, чьи интересы оказываются в зоне, затрагиваемой программой, и нарушение которых может привести к социальным конфликтам.
Слайд 31Косвенная эффективность
Выражается прежде всего в добавленной стоимости сторонних организаций, полученной
последними от продукции и услуг, реализованных в рамках программ муниципального
развития.
Сюда относится добавленная стоимость организаций, привлеченных для проектирования, строительства, поставки оборудования и комплектующих, предоставления различных услуг и прочее.
Слайд 32Расширение деятельности одних организаций через эффекты
Мультипликатора вызывает эффекты для других
организаций.
Косвенная выгода от создания новых рабочих мест в регионе;
Активизация застройки
территории МО;
Изменение рыночной стоимости жилья и др. вместе составят совокупную (интегральную) эффективность проекта.