Слайд 1Гидроавиация
Российская гидроавиация периода IMB
Слайд 2Гидроавиация
Гидроавиация - водная авиация, летательные аппараты которой снабжены плавательными приспособлениями
(поплавками), дающими им возможность производить подъём с воды и спуск
на воду
Слайд 3Гидросамолет
самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность.
Разновидности: Амфибия,
Летающая лодка, Поплавковый гидросамолёт, Гидросамолёт на подводных крыльях, Реактивный гидросамолёт
Слайд 4Амфибия
На таких самолетах установлено сухопутное шасси для посадки на твердую поверхность, или
шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например воздушная подушка.
Слайд 5Летающая лодка
самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виделодки, приспособленной для быстрого
перемещения по поверхности воды.
Слайд 6Поплавковый гидросамолёт
обычный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один,
два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
Слайд 8М-5
М-5 — летающая лодка конструкции Д. П. Григоровича. Прототип был собран в апреле 1915 года, а в
мае на Крестовском острове в Санкт-Петербурге лётчик Я. И. Седов-Серов совершил на нём первые полёты
Слайд 9Строительство М-5 развернулось довольно крупной серией. Всего морская авиация получила
183 машины. Только в авиацию Чёрного моря с июля 1915 по
июнь 1917 года поступил 71 самолёт, примерно 60 было направлено в авиашколы. Некоторые М-5 прослужили до конца Гражданской войны.
Слайд 10Компоновка самолета и удачное сочетание всех элементов конструкции с размещением
силовой установки ставили летающую лодку М-5 в ряд выдающихся творений
своего времени. Интересно, что Григорович неоднократно пытался улучшить летные качества М-5 за счет установки более мощного двигателя, но это приводило лишь к обратным результатам.
Слайд 12М-9
Летающая лодка М-9 Этот гидросамолет оказался очень удачным по своим мореходным
и летным качествам. Вместе с летающей лодкой М-5 ои создал
Д. П. Григоровичу заслуженную славу. Самолет М-9 был выпущен в декабре 1915 г., летные испытания проходил в Баку с 25 декабря по 9 января 1916 г.
Слайд 13К числу положительных свойств М-9, как и других летающих лодок
с вогнутым реданом или со слабой поперечной килеватостью, относилась их
способность выполнять взлет и посадку со снега.
Слайд 14Положение М-9 как основного военного гидросамолета было вполне прочным лишь
до начала 1917 г. Противником его были немецкие поплавковые “Альбатросы”
(“жуки”, как их у нас называли) с различными двигателями все возраставшей мощности, начиная от 100 л. с. в 1915 г. до 225 л. с. к концу 1917 г. Последние “Альбатросы” имели скорость до 160 км/ч и были вооружены неподвижным пулеметом вперед и турельным назад.
Слайд 15В отличие от М-5 в конструкции М-9 были обычные шпангоуты,
а не раскосы, и толщина фанеры была несколько большей. Крылья
и оперение не имели особенностей. Масса пустого самолета была 1060 кг при выходе с завода, но в эксплуатации она возрастала на десятки килограммов из-за отсыревания дерева и полотна, а также в результате ремонтов. Полная нагрузка была в пределах 480-550 кг, но для старых и ремонтированных самолетов она снижалась. Скорость достигала 110 км/ч (при посадочной 85 км/ч), но на старых самолетах с неполноценными двигателями она падала до 90 км/ч и ниже. Потолок: не превосходил 3000 м.
Слайд 16К началу 20-го века в условиях повышенной боевой активности морская
авиация уже не ограничивалась одной только разведкой: круг ее боевых
задач стал неуклонно расширяться, потребовались авианесущие корабли. Какими же представлялись они специалистам тех лет?
Слайд 18Первым гидроавианосцем была «Орлица», вступившая в строй Балтийского флота в
феврале 1915 года. Переоборудованная из парохода «Императрица Александра», она имела
на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме.
Слайд 19На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и
масла, а также сласарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. Самолеты спускали
на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов.
Слайд 20Параметры
Водоизмещение 3800 т
Длина 91,5 м
Ширина 12,2 м
Осадка 5 м
Технические данные
Силовая
установка Два паровых котла адмиралтейской системы и трёхцилиндровая паровая машина
тройного расширения
Мощность 2200 л. с.
Скорость 12 узлов
Дальность плавания 5 000 миль (на 9 узлах)