Слайд 1Гештальт-терапевтические техники в психологическом консультировании: основные положения и концепция, контакт
и сопротивление контакту
Выполнили:
Студентки группы ПС-32
Игнатенко Наталья
Ротарь Галина
Слайд 2Гештальт-терапия - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом.
Слайд 3Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания
человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя,
достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром.
Слайд 4
2. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное
целое, которое называют полем организм - окружающая среда.
Положения ГТ:
1. Человек
представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.
Слайд 55. Контакт - базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в
безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды,
растений и живых существ.
3. Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.
4. Осознание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде.
Слайд 66. Здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для
организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия,
мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте.
7. Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь .
Слайд 7Основная цель — помочь человеку полностью реализовать свой потенциал.
Вспомогательные:
1) обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания;
2) смещение локуса контроля
вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности;
3) обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.
Цели психологической помощи:
Слайд 8Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента, пытается
облегчить выражение этих чувств. Его роль — роль активного, живого,
творческого, сопереживающего, изменчивого союзника в поисках собственного “Я” клиента.
Позиция психолога
Назначение — активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.
Слайд 9Позиция клиента
В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя
право на собственные интерпретации, позиции и, главное, — на осознавание
“паттернов”, схем своего поведения и жизни.
Слайд 10востребованность со стороны клиента в психотерапии;
готовность изменить что-то в своей
жизни и (или) в своем состоянии;
способность принятия на себя личной
ответственности за свое существование в этом мире;
способность критически относиться к своему поведению.
Показания к применению ГТ
Слайд 11лицам с соматическими заболеваниями на стадии явных органических изменений внутренних
органов, т.к. проведение фрустрирующей терапии вызовет обострение органического процесса.
Таким
лицам показаны нефрустрирующие формы терапии.
Противопоказана ГТ:
Слайд 12у лиц с выраженными изменениями личности в виде:
ригидности;
застреваемости;
резонерства;
аморфности мышления;
с наличием активной психопатологической продукции;
с выраженной интеллектуальной
недостаточностью.
Неэффективна ГТ:
Слайд 13недооценка гештальт-терапией когнитивных аспектов личности, односторонность ориентации на сиюминутные переживания.
тенденция
представителей концепции избегать объяснений и оставлять клиента одного со своими
переживаниями;
приверженность гештальт-терапии к различным техникам открывает путь к злоупотреблению технической стороной дела в ущерб углубленной психологической работе.
Недостатки ГТ
Слайд 14«Экспериментальный диалог»/ «диссоциированный диалог»;
«Идти по кругу»;
Техника «наоборот» («перевертыш») ;
«Экспериментальное преувеличение»;
«Я несу
за это ответственность»;
«Психодрама».
Псхотехники
Слайд 15фигура и фон;
осознание и сосредоточение на настоящем;
полярности;
защитные функции;
зрелость.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ГТ:
Слайд 17В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает
ту, которая для него в данный момент наиболее важна и
значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.
Слайд 18Основным условием формирования и завершения гештальта является способность человека осознавать
себя и свою доминирующую потребность в данный момент.
ОСОЗНАНИЕ И
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА НАСТОЯЩЕМ
Слайд 21Защитные механизмы - это такие маневры и способы мышления и поведения,
к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала.
Некоторой аналогией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии является прерывание контакта со средой.
Слайд 23Слияние - механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий,
стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет
разницы между Я и не-Я, различий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собственной потребности.
Слайд 25При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда.
В соответствии с
перлзовской пищевой метафорой, он "проглотил" все ценности своих родителей, школы
и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было.
Слайд 27Человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает
их другим. Так, подозрение о том, что кто-то не любит
его, в большинстве случаев может быть основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям.
проекция
Слайд 29Ретрофлексия - это делание себе того, что человек первоначально делал, пытался
или хотел делать другим людям или с другими людьми.
Слайд 31Дефлексия - способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание
прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и
общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вяло и неэффективно.
Слайд 33ПОЛЯРНОСТЬ проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы,
но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность
являются критериями невротического характера данного механизма.
Слайд 34Перлз определяет зрелость, или психическое здоровье, как способность перейти от опоры на
среду и от регулирования средой к опоре на себя и
саморегуляцию.
Зрелость
Слайд 35* расширение осознавания;
* интеграция противоположностей;
* усиление внимания к чувствам;
* работа
с мечтами (фантазией);
* принятие ответственности за себя;
* преодоление сопротивления.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Слайд 36Аутентичная личность знает различия между своими ощущениями и мыслями, фантазиями,
не приписывает реальности свои представления, не требует от нее соответствия
своим ожиданиям. Принимать на себя ответственность - это прежде всего отвечать за свой внутренний мир, понимать свои чувства и потребности и действовать в соответствии с ними, доверять интуиции.
Слайд 38Хороший контакт обозначает взаимодействие с природой и другими людьми без
потери индивидуальности. После переживания контакта типичным является отступление, чтобы интегрировать
то, что было узнано. Гештальтисты обучают клиента лучше осознавать свое тело, ощущения и самих себя по отношению к окружающей среде.
Слайд 39С точки зрения гештальта СОПРОТИВЛЕНИЕ относится к защитным механизмам, развиваемым
нами, которые препятствуют нам испытывать настоящее наиболее полным и реальным
способом.
Слайд 40ИНТРОЕКЦИЯ. Когда человек интроецирует, он пассивно усваивает то, что предлагает
окружающая среда. При этом тратится мало времени на прояснение того,
чего он хочет или в чем нуждается.
Слайд 41ПРОЕКЦИЯ - противоположность интроекций. В проекции мы отчуждаем некоторые аспекты
самого себя, приписывая их окружающей среде.
Слайд 42РЕТРОРЕФЛЕКСИЯ состоит в том, что мы причиняем себе то, что
желали бы сделать с кем-то другим.
Слайд 43Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других,
не может определить, где кончается его "Я" и где начинается
"Я" другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения "мы" вместо "я".