Слайд 1Голищева Кира Эдуардовна
1 тетрадь – 48 листов для лекций
(в
клеточку)
https://vk.com/id85444980 - личная страница
https://vk.com/club185516535 - группа для студентов
Слайд 2
Тема:
«Общие представления о жизни. Уровни организации жизни. Организм. Признаки
живых организмов»
Слайд 3
Естествозна́ние - совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах.
Естествознание
возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в
XVII—XIX веках.
Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
Слайд 4Старинное название природы ─ естество.
Поэтому науки о природе называют
естественными.
Тела
Явления
природы
Вещества
Естественные
науки
Что изучают
естественные науки?
Тела ―
это определённые предметы или живые
существа
Вещества ―
это материалы,
из которых состоят тела
Явления
природы ― это определённые изменения,
происходящие
в природе
Слайд 5Познакомимся с основными науками о природе
Естественные науки
Астрономия
Геология
География
Биология
Экология
Химия
Физика
Слайд 6Химия — наука о веществах и их превращениях
Неорганическая
Химия
Органическая
Аналитическая
Физическая
и коллоидная
Биологическая
Слайд 7Ядерная
Физика
Физика
элементарных
частиц
Молекулярная
Физика плазмы
Атомная
Физика
твёрдого тела
Термодинамика
Теория
относительности
Оптика
Электро-
динамика
Механика
Физика изучает разнообразные явления природы
Слайд 8Наука о небесных телах ─ астрономия
Слайд 9География
Страноведение
Картография
Биогеография
Геоморфология
География
почв
Гляциология
Климатология
Физическая
география
Экономическая
география
Океанология
География — описание Земли
Слайд 10Цитология
Биология
Энтомология
Бактериология
Микология
Орнитология
Ихтиология
Териология
Анатомия
Физиология
Зоология
Ботаника
Биология — наука о живой природе
Слайд 11Экология — наука о взаимоотношениях организмов
между собой и с окружающей
их средой,
о взаимодействии человека и природы.
Слайд 12Геология — наука о Земле, её форме, строении,
составе и
развитии.
Слайд 13
Наука как сфера человеческой деятельности.
Научные инструменты
Слайд 14Научный факт (греч. factum - сделанное) им является лишь тот
факт, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод (греч. methodos –
путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Слайд 15Научные методы
Описательный – сбор фактического материала и его описание.
Сравнительный –
выявление сходства и различия между организмами и их частями.
Исторический –
сопоставление фактов с ранее известными фактами.
Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.
Слайд 21Окружающий нас живой мир – это совокупность биологических систем разной
степени сложности, образующих единую иерархическую систему.
Слайд 22Система – совокупность взаимосвязанных компонентов.
Биологическая система – совокупность взаимосвязанных компонентов,
обладающая свойствами живого.
Слайд 23Уровни живой природы
органно-тканевый
организменный
популяционно-видовой
экосистемный
биосферный
биогеоценотический
молекулярный
клеточный
Слайд 25Молекулярный уровень
Органические и неорганические молекулы, входящие в состав живых систем
Слайд 26Клеточный уровень
Клетка – единица строения и жизнедеятельности клеточных организмов.
Слайд 27Органно-тканевый уровень
Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и жизнедеятельности
и связанных друг с другом межклеточным веществом.
Орган – часть
тела с определенным строением и функциями.
Слайд 28Организменный уровень
Организм – отдельное живое существо.
Этот уровень представлен как многоклеточными,
так и одноклеточными организмами
Слайд 29Популяционно-видовой
уровень
Популяция – относительно изолированная часть вида.
Слайд 30Популяционно-видовой
уровень
Вид – совокупность особей, сходных по строению и жизнедеятельности,
свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство и занимающих в природе
определенный ареал.
Ареал – территория, на которой обитает вид; область распространения вида
Слайд 31Биогеоценотический
уровень
Биогеоценоз – совокупность живых организмов и неживой природы данного
местообитания.
Слайд 32Биосферный уровень
Биосфера – живая оболочка Земли; совокупность всех биогеоценозов.
Слайд 33
Какой уровень
организации
живой природы
изображен
на рисунке ?
Слайд 34Характеристика уровней организации живой материи
Каждый уровень обладает всеми основными
свойствами живого.
Эти системы специфичны, имеют свои закономерности, свои методы исследования.
Выделение
уровней организации жизни условно, т.к. они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.
Слайд 35
Организм (лат. оrganizo- «устраиваю», «придаю стройный вид»)
— это самостоятельно существующая
единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое
целое на различные изменения внешней среды.
Слайд 36
Организм может существовать лишь при постоянном взаимодействии с окружающей его
внешней средой и самообновляется в результате такого взаимодействия
Слайд 37Признаки живых организмов
Сходный химический состав.
Клеточное строение.
Обмен веществ и энергии.
Питание.
Дыхание.
Выделение.
Движение.
Рост и
развитие.
Раздражимость.
Размножение.
Слайд 38Сходный
химический состав
В состав живых организмов входят те же химические
элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных
элементов в живом и неживом неодинаково.
Элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, алюминием и натрием. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента — углерод, кислород, азот и водород.
Только в живых организмах можно выделить органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Организмы способны накапливать отдельные химические элементы.
Слайд 48Законспектировать в тетрадь определения:
Факт
Аксиома
Гипотеза
Теория
Доказательство
Эксперимент
Закон
Истина
Слайд 49Ответить на вопросы:
Существует мнение, что химический состав объектов живой и
неживой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку
зрения.
Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма?
Всегда ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Приведите примеры.
Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один (например, только обмен веществ.)
Слайд 50Заполнить таблицу:
«Уровни организации живой материи»
Слайд 51Биологический диктант
Популяционно-видовой уровень.
Естествознание
Биосферный уровень.
Организм
Молекулярный уровень
Клеточный уровень
Организменный уровень
Биогеоценотический уровень.
Органно-тканевой (тканевой) уровень